О трансформации экономики лесного сектора
- Авторы: Чочаев А.Х.1
-
Учреждения:
- Почвенный институт имени В.В. Докучаева РФ
- Выпуск: № 3 (2019)
- Страницы: 8-11
- Раздел: Экономика и управление
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/2500-2082/article/view/15219
- DOI: https://doi.org/10.30850/vrsn/2019/3/8-11
- ID: 15219
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализированы проблемы развития лесного комплекса России, связанные с социальными, экологическим и инфраструктурными вопросами, решение которых невозможно без государственного участия. Рассмотрены причины плохой приспособленности рыночной экономики лесного комплекса к длительным периодам развития, а также к экологическим последствиям экономической деятельности, включая загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, утрату биологического разнообразия, вред здоровью населения. Анализ особенностей рыночной экономики лесного комплекса выполнен на отечественных и зарубежных примерах, серьезным недостатком которых является оторванность процесса окупаемости инвестиций от выбранного направления экономического развития. Омоложение лесов таким образом приводит к снижению или даже утрате биосферных свойств лесов по регулированию поверхностного стока атмосферных осадков и формированию запасов грунтовых вод. Известно, что в лесах Европейской части России скопились большие запасы низкотоварной древесины хвойных и лиственных пород. Показано, что для вовлечения ее в использование необходимо поменять принципы расчетов годичного пользования и фактически заново разработать нормативную базу промежуточного пользования лесными древесными ресурсами. Выделено четыре блока управления лесами в рыночной экономике лесного комплекса: государственное лесоустройство и выполнение среднесрочного и долгосрочного планирования всех видов работ в лесах, с учетом материалов государственной инвентаризации лесов и оценки состояния и тенденций развития внутреннего и внешних рынков лесоматериалов; охрана и защита лесов от пожаров и других неблагоприятных природных факторов (насекомые, грибы, загрязнение); проведение плановых лесозаготовок с дифференцированным использованием всех видов древесины и организация лесовосстановления с учетом разнообразия условий произрастания и возможностей использования земель государственного лесного фонда России. Целесообразно создание экономических механизмов стимулирования деятельности всех предприятий и учреждений лесного комплекса России по переходу на новые экологически обоснованные технологии работ в лесу. Необходим гибкий экономический механизм включения в стоимость заготовленной древесины затрат на управление лесами для восстановления экологических, экономических, социальных и культурных свойств лесов.
Полный текст
Ни в одной стране мира еще не создана достаточно устойчивая лесная экономика, опирающаяся на действие только рыночных сил. Главные проблемы, которые не может решить рыночная экономика лесного комплекса без государственного участия, связаны с социальными, экологическими и инфраструктурными вопросами экономического развития, особенно, если требуются длительные периоды времени, специальные научные знания и существенные инвестиции.
Мировое бизнес-сообщество предложило экологический ущерб от экономической деятельности компенсировать денежными выплатами или штрафами. Ясно, что принцип «загрязнитель - платит» не ликвидирует причину (загрязнение), что, конечно, никого не устраивает.
Изначально рыночная экономика развивалась не как глобальная система, а как локальная и национальная, когда главная задача была - максимизировать прибыль. В ней демонстрировались преимущества краткосрочных интересов - окупаемость инвестиций за 10-20 лет. Но в этом и заключается серьезный недостаток рыночной экономики: инвестиции-то окупятся, а направление экономического развития выбрано или ошибочно иди пагубно для населения, то есть для потребителей.
Приведем характерный пример - обеспечение сырьем целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) где-нибудь в населенной части нашей страны с развитой инфраструктурой. Так, вы распланировали короткий оборот рубки (40 лет) и вскоре вдруг остались без источников водоснабжения, причем не только для производства, но и населения. Потому что именно старый (спелый) лес - это тот самый биотический лесной насос, который определяет круговорот воды на суше и регулирует поверхностный сток атмосферных осадков. Без воды целлюлозы из древесины не получить. А если очищать отработанную воду и повторно использовать (замкнутый цикл), то себестоимость целлюлозы зашкалит и выбросит вас с этого рынка. По аналогичным причинам сворачивается целлюлозно-бумажное производство в высокоразвитых странах (Евросоюз, Канада, США). Спрос на целлюлозу непрерывно растет, но из Бразилии и Индонезии она дешевле, а своя вода чище.
Поэтому рыночная экономика в лесном комплексе нашей страны должна сопровождаться системой мер государственного регулирования, особенно при решении стратегических задач, свойственных лесному хозяйству и всему лесному комплексу, когда следует планировать на 20-50-100 лет.
Известно, что во времена бывшего Советского Союза существовала система централизованного долгосрочного планирования и называлась она Госплан. Правда, экологические последствия не учитывались. Но ведь в плановой экономической системе было разработано немало эффективных направлений, которые нашли развитие в других странах, в частности в США и в Евросоюзе, но не получили творческого развития в новой России.
Во многих странах мира локальные и региональные экологические проблемы лесного комплекса успешно решаются путем централизованного принятия решений на основе среднесрочных и долгосрочных планов развития территорий. В нашей стране доминирование земель государственного лесного фонда (далее ГЛФ), занимающих 65% площади всей суши в структуре выделяемых категорий земель России [1, 2], обусловливает необходимость государства, в лице федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ, организовать эффективную охрану и защиту лесов от пожаров и других природных неблагоприятных факторов (насекомые, грибы, микроорганизмы). Также необходимо планировать все работы в лесном комплексе страны на реальные сроки жизни леса, а не на пятилетия или десятилетия. Среднесрочное и долгосрочное планирование управления лесами - предмет деятельности государственного лесоустройства, использующего также и материалы государственной инвентаризации лесов. Государство, будучи собственником ГЛФ, заинтересовано и в получении лесного дохода, и в устойчивом развитии экономики без ущерба для окружающей среды. Здесь законы рынка суровы: эффективность управления собственностью определяется величиной прибыли. При этом совсем неважно кто собственник лесов - частная компания или государство. Главное - эффективное управление, а значит - высокий лесной доход, сполна окупающий все затраты на управление этой собственностью. Поэтому государство просто обязано иметь информационную систему отслеживания состояния внутреннего и внешних рынков лесоматериалов. [3, 4] Соотнесение состояния этих рынков с продукционными возможностями лесных экосистем, в зависимости от их географического положения и соответствующих транспортных расходов по вывозке для последующей переработки, определяет направления и темпы модернизации частных предприятий лесопромышленного комплекса.
В настоящее время в ГЛФ на Европейской части России сохраняются последствия многолетних промышленных крупномасштабных лесозаготовок хвойной древесины, проводившихся как в послевоенные годы, так и в последние десятилетия. В лесах скопились большие запасы низкотоварной древесины хвойных и лиственных пород, которую не используют в силу разных причин. Но с учетом практически неограниченного европейского спроса на древесное биотопливо в форме гранул (пеллеты) и брикетов, изготавливаемых из самых разнообразных древесных отходов, обусловленного реализацией Энергетической стратегии Евросоюза, существует возможность утилизации этих запасов в течение ближайших 15 лет. Исследования российских лесоводов совместно с Европейским институтом леса в Йоенсуу (Финляндия) в 1995-2001 годах показали, что есть и другой лесной ресурс - ежегодный естественный отпад древесины в ходе роста и развития лесов, стоимость которого оценена 350...400 млн м3/год. [2] Необходимо включить в состав работ по лесной таксации инструментальный учет объемов ежегодного естественного отпада древесины. Следует поменять принципы расчетов годичного и заново разработать нормативную базу промежуточного пользования лесными древесными ресурсами.
В рыночной экономике лесного комплекса целесообразно не забывать о неизменных и неизбежных видах работ по управлению лесами как собственностью государства: государственное лесоустройство и выполнение среднесрочного и долгосрочного планирования всех видов работ в ГЛФ (с учетом материалов государственной инвентаризации лесов, оценки состояния и тенденций развития внутреннего и внешних рынков лесоматериалов); охрана и защита лесов от пожаров и других неблагоприятных факторов; проведение плановых лесозаготовок с дифференцированным использованием всех видов древесины; организация лесовосстановления с учетом всего разнообразия условий произрастания и возможностей использования земель ГЛФ [3].
Опыт развития лесного комплекса России показывает, что освоение лесных ресурсов без государственного финансирования строительства транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры, не имеет коммерческой выгоды для частного капитала, а из-за недостатка экономически независимых людей, которые могли бы заниматься предпринимательством без государственного участия, успешно развиваются только крупные лесопромышленные компании.
Вместе с тем, многолетний зарубежный опыт показывает, что в рыночной экономике существует необходимость государственного регулирования, прежде всего, основных направлений развития экономики, без чего невозможно решить экологические проблемы экономического развития, сохранить леса для будущих поколений.
В современном лесном законодательстве России для частного предпринимательства практически все ограничения на лесозаготовки сняты, кроме произвола чиновников на местах, также совершенно не учтена инерционность лесоводства и лесного хозяйства в целом.
Причина в том, что древесные ресурсы служат постоянным коммерчески привлекательным свойством лесов и, при правильно организованном ведении лесного хозяйства, они становятся возобновляемым природными капиталом. Причем площадь таких лесов не так велика в России, как можно было бы предположить, исходя из общей площади ГЛФ или даже площади земель покрытых лесной растительностью. [2]
Тем не менее, около 50 субъектов Российской Федерации имеют существенный доход от лесного комплекса страны, и в этих регионах лучше всего понимают, что проблемы накопились на стыке интересов трех важных участников лесных отношений:
частного предпринимательства и местного населения — получить в пользование на условиях аренды и купли насаждений в рубку лесные ресурсы, в объеме, достаточном для длительного получения прибыли от использования государственного имущества — лесов, и предоставить хорошо оплачиваемую работу местному населению;
субъектов Российской Федерации в области переданных им полномочий по управлению государственной собственностью — лесным фондом, получить свою долю прибыли от распоряжения государственным имуществом;
собственника лесов — государства, в лице федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на управление федеральной собственностью — государственным лесным фондом, сделать лесное хозяйство бездотационным.
На современном этапе нет оснований ожидать сколько-нибудь серьезных изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, потому что это увеличит государственные затраты на систему управления имуществом — лесами. Не следует ожидать и кардинальных изменений в лесном и в экологическом законодательствах страны. Поэтому Федеральное агентство лесного хозяйства России еще долгое время будет выполнять роль уполномоченного наблюдателя за происходящими процессами в лесах, а органы государственного управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации будут обосновывать увеличение субвенций на исполнение переданных им государственных полномочий в области лесных отношений, поскольку другой заинтересованности у них нет в соответствии с действующим Лесным кодексом. [3]
Возможности мобилизации финансовых ресурсов из разнообразных источников для инвестирования в лесной комплекс России зависят от взаимопонимания между потенциальными инвесторами и предприятиями лесного комплекса. Выделим для средней полосы главные условия: стоимость лесной продукции и услуг; соответствующая политика поощрения инвестиций, которую должны вырабатывать государственные структуры, руководствуясь только научными знаниями, а не примитивным балансом сиюминутных затрат и дохода; понимание, что лес требует, кроме пространства, еще и времени для роста и развития порядка 120 лет для полного цикла воспроизводства.
Было бы очень правильно предусмотреть закрепление в лесном законодательстве исполнение стандартов рубок леса, трелевки, раскряжевки, погрузки, вывозки, транспортировки древесины, лесовосстановления, охраны и защиты. Для обеспечения этих положений необходимо разработать методические подходы к оптимизации механизма принятия решений о применении следующих технологий:
рубок леса, в том числе для различных способов лесовосстановления, лесозаготовительных операций (рубка, трелевка, раскряжевка, погрузка, вывозка, транспортировка), древесных пород, включая сплошные рубки, для сохранения биоразнообразия и устойчивого развития лесных экосистем;
учета заготовленной древесины, в том числе на всех этапах ее заготовки, сортировки, вывозки, транспортировки;
лесовосстановления по видам рубок, породам, источникам посадочного материала, способам проведения, организации ухода и защиты от неблагоприятных факторов;
обнаружения, локализации и ликвидации лесных пожаров, очагов массового размножения экономически опасных древоядных насекомых и патогенов;
обнаружения, регистрации и учета незаконной лесозаготовки древесины, включая процедуры взаимодействия с органами правопорядка.
Исторический опыт управления лесами в России, а также опыт зарубежного экономического развития показывают, что концепция управления, в основе которой лежит только максимизация лесного дохода, без учета поддержания экосистемных сервисов лесов, может привести к коренному изменению ландшафтов и видового состава лесов, к общему обеднению природной среды, уменьшению биологического разнообразия и резкому снижению биологической устойчивости лесов. Необходимы долгосрочные программы лесной политики, направленные на рыночные механизмы, которые должны соответствовать мерам правительственного регулирования, включая планы лесоуправления, экономические стимулы и санкции, а также законодательные акты. В России, учитывая и ее федеративное устройство и многообразие укладов жизни, большое практическое значение имеет инвариантность стратегии многоресурсного управления лесами с учетом организации перспективного земельного баланса субъектов Российской Федерации. Создание типовых моделей ведения лесного хозяйства, рекомендуемых для конкретных лесохозяйственных районов, вполне реально в настоящее время. В качестве примера можно взять формат системы лесохозяйственных стандартов в Канаде и в других северных странах. [5]
Об авторах
А. Х. Чочаев
Почвенный институт имени В.В. Докучаева РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: akademavtotrans@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6285-021X
доктор экономических наук, профессор
Россия, 119017, Москва, Пыжевский пер. 7 стр. 2Список литературы
- Иванов, А.Л. Единый Государственный реестр почвенных ресурсов (коллективная монография) / А.Л. Иванов, С.А. Шоба, А.Х. Чочаев и др. — 2014. — Тула. — Издательство ЗАО «ГрифиК».
- Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России: национальное и глобальное значение/А.И. Писаренко, В. Страхов // ФГБОУ МГУЛ, Издательство МГУЛ. — 2011. - 600 с.
- Писаренко, А.И. О лесной политике России (2-е изд., переработанное и дополненное / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. — М:// Издательский Дом «Юриспруденция», — 2012. — 600 с.
- Чочаев, А.Х. Мониторинг состояния сельскохозяйственных земель методом геолокационного зондирования/А.Х. Чочаев, Э.Т. Пягай // Вестник РАСХН. - 2011. - № 6. - С. 9-10.
- Чочаев, А.Х. Стратегическое планирование и межотраслевой лесной баланс, как основа совершенствования организационно-экономического механизма устойчивого управления ЛПК /А.Х. Чочаев // Изд. МГУЛ «Лесной вестник». - 2002. - С. 17.
Дополнительные файлы
