Гигиеническая оценка образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов
- Авторы: Кучма В.Р.1,2, Соколова С.Б.1, Рапопорт И.К.1, Чубаровский В.В.1
-
Учреждения:
- ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
- ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 102, № 4 (2023)
- Страницы: 318-327
- Раздел: МЕДИЦИНА ТРУДА
- Статья опубликована: 29.05.2023
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/0016-9900/article/view/638575
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-318-327
- EDN: https://elibrary.ru/yruqkx
- ID: 638575
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ находится в прямой зависимости от состояния здоровья и психоэмоционального самочувствия учителей.
Цель исследования — обосновать алгоритм оценки обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций на основании анализа образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия учителей.
Материалы и методы. Объекты исследования: педагоги, инструменты оценки здоровьесберегающей деятельности школ. Проведены медицинские осмотры, анкетирование для получения информации о психологическом статусе, образе жизни и организации труда педагогов, выполнен анализ инструментов оценки здоровьесберегающей деятельности школ.
Результаты. Педагогический состав представлен преимущественно женщинами в возрасте от 30 до 59 лет со стажем преподавательской деятельности в среднем 23 года, обследованные имеют благоприятные семейные и жилищные условия. Оптимальная напряжённость деятельности выявлена у 3,3% педагогов, допустимая — у 76,7%, напряжённая 1-й степени (вредная) — у 20,0%. Высокий уровень профессионального стресса имели 74,1% педагогов. Большинство педагогов недостаточно внимания уделяют своему здоровью. Ведущие поведенческие факторы риска: несбалансированное питание, нерациональная организация труда и отдыха, низкая физическая активность.
Ограничения исследования. Использование комплекса методов было одной из сильных сторон исследования, что позволило выявить потенциальные факторы, влияющие на здоровье учителей, и разработать алгоритм оценки обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций. В программу углублённого обследования с определением состояния здоровья и психологического статуса вошли только учителя начальных классов школ Москвы, поэтому результаты исследования могут варьироваться в зависимости от места проживания (региона) и личных характеристик, но могут быть обобщены применительно к лицам, имеющим аналогичные фоновые характеристики и условия.
Заключение. Определены современные профессиональные факторы риска для здоровья педагогов. Предложены показатели и алгоритм оценки обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций.
Соблюдение этических стандартов. От всех участников исследования получено информированное добровольное письменное согласие и разрешение на публикацию персональной медицинской информации в обезличенной форме в журнале «Гигиена и санитария».
Участие авторов:
Кучма В.Р. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Соколова С.Б. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста;
Рапопорт И.К. — сбор материала и обработка данных, редактирование;
Чубаровский В.В. — сбор материала и обработка данных, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.
Поступила: 24.01.2023 / Принята к печати: 24.03.2023 / Опубликована: 29.05.2023
Об авторах
Владислав Р. Кучма
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1410-5546
Россия
Светлана Борисовна Соколова
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Email: sokolovasb@fferisman.ru
ORCID iD: 0000-0001-5895-4577
Доктор мед. наук, вед. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи.
e-mail: sokolovasb@fferisman.ru
РоссияИрина К. Рапопорт
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-9989-4491
Россия
Владимир В. Чубаровский
ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-4587-4791
Россия
Список литературы
- Ганузин В.М. Буллинг, дидактогения и синдром педагогического насилия в отечественных и зарубежных исследованиях. Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020; 20(4): 106–14. https://elibrary.ru/ylmvwa
- Roslyne W.H., Jones B.A. Antisocial behaviour and teacher-student relationship quality: The role of emotion-related abilities and callous-unemotional traits. Br. J. Educ. Psychol. 2021; 91(1): 482–99. https://doi.org/10.1111/bjep.12376
- Вирабова А.Р., Шклярова О.А., Поддуба С.Г. Профессионально-личностное здоровье педагогических работников как фактор успешности образовательной организации. Педагогическое образование и наука. 2020; (1): 23–8. https://elibrary.ru/rpdlcu
- Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. СПб.: Нестор-История; 2018.
- Brütting J., Druschke D., Spitzer S., Seibt R. Health status of long-term sick leave and working female teachers in Germany: A cross-sectional study. Int. J. Occup. Med. Environ. Health. 2018; 31(2): 227–42. https://doi.org/10.13075/ijomeh.1896.01115
- Boström M., Björklund C., Bergström G., Nybergh L., Schäfer Elinder L., Stigmar K., et al. Health and work environment among female and male Swedish elementary school teachers-a cross-sectional study. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2019; 17(1): 227. https://doi.org/10.3390/ijerph17010227
- Woynarowska-Sołdan M. Implementation trial of school staff health promotion: Polish experiences. Health Promot. Int. 2019; 34(5): e47–58. https://doi.org/10.1093/heapro/day068
- Stachteas P., Stachteas C. The psychological impact of the COVID-19 pandemic on secondary school teachers. Psychiatriki. 2020; 31(4): 293–301. https://doi.org/10.22365/jpsych.2020.314.293
- Kim L.E., Oxley L., Asbury K. “My brain feels like a browser with 100 tabs open”: A longitudinal study of teachers’ mental health and well-being during the COVID-19 pandemic. Br. J. Educ. Psychol. 2022; 92(1): 299–318. https://doi.org/10.1111/bjep.12450
- Dadaczynski K., Jensen B.B., Viig N.G., Sormunen M., Кучма В.Р., Vilaga M.T. Здоровье, благополучие и образование: создание устойчивого будущего. Московское заявление по школам, содействующим укреплению здоровья. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020; (1): 56–61. https://elibrary.ru/dupgnc
- Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П., Волынская Е.И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60(4): 244–9. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-4-244-249 https://elibrary.ru/lcmbju
- Ainley J., Carstens R. Teaching and Learning International Survey (TALIS) 2018 Conceptual Framework. Paris: OECD Publishing; 2018.
- Наркевич А.Н., Виноградов К.А. Методы определения минимально необходимого объема выборки в медицинских исследованиях. Социальные аспекты здоровья населения. 2019; 65(6): 10. https://doi.org/10.21045/2071-5021-2019-65-6-10 https://elibrary.ru/mrapst
- Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2021; 29(10): 12–21. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2021-29-10-12-21 https://www.elibrary.ru/qakndw
- Welsh Network of Healthy School Schemes. Indicators for the Welsh Network of Healthy School Schemes National Quality Award; 2010. Available at: https://www.publichealthnetwork.cymru/en/social-determinants/education/welsh-network-of-healthy-school-schemes-wnhss/
- Lee A., St Leger L.H., Ling K.W., Keung V.M., Lo A.S., Kwong A.C., et al. The Hong Kong Healthy Schools Award Scheme, school health and student health: An exploratory study. Health Educ. J. 2018; 77(8): 857–71. https://doi.org/10.1177/0017896918779622
- SHE rapid assessment tool; 2013. Available at: https://www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/how-be-health-promoting-school/rapid-assessment-tool
- FRESH consortium. Monitoring and Evaluation Guidance for School Health Programs Thematic Indicators Supporting FRESH (Focusing Resources on Effective School Health); 2014. Available at: https://healtheducationresources.unesco.org/library/documents/monitoring-and-evaluation-guidance-school-health-programs-eight-core-indicators
- CDC American national Health Education Standards; 2018. Available at: https://www.cdc.gov/healthyschools/sher/standards/index.htm
- Bada E., Darlington E., Masson J., Santos R.M. European Standards and Indicators for Health Promoting Schools (version 1.1); 2019. Available at: https://www.schoolsforhealth.org/resources/materials-and-tools/teachers-resources
- WHO, UNESCO. Making every school a health-promoting school: global standards and indicators for health-promoting schools and systems. Geneva; 2021. Available at: https://www.who.int/publications/i/item/9789240025059
- Безруких М.М., Сонькина В.Д., ред. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. М.; 2004.
- Кучма В.Р., ред. Школы здоровья в России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективности. М.: Просвещение; 2010.
- Назарова О.М., Петелина В.А. Требования, предъявляемые к кабинету психологической разгрузки, и его роль в психологической реабилитации личного состава МЧС России. Молодой ученый. 2016; (27): 794–6. https://www.elibrary.ru/xeogph
- Печеркина А.А., Синякова М.Г., Чуракова Н.И. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие. М.: Юрайт; 2018.
- Жеглова А.В., Лапко И.В., Богатырёва И.А. Комплексная оценка факторов риска профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ. В кн.: Анализ риска здоровью – 2021. Внешнесредовые, социальные, медицинские и поведенческие аспекты. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь; 2021: 142–8. https://www.elibrary.ru/whzubo
- Araújo T.M., Pinho P.S., Masson M.L.V. Teachers’ work and health in Brazil: thoughts on the history of research, strides, and challenges. Cad. Saude Publica. 2019; 35(Suppl. 1): e00087318. https://doi.org/10.1590/0102-311x00087318
- Милушкина О.Ю., Еремин А.Л., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. и др. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60(7): 424–34. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434 https://www.elibrary.ru/zjtakx
- Багнетова Е.А. Образ жизни и профессиональные факторы риска здоровью педагога. М.: ИНФРА-М; 2019.
- Watanabe K., Tabuchi T., Kawakami N. Improvement of the work environment and work-related stress: a cross-sectional multilevel study of a nationally representative sample of Japanese workers. J. Occup. Environ. Med. 2017; 59(3): 295–303. https://doi.org/10.1097/jom.0000000000000950
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М.: Юрайт; 2021.
Дополнительные файлы
