Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе
- Авторы: Кучма В.Р.1, Ткачук Е.А.2, Шишарина Н.В.3, Подлиняев О.Л.3
-
Учреждения:
- НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» Министерства здравоохранения РФ
- ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет» Министерства образования РФ
- Выпуск: Том 98, № 3 (2019)
- Страницы: 288-293
- Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья опубликована: 14.10.2020
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/0016-9900/article/view/640206
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-3-288-293
- ID: 640206
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В работе представлены гигиенические подходы к разработке методики гигиенической оценки педагогических технологий для безопасности здоровья обучающихся и эффективности для повышения качества образования. Целью исследования явилась гигиеническая оценка инновационных технологий обогащённого обучения в начальной школе.
Материал и методы. Обследованы 125 детей начальных классов второго года обучения в двух образовательных организациях г. Иркутска. Одна группа детей обучалась по технологии обогащённого обучения (60 детей), вторая – по типовой общеобразовательной программе (65 детей). Изучены гигиенические факторы организации образовательного процесса с помощью методики оценки напряжённости учебного труда, условия организации образовательного процесса, а также тексты учебников на предмет удобочитаемости (индекс Флеша) и понимаемости текстов (показателя Фога). Полученные данные сопоставлены с основными критериями состояния нервно-психического развития детей: интеллектуальное развитие (по методике теста Равена с определением способностей к выделению взаимосвязей, аналогии, перегруппировки, разложению и прогрессивному изменению в матрицах фигур), умственная работоспособность (по методике В.Я. Анфимова), краткосрочная память (тест Рея).
Результаты. Установлено, что при инновационной технологии обучения напряжённость учебного труда приближается к 3 степени тяжести учебного труда по критерию интеллектуальных нагрузок: 2,9 ± 0,16 баллов при технологии обогащённого обучения и 2,2 ± 0,09 балла в условиях обучения по типовой программе (р < 0,05). Статически выше были также показатели сенсорной и эмоциональной напряжённости учебного труда при технологии обогащённого обучения (р < 0,05). Увеличение напряжённости учебного труда сопровождалось снижением показателей интеллектуального развития, краткосрочной памяти и умственной работоспособности (р < 0,05).
Выводы. Необходима комплексная гигиеническая оценка безопасности для здоровья и эффективности инновационных педагогических технологий на основе разработанной методики. Предложено допускать педагогическую технологию к использованию в образовательных организациях только после гигиенической экспертизы её апробации в образовательном процессе.
Об авторах
Владислав Ремирович Кучма
НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchmavr@nczd.ru
ORCID iD: 0000-0002-1410-5546
Член-корреспондент РАН, доктор мед. наук, профессор, директор НИИ гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 105064, г. Москва.
e-mail: kuchmavr@nczd.ru
РоссияЕ. А. Ткачук
ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» Министерства здравоохранения РФ
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-7525-2657
Россия
Н. В. Шишарина
ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет» Министерства образования РФ
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-2246-3407
Россия
О. Л. Подлиняев
ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет» Министерства образования РФ
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-6633-3997
Россия
Список литературы
- Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 32-7.
- Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа. Фундаментальные исследования. 2011; 12 (3): 506-10.
- Колмагорова, А. В. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте. Психотерапия. 2007; 2: 13-4.
- Кучма, В. Р., Звездина И. В. , Жигарева Н. С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (4): 9-12.
- Ткачук Е.А. Показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста Иркутска в условиях информатизации общества. Казанский медицинский журнал. 2013; XСIV (6): 864-6.
- Ткачук Е.А., Мыльникова И.В., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников. Экология человека. 2014; 6: 20-4.
- Шишарина Н.В. Технология обогащающего обучения: теория и практика: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд. Иркут. гос. пед. ун-та; 2008; 204 с.
- Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда обучающихся (методические рекомендации). Иркутск; 2014; 24 с.
- Ткачук Е.А. Проблемы оценки учебных текстов (монография). Иркутск: Изд. ИрГТУ; 2009; 85 с.
- Ткачук Е.А. Оценка информационно-психологической безопасности школьных учебников. Профилактическая медицина. 2014; 51 (2): 69-72.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС. 1996. 529 с.
- Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
- Подлиняев О.Л. Эффективная память. Иркутск: изд. ИГУ; 2016; 199 с.
- Гафурова Н.В. Современные проблемы науки и образования. 2012; 3: URL: www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения: 08.03.2018).
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды: научное издание. М.: Педагогика. 1989; 560 с.
Дополнительные файлы
