Физическое развитие студентов высших учебных заведений г. Уфы
- Авторы: Горбаткова Е.Ю.1, Зулькарнаев Т.Р.2, Ахмадуллин У.З.2, Ахмадуллина Х.М.3, Хуснутдинова З.А.1, Мануйлова Г.Р.1, Горбатков С.А.4
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
- ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
- Выпуск: Том 99, № 1 (2020)
- Страницы: 69-75
- Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья опубликована: 30.01.2020
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/0016-9900/article/view/640114
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-99-1-69-75
- ID: 640114
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Проведено комплексное гигиеническое исследование, целью которого являлась оценка физического развития, а также условий и образа жизни студентов вузов.
Материал и методы. В эксперименте приняли участие 1820 обучающихся 4 вузов г. Уфы Республики Башкортостан. Проведена оценка физического развития студентов с использованием сертифицированных приборов. Организовано анонимное анкетирование, направленное на изучение условий и образа жизни студентов.
Результаты. Установлено, что только у 74,7% студентов показатель индекса массы тела находится в пределах нормы. Проведение ранжирования с использованием перцентилей показало, что диапазон показателей силы кисти от до у девушек составил от 22 до 28,5 кг, у юношей – от 40 до 52 кг. У каждого третьего студента выявлено функциональное напряжение механизмов адаптации (31,2%). При проведении анкетирования студентов определён главный «поглотитель времени» для современной молодёжи: среднее время пребывания в социальных сетях в будни составляет 4,8 ± 0,24 ч. Выявлен значительный дефицит ночного сна у студентов: средняя продолжительность ночного сна в будни составляет всего 6,4 ± 0,27 ч. Лишь каждый шестой студент посещает спортивную секцию (17,5%). Определено, что к группе высокого риска для здоровья относятся 14,9% студентов. С помощью информационных нейросетевых технологий разработана концептуальная модель оценки риска для здоровья в зависимости от физического развития, условий и образа жизни студентов, а также предложена система мероприятий, направленная на оптимизацию условий обучения и формирование позитивного гигиенического поведения обучающихся.
Заключение. Определены негативные изменения в физическом развитии молодёжи: тенденция к астенизации молодёжи, снижение силовых показателей (по сравнению с поколениями обучающихся начала 2000-х годов), уменьшение адаптационных возможностей организма и др. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодёжи.
Об авторах
Елена Юрьевна Горбаткова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Автор, ответственный за переписку.
Email: gorbatkovaeu@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1720-3253
Кандидат пед. наук, доцент кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», 450000, Уфа.
e-mail: gorbatkovaeu@mail.ru
РоссияТ. Р. Зулькарнаев
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: noemail@neicon.ru
Россия
У. З. Ахмадуллин
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: noemail@neicon.ru
Россия
Х. М. Ахмадуллина
Частное образовательное учреждение высшего образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»
Email: noemail@neicon.ru
Россия
З. А. Хуснутдинова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Email: noemail@neicon.ru
Россия
Г. Р. Мануйлова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Email: noemail@neicon.ru
Россия
С. А. Горбатков
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Email: noemail@neicon.ru
Россия
Список литературы
- Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: КНО-РУС; 2012. 240 с
- Tovar G., López G., Ibáñez M., Alvarado R., Lobelo F., Duperly J. Institutionalized physical activity curriculum benefits of medical students in Colombia. Educ Health (Abingdon). 2016; 29 (3): 203-9.
- Andres A.S. Physical education of students, considering their physical fitness level. Phys Educ Stud. 2017; 3: 103-7. (in Ukraine)
- WHO: Global Data baseon Body Mass Index (BMI). Available at: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-revention/nutrition/data-and-statistics
- Баранов А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сб. материалов (выпуск VI). М.: ПедиатрЪ; 2013. 192 с.
- Мартынова Е.Ю., Колокольцев М.М. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья. Современные проблемы науки и образования. 2016; 6: 8.
- Сизова Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Международный научно-исследовательский журнал. 2014; 11 (30): 39-42.
- Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю., Титова С.П. Роль ноосферного подхода в формировании здоровьеразвивающей образовательной среды. Вестник ВЭГУ. 2015; 5 (79): 14-23.
- Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний: монография. М.; 1997. 236 с.
- Миллер Л.Л. Спортивная медицина. М.: Человек-город; 2017. 256 с.
- Горбаткова Е.Ю., Горбатков С.А. Определение прогностических рисков возникновения отклонений в состоянии здоровья студентов в зависимости от уровня сформированности здоровьесберегающего поведения. Современные проблемы науки и образования. 2015; 1-1: 1396.
- Горбатков С.А., Горбаткова Е.Ю. Использование байесовской регуляризации модели анализа условий и образа жизни обучающейся молодежи. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3 (59): 86-95.
- Горбатков С.А., Горбаткова Е.Ю. Использование нейросетевого моделирования зависимостей при комплексном анализе состояния здоровья студентов высших учебных заведений. Фундаментальные исследования. 2015; 1 (7): 1339-44.
- Горбаткова Е.Ю., Горбатков С.А. Медико-социальная модель формирования у студентов вузов ценностных ориентаций в отношении ЗОЖ и оценка её результативности. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3 (59): 77.
- Горбатков С.А., Фархиева С.А., Горбаткова Е.Ю. Метод агрегирования переменных нейросетевой модели в обратных задачах восстановления зависимости в условиях высокой размерности пространства признаков и зашумленности данных. Вестник Евразийской науки. 2018; 1: 1-14.
- Кочелаевская И.Е. Соматотипологические особенности физического развития девушек 18-19 лет: дис.. канд. мед. наук. Саратов; 2018. 112 с.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2008. 216 с.
- Орлова С.В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов: дис. … канд. мед. наук. Ростов-на-Дону; 2004. 224 с.
- Monsivais Р., Aggarwal А., Drewnowski А. Time Spent on Home Food Preparation and Indicators of Healthy Eating. Am J Prev Med. 2014; 47 (6): 796-802
- Здоровье населения и образовательная политика: монография (под общей ред. Х.М. Ахмадуллиной и А. Ванчовой). ВЭГУ, университет им. Я.А. Коменского в Братиславе (Словакия). Уфа; Братислава; 2016. 163 с.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. и соавт. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков): монография. 2-е изд. М.: Научный центр здоровья детей РАМН; 2010. 102 с.
- Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Зулькарнаева А.Т., Казак А.А. Влияние социально-гигиенических факторов на состояние здоровья подрастающего поколения. Современные проблемы науки и образования. 2017; 2: 15.
- Драгич О.А., Сидорова К.А. Физическое развитие как комплекс морфофункциональных показателей. Успехи современной науки. 2017; 11: 182-6.
- Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З., Горбаткова Е.Ю. Социально-педагогические аспекты безопасной жизнедеятельности детей и подростков. Вестник ВЭГУ. 2017; 3 (89): 8.
- Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М. Гигиеническая оценка питания студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2019; 98 (5): 540-5.
- Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Выпуск VII. Под ред. В.М. Кучмы, Н.А. Скоблиной, О.Ю. Милушкиной и др. М.: Литтерра; 2019. 176 с.
- Кубиева С.С., Ботагариев Т.А., Жетимеков Е.Т. Физическая подготовленность и физическое развитие студентов вузов различного профиля. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018; 2 (9): 26-49.
- Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 г. https://gks.ru/compendium/document/13282
- Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья населения. Женева: ВОЗ; 2010. 58 с.
- Сетко И.М. Научно-методические подходы к оценке и управлению рисками здоровью учащихся общеобразовательных учреждений: дис. … д-ра мед. наук. Оренбург; 2018. 251 с.
Дополнительные файлы
