Предпосылки формирования оптово-распределительного центра ПО СБЫТУ КАРТОФЕЛЯ И ОВОЩЕЙ в регионе


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - обосновать предпосылки создания оптово-распределительного центра (ОРЦ) по сбыту картофеля и овощей в регионе. Чувашская Республика является одним из передовых регионов России по эффективности сельскохозяйственного производства. Валовый объем производства картофеля в 2012 г. составил 900,7 тыс. т, овощей - 167,8 тыс. т. Сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства производят более 30% от всего картофеля, выращиваемого в республике, тогда как по России немногим более 20%. В Чувашии насчитывается 90 картофелеводческих хозяйств с площадью возделывания более 50 га. Средняя урожайность картофеля в них составляет более 200 ц/га. По итогам 2012 г. республика заняла пятое место по производству картофеля в России. Одной из актуальных проблем развития сельского хозяйства является вопрос сбыта и снижения издержек. Сдерживающим фактором дальнейшего развития отрасли растениеводства является недостаточный уровень инфраструктуры и логистики продовольственного рынка в регионе. Определяющим для агропромышленного комплекса в ближайшей перспективе должно стать создание оптово-распределительных центров по сбыту картофеля и овощей в рамках реализации республиканской целевой программы «Модернизация и развитие инфраструктуры картофелеводства и овощеводства, в том числе создание оптово-распредели-тельного центра на 2014-2016 годы». ООО «Агрофирма «Слава картофелю» в селе Комсомольское Чувашской Республики запланировано строительство ОРЦ с объемом переработки картофеля - до 20 тыс. т, овощей - 5 тыс. т в год. Организация ОРЦ в регионе позволит решить две задачи: с одной стороны - обеспечить население качественной и доступной продукцией местного производства по приемлемым ценам, с другой - создать условия производителям для организации сбыта произведенной ими продукции напрямую населению без посредников.

Полный текст

Одной из наиболее актуальных проблем развития сельского хозяйства является вопрос сбыта сельскохозяйственной продукции. Необходимо создать условия, которые позволят расширить возможности реализации населению сельскохозяйственной продукции и продовольствия высокого качества и по доступным ценам самым коротким путем, исключив многочисленных посредников на пути движения продукции «от производителя к потребителю». Цель исследований - обосновать предпосылки создания оптово-распределительного центра по сбыту картофеля и овощей в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства в регионе. Задача исследований - определить социально-экономическое значение оптово-распределитель-ных центров для развития сельских территорий региона. Чувашская Республика является одним из передовых регионов России по эффективности сельскохозяйственного производства - выходу продукции на единицу площади. Производство валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий в 2012 г. составило 3300 тыс. руб. (3 место по Приволжскому федеральному округу). Валовый объем производства картофеля в 2012 г. составил 900,7 тыс. т. Приоритетным развитием сельского хозяйства для республики является сохранение крупнотоварного производства. В настоящее время более 30% всего картофеля, выращиваемого в республике, производят сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, тогда как по России немногим более 20%. По данным Минсельхоза Чувашии в последние годы прослеживается четкая тенденция возделывания картофеля в фермерских хозяйствах и других сельскохозяйственных предприятиях, площадь посадок картофеля в которых составляет более 50 га. Средняя урожайность картофеля в них составляет более 200 ц/га [6]. В 2012 г. республика заняла пятое место в России по производству картофеля и второе место по урожайности картофеля [3]. Высокие, стабильные урожаи картофеля получают ряд хозяйств Чувашии, среди них ООО «Агрофирма «Слава картофелю», колхоз «Урожай», СХПК «Рассвет» Комсомольского, ЗАО «Батыревский» и ООО «Агрофирма «Исток» Батыревского, ООО «АСК-Яльчики» Яльчикского, ООО «АСК-Канаш» Канашского районов, а также отдельные крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ «Журавлев», «Исаев», «Возрождение» Аликовского, КФХ «Сорокиных» и «Семенова» Козловского, КФХ Ямукова Г.Н. Урмарского районов и др.), которые зарекомендовали себя как надежные поставщики качественного картофеля. ООО «АСК-Яльчики» в 2012 г. (табл. 1) добилось наибольшей урожайности - 362,9 ц/га, рекордная урожайность была отмечена на отдельных участках с орошением - 527 ц/га. Всего в республике картофель орошается на территории более 2 тыс. га. Таблица 1 Хозяйства - лидеры по итогам 2012 г. в Чувашской Республике Наименование хозяйства, района Площадь возделывания, га Урожайность, ц/га Валовой сбор, т ООО «Агрофирма «Слава картофелю», Комсомольский р-н 320 277,9 8894,7 ООО «АСК-Яльчики», Яльчикский р-н 235 362,9 8527,2 ООО «АСК-Канаш», Канашский р-н 136 4077,9 4077,9 КФХ Ямукова Г.Н., Урмарский р-н 290 328,0 9512,0 ЗАО «Батыревский», Батыревский 301 287,2 8645,7 В республике на протяжении многих лет лидирующие позиции по производству картофеля занимают сельскохозяйственные предприятия группы компаний «Слава картофелю». В состав группы входит четыре агрофирмы: «Слава картофелю», «Слава картофелю-Яльчики», «Слава картофелю-Канаш» и «Комсомольские овощи». Предприятия применяют современные мелиоративные системы, используют элитные семена высокоурожайных сортов как отечественной, так и зарубежной селекций. По итогам 2012 г. этими предприятиями выращено 13,3% от общего объёма картофеля, получаемого в сельскохозяйственных организациях. Предприятия входят в Клуб «Агро-100», являются специализированными семеноводческими хозяйствами. Хозяйства обеспечены современными картофелехранилищами с системами регулируемого микроклимата. На базе общества «Агрофирма «Слава картофелю» ежегодно проводится День картофельного поля с участием производителей сельскохозяйственной техники, поставщиков средств защиты растений, сельхозтоваропроизводителей. Установленная линия по первичной переработке картофеля (включает в себя сухую чистку и фасовку картофеля в сетки от 1 до 20 кг) позволяет агрофирме поставлять картофель в торговую сеть «Метро Кеш энд Керри». Признанным лидером по объёмам и качеству производства картофеля среди крестьянских (фермерских) хозяйств является КФХ Г. Н. Ямукова Урмарского района. В 2012 г. здесь произведено более 9,5 тыс. т картофеля, или почти 8% от общего объёма картофеля, производимого в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В хозяйстве используется современная система орошения, что позволяет получать каждый год стабильный урожай, вне зависимости от погодных условий [3]. Проводимая ежегодно в Чувашской Республике межрегиональная специализированная выставка «Картофель» является площадкой, объединяющей картофелеводов многих регионов России, представителей научных учреждений, компаний и предприятий, успешно работающих в индустрии производства картофеля. Стратегия выживания сельчан вывела на особое место личное подворье. Для многих сельчан доходы от ведения личного подсобного хозяйства являются основным и порой единственным источником прямых денежных поступлений. Личные подсобные хозяйства республики в 2012 г. произвели 618,8 тыс. т картофеля, 138,3 тыс. т овощей открытого грунта [7]. Таблица 2 Показатели развития подотраслей картофелеводства и овощеводства Чувашской Республики в хозяйствах всех категорий в 2009-2012 гг. Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2009 г., % Площадь возделывания, тыс. га: картофеля овощей 49,6 5,0 54,8 5,4 49,5 6,4 48,0 5,0 97,0 100,0 Средняя урожайность, ц/га: картофеля овощей 164,3 205,7 79,8 184,7 170,7 271,9 191,5 323,0 116,5 157,0 Валовое производство, тыс. т: картофеля овощей 809,8 109,5 301,3 99,2 825,2 175,0 900,7 167,8 111,2 153,2 По производству (табл. 2) овощей республика к лидерам не относится (167,8 тыс. т в 2012 г.), но все же демонстрирует уверенный рост производства на 53% относительно 2008 г. - по этому показателю регион занимает 4 место в России. В засушливый 2010 г. наблюдается значительное снижение урожайности картофеля и овощей, что свидетельствует о существенной зависимости подотраслей картофелеводства и овощеводства от погодно-климатических условий. Несмотря на значительный рост валового сбора картофеля и овощей, наиболее актуальной проблемой развития сельского хозяйства республики является вопрос сбыта сельскохозяйственной продукции. Недостаточный уровень инфраструктуры и логистики продовольственного рынка в регионе является сдерживающим фактором дальнейшего развития отрасли растениеводства. Развитие подотраслей картофелеводства и овощеводства, как одних из трудоемких и в то же время высокоэффективных направлений сельскохозяйственного производства, особенно актуально в целях повышения уровня жизни сельского населения путем расширения масштабов его занятости и увеличения доходов. Рынок картофелеовощной продукции (табл. 3) подвержен существенным сезонным скачкам цен на продукцию. Отсутствие качественных хранилищ вынуждает многих производителей в период уборки реализовывать продукцию практически с полей по низким ценам посредникам, что, в свою очередь, способствует оседанию основной части прибыли от реализации в посреднических структурах и снижению эффективности возделывания [6]. Таблица 3 Динамика цен на сельхозпродукцию по данным Центра рыночной информации Российской Федерации» Сельхозпродукция Средние цены производства, руб. за 1 кг Потребительские цены, руб. за 1 кг 01.09.2012 01.03.2013 01.09.2013 01.09.2012 01.03.2013 01.09.2013 Картофель 11,44 10,59 11,67 20,75 17,37 22,04 Свекла 12,44 11,61 12,95 22,78 20,22 24,68 Морковь 14,51 12,91 13,86 27,74 23,24 27,9 Капуста 9,5 10,13 10,01 15,9 17,58 18,25 Государственные органы управления субъектов Российской Федерации в настоящее время лишены реальных правовых рычагов, позволяющих искоренить перекупщиков. Зарубежный опыт показывает, что создание оптово-распределительных центров по заготовке, переработке (первичной и глубокой), хранению и предпродажной подготовке сельхозпродукции от производителя к потребителю позволяет решить проблему сбыта сельскохозяйственной продукции без ненужных посредников, произведенной, в том числе малыми формами хозяйствования. Таким образом, проблему хранения и переработки картофеля и овощей в регионе можно решить с помощью создания и развития оптово-распределительных центров для хранения, предпродажной подготовки и реализации картофеля и овощей. Правительством республики создаются благоприятные организационные и финансовые условия для развития сельскохозяйственного производства. В целях формирования инфраструктуры аграрного рынка в регионе и вывода ее на новый уровень развития Минсельхозом республики реализуется республиканская целевая программа «Модернизация и развитие инфраструктуры картофелеводства и овощеводства, в том числе создание оптово-распределительного центра на 2014-2016 годы», которая включена в Государственную программу Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики на 2013-2020 годы» [6]. Реализация мероприятий программы будет осуществляться по следующим основным направлениям: строительство и реконструкция современных мощностей для длительного хранения картофеля и овощей; создание оптово-распределительного центра по сбыту картофеля и овощей. Общий объем финансирования программы на 2014-2016 гг. составляет 343,885 млн. руб., в том числе: за счет средств республиканского бюджета - 96,256 млн. руб. и внебюджетных источников - 247,629 млн. руб. В рамках первого направления «Строительство и реконструкция современных мощностей для длительного хранения картофеля и овощей» предусматривается создание условий для хранения картофеля и овощей. По оценкам экспертов, обеспеченность складскими помещениями для хранения картофеля и овощей должна быть на уровне не ниже 80% от валового производства. Данный показатель формируется в целях снижения воздействия таких факторов, как ограниченность людскими ресурсами, неблагоприятные погодные условия в период уборки урожая и т.д. Решение данного вопроса предполагается осуществить путем строительства и реконструкции современных хранилищ, что, в свою очередь, требует существенных капитальных вложений. В частности, в нынешних условиях строительство современного картофелехранилища арочного типа мощностью 2 тыс. т единовременного хранения с автоматическим управлением микроклиматом составляет порядка 8 млн. руб. [4]. Меры государственной поддержки по данному направлению будут обеспечены в виде предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат по строительству новых картофеле- и овощехранилищ с регулированием микроклимата. Создание условий для хранения картофеля и овощей позволит: стабилизировать рыночную цену; развить прямые взаимовыгодные отношения производителей с потребителями, минимизировав при этом влияние посреднических структур на ценообразование; повысить эффективность возделывания картофеля и овощей. Второе направление «Создание оптово-распределительного центра по сбыту картофеля и овощей» направлено на развитие инфраструктуры аграрного рынка в регионе. Для выхода на рынки картофеля и овощей других регионов и эффективной работы с ритейлом необходимо создание крупного оптово-распределительного центра по сбыту картофелеовощеводческой продукции. Основной задачей оптово-распределительного центра будет формирование эффективной системы ценообразования и расширение рынков сбыта сельхозпродукции, проверка её на качество, последующая фасовка, сортировка и дальнейшая реализация в торговые сети, организации общественного питания, предприятия переработки [1]. Заинтересованность в участии в создании такого центра проявила группа компаний «ТАВ», аффилированные с которой сельскохозяйственные предприятия относятся к наиболее крупным производителям продовольственного и семенного картофеля в Чувашской Республике. Так, ООО «Агрофирма «Слава картофелю» в селе Комсомольское Чувашской Республики запланировано строительство оптово-распределитель-ного центра с объемом переработки картофеля до 20 тыс. т, овощей - 5 тыс. т в год [2]. Меры государственной поддержки по данному направлению будут обеспечены в виде предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики сельскохозяйственным товаропроизводителям в Чувашской Республике и иным организациям агропромышленного комплекса независимо от организационно-правовых форм на возмещение части затрат по строительству оптово-распределительного центра по сбыту картофеля и овощей. Создание оптово-распределительного центра позволит: обеспечить гарантированный сбыт произведенной сельхозпродукции как в регионе, так и за его пределами; снизить сезонные риски понижения реализационных цен на картофель и овощи для производителей республики. Формирование в Чувашской Республике системы оптово-распределительных центров является частью мероприятий по реализации на территории республики механизмов внутренней продовольственной помощи на 2014-2016 гг. Реализация указанных мероприятий на территориях субъектов Российской Федерации рекомендована Концепцией мер по поддержке отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО, разработанной Минсельхозом России. Мероприятия внутренней продовольственной помощи предусматривают формирование системы обеспечения продуктами питания социально незащищенных слоев населения [5]. Реализация программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития и повышения эффективности картофелеводства и овощеводства Чувашской Республики посредством формирования эффективной логистики. По итогам реализации программы планируется увеличение объемов реализации картофеля и овощей в зимне-весенний период с 32 тыс. т - в 2013 до 121 тыс. т - в 2016 г., повышение занятости населения - создание 176 дополнительных рабочих мест. Важно сохранить положительную динамику в развитии сельского хозяйства как основы для развития сельских территорий в Чувашской Республики. Организация оптово-распределительных центров позволит обеспечить население качественной и доступной продукцией местного производства по приемлемым ценам и создаст условия производителям для организации сбыта произведенной ими продукции напрямую населению без посредников. Развитие и совершенствование системы сбыта будет способствовать увеличению объемов сельскохозяйственного производства, улучшению занятости и благосостояния сельского населения. В целях дальнейшей реализации мероприятий по развитию в Чувашской Республике системы оптово-распределительных центров необходимо: принятие муниципальных программ развития оптово-распределительных центров на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов; формирование системы мониторинга эффективности создания и развития оптово-распределительных центров в рамках региональной статистики; обеспечение консультационного сопровождения и внедрения учебных программ по созданию и развитию оптово-распределительных центров; предусмотреть меры государственной поддержки на возмещение части затрат на приобретение спецавтотранспорта, оборудования и техники, необходимых для сбора, переработки, фасовки и реализации сельскохозяйственной продукции.
×

Об авторах

Ольга Юрьевна Дмитриева

ФГБОУ ВПО Чувашская ГСХА

Email: 14102010olga@mail.ru
канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и маркетинг» 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 29

Список литературы

  1. Посунько, Н. С. Развитие торговой инфраструктуры на основе создания оптово-логистических продовольственных комплексов / Н. С. Посунько, В. Н. Посунько // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - №6. - С. 60-62
  2. Российский агропромышленный сервер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.agroserver.ru/user/21402 (дата обращения: 22.02.2014).
  3. Картофельная система [Электронный ресурс]. - URL: http://www.potatosystem.ru/ (дата обращения: 17.02.2014).
  4. Мухина, Е. Г. Развитие малых форм хозяйствования в региональном АПК / Е. Г. Мухина, О. М. Ягфаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - №2. - С. 42-45
  5. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mcx.ru/ (дата обращения: 21.02.2014).
  6. Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики [Электронный ресурс]. - URL: http://www.agro.cap.ru/ (дата обращения: 22.02.2014).
  7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике [Электронный ресурс]. - URL: http://сhuvash.gks.ru/ (дата обращения: 21.02.2014).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дмитриева О.Ю., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах