FEATURES OF PERSONALITY VARIOUS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TYPES STUDENTS INTERAKTION


Cite item

Full Text

Abstract

This research aim is studying of various social and psychological types students interaction features (SPT). Following diagnostic means were used: the Diagnostics of Perceptual and Interactive Competence test (N.P.Fetiskin's modified option); V. M. Miniyarov's technique for SPT definition. The author allocated seven main types of the personality: harmonious, conformal, dominating, senzitivny, infantile, disturbing, introvertivny. During the comparative analysis the tendency which is observed at students of all SPT is found: the highest points are revealed by scale «social autonomy», i.e. students personal position has high importance for organization and participation in joint activity. The indicators reflecting well-being of relationship, satisfaction with the situation in group, flexibility of behavior, sociability in collective and with external environment, points have much below. Comparison of school results shows that girls surpass young men in ability adequately to estimate personal features of partners in interaction, ability to understand the point of another view, effectively to interact. By protection of own opinion in the course of interaction, young man and girl differ least of all. The statistical analysis of sex quoting didn't confirm distinction in level of perceptual and interactive competence of young men and girls (criterion of shift (position) of Vilkokson W=23 at p≥0,05). The research results can promote more effective use of training interactive methods for accounting of individual and psychological features of students.

Full Text

В настоящее время в социальной и педагогической психологии наиболее остро встает вопрос о необходимости более детального изучения феномена компетентности социального взаимодействия. Современным этапом развития высшего образования диктуется необходимость выработки эффективных способов ее формирования, развития и диагностики. Более детального изучения требуют вопросы о составляющих компетентности социального взаимодействия у студентов с различными индивидуально-психологическими характеристиками и возможностью их развития в процессе обучения [8]. Целью исследования явилось выявление особенностей взаимодействия у студентов различных социально-психологических типов личности. Задачи исследований: 1) провести теоретический анализ взаимодействия как социально-психологического феномена; 2) изучить особенности взаимодействия у студентов различных социально-психологических типов Самарской государственной сельскохозяйственной академии. Анализ научной литературы показывает, что если проблема развития компетентности вообще (К. А. Абульханова-Славская, Ю. Н. Емельянов, Дж. Равен, Н. А. Растянников, М. А. Холодная и др.), профессиональной компетентности (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлева, Кан-Калик и др.) и социальной компетентности взрослого человека (Ю. М. Жуков, И. А. Зимняя, Е. В. Коблянская, Ю. Мель, Л. A. Петровская, В. В. Рыжов и др.), а также ее связи с профессиональной компетентностью (И. А. Зимняя, М.Д. Лаптева, А. А. Кива, В. П. Косырев) рассматривается в целом ряде психологических исследований, то проблема развития компетентности социального взаимодействия у студентов вузов стала разрабатываться относительно недавно [2, 3, 4, 5, 7] . Она носит междисциплинарный характер и исследуется на социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях. Теоретическое исследование показывает, что понятие «взаимодействие» определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние. Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для её членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я - Он», «Мы - Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе. Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур [1]. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми. Взаимодействие включает такие аспекты как: взаимопознание, взаимовлияние, взаимопонимание, социальную адаптивность, социальную автономность, социальную активность. Взаимопознание определяется степенью адекватности оценки личностных особенностей партнёров по взаимодействию. Познание личности партнёра связано с познанием его взглядов, привязанностей, потребностей, привычек и других проявлений личности. Взаимопонимание заключается в выраженности общих интересов, умении понять точку зрения другого, согласовании мыслей, чувств и поведения. Поведение одного человека при взаимодействии не должно противоречить представлениям другого и наоборот. Акты взаимодействия совершаются более благополучно, если партнёры способны к самокоррекции, саморефлексии, осознанию значимости поступков другого, что в свою очередь обусловливает наличие взаимовлияния в отношениях. Такие показатели интерактивной компетентности как: социальная адаптивность, социальная автономность и социальная активность выступают в качестве механизмов взаимодействия человека и общности, механизмов его социализации и личностного развития, которое происходит в процессе разрешения возникающих в этом взаимодействии противоречий [6]. Исследование особенностей взаимодействия у студентов ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА в количестве 164 человека проводилось с помощью теста «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» (модифицированный вариант Н. П. Фетискина)[11]. Для определения социально-психологического типа личности студентов использовалась методика В. М. Миниярова. Выделяя семь основных типов личности: гармоничный, конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный, В. М. Минияров показал множественность индивидуально-психологической вариативности сочетающихся между собой характерологических черт. Среди указанных типов автор выделил три социально-психологических типа личности, имеющих преимущественно продуктивные проявления характерологических свойств личности: гармоничный, сензитивный, интровертивный [9]. Сравнительный анализ позволил обнаружить особенности проявления и уровень умения взаимодействовать у студентов различных социально-психологических типов личности. Полученные результаты показывают, что у юношей и у девушек доминирующего социально-психологического типа во взаимодействии наибольшую значимость имеет личностная позиция (шкала «социальная автономность» юноши - 23,1 балл - высокий уровень, девушки - 23,3). Такие качества как эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, а главное - сосредоточенность на собственной защите мешают этим студентам прислушиваться к другим и считаться с их мнением. Представители этого типа не терпят возражений и склонны делать только то, что считают нужным. У девушек гармоничного социально-психологического типа личности, по сравнению с представительницами других социально-психологических типов, наблюдаются самые высокие баллы по способности адекватно оценивать личностные особенности партнёров по взаимодействию (21,0 балла - высокий уровень), умения понять точку зрения другого человека (20,1 - высокий уровень), наибольшая способность адаптироваться, быть гибким при взаимодействии с другими (16,8 - средний уровень). У юношей этого типа по сравнению с другими более развит мотив взаимодействия с окружающими, способность эффективно совершать совместную деятельность (18,0 балла - средний уровень). Открытость, доброжелательность, уступчивость - это те качества, которые обеспечивают названные показатели взаимодействия. Нами обнаружена тенденция, которая наблюдается у студентов всех социально-психологических типов: самые высокие баллы выявлены по шкале «социальная автономность», т.е. для студентов высокую значимость имеет их личностная позиция при организации и участии в совместной деятельности. Показатели, отражающие благополучность взаимоотношений, удовлетворённость своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением, имеют баллы значительно ниже. Такие проявления во взаимодействии как самокоррекция, саморефлексия, степень значимости поступков других в большей мере принадлежат сензитивному социально-психологическому типу (юноши - 16,8 балла, девушки - 17,0 балла - средний уровень). Это говорит о способности представителей данного типа гибко выстраивать отношения, быть комфортным партнёром при взаимодействии. Юноши интровертивного социально-психологического типа по сравнению с другими социально-психологическими типами личности отличаются меньшей степенью адаптации во взаимодействии с другими (14,1 балла - средний уровень). Регидность поведения, безынициативность являются результатом занижения своих возможностей. Принижение своего достоинства отрицательно сказывается на установлении отношений с другими. Девушки этого типа по указанной шкале показали более высокие баллы (16,3 - средний уровень). Возможно, это связано со способностью девушек быть более гибкими в общении, а также более быстрым взрослением девушек по сравнению с юношами. По мере своего взросления представители этого типа всё больше тяготеют к общению в коллективе и становятся хорошими товарищами, пользующимися уважением. Низкий балл у девушек наблюдается в способности рефлексировать и корректировать свои действия, что сказывается на эффективности взаимодействия. У студентов смешанного социально-психологического типа, по сравнению с другими типами, наблюдаются низкие баллы в умении считаться с мнением других людей в процессе взаимодействия, саморефлексии и самокоррекции (15,0 - средний уровень). Это объясняется тем, что для них характерно проявление деструктивных характеристик при общении и взаимодействии с окружающими. При статистическом сравнении полученных показателей (средних для юношей и девушек) студентов различных социально-психологических типов значимые различия обнаружены у гармоничного и смешанного (w=1288 при p≤0,01), сензитивного и смешанного (w=1123 при p≤0,01), интровертивного и доминирующего (w=1110 при p≤0,05), интровертивного и смешанного (w=1039 при p≤0,05), доминирующего и смешанного (w=1080 при p≤0,01) типов, что подтверждает специфичность в умении взаимодействовать их представителей. В ходе анализа было установлено, что показатели у девушек в среднем выше, чем у юношей. Сравнение шкальных результатов показывает, что девушки превосходят юношей по способности адекватно оценивать личностные особенности партнёров по взаимодействию, умении понять точку зрения другого, эффективно взаимодействовать. По защите собственного мнения в процессе взаимодействия юноши и девушки различаются меньше всего. В целом, можно сказать, что юноши чаще используют шаблонные типы взаимодействия, девушки же более гибки и вариативны в общении. Однако статистический анализ квотирования по полу не подтвердил различия в уровне перцептивно-интерактивной компетентности юношей и девушек (критерий сдвига (положения) Вилкоксона W=23 при p≥0,05). Анализируя количественное распределение студентов различных социально-психологических типов в зависимости от уровня перцептивно-интерактивной компетентности, наблюдается преобладание низкого уровня у студентов всех социально-психологических типов (150 чел. - 91,5%). Средний уровень перцептивно-интерактивной компетентности наблюдается лишь у 14 человек (8,5%), высоким - не обладает ни один студент (табл. 1). Таблица 1 Уровень перцептивно-интерактивной компетентности студентов № Социально-психологические типы Уровень перцептивно-интерактивной компетентности (количество человек и % от количества в типе) Высокий Средний Низкий 1 Гармоничный 0 3 (7,5%) 37 (92,5%) 2 Сенизитивный 0 3 (8,3%) 33 (91,7%) 3 Интровертивный 0 3 (8,1%) 34 (91,9%) 4 Доминирующий 0 5 (14,2%) 30 (85,8%) 5 Смешанный 0 0 16 (100%) Общий результат 0 14 (8,5%) 150 (91,5) Таким образом, исследование показывает, что процесс взаимодействия у студентов различных социально-психологических типов имеет свои особенности, которые являются результатом проявления характерологических свойств. Также выявлено: основная часть студентов всех социально-психологических типов проявляет неумение и нежелание считаться с мнением других людей, понять точку зрения партнёра, уступать при выработке общей стратегии взаимодействия, отсутствие гибкости в контактах [10]. Полученные результаты исследования могут способствовать более эффективному использованию интерактивных методов обучения при учёте индивидуально-психологических особенностей студентов.
×

About the authors

I Yu Zudilina

FSBEI HVE Samara SAA

Email: Zudilina-irina@rambler.ru
cand. of psycholog. sciences, associate professor of the department «Pedagogics» 446442, Samara Region, settlement Ust-Kinelsky, Uchebnay, 2 str

References

  1. Антоненко, И. В. Доверие в межличностном взаимодействии // мат. Международной науч.-практ. конф. - Иваново: ИвГУ, 2009. - Т. 1. - С. 5-9.
  2. Гумель, Е. Б. Особенности организации интерактивного взаимодействия студентов и преподавателя в условиях современной высшей школы // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - №6. - С. 12-15.
  3. Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 2005. - 531 с.
  4. Кодинцева, Н. М. Развитие компетентности социального взаимодействия студентов вузов // Вестник университета. - №12(50). - М. : ГУУ, 2008. - С. 81-83.
  5. Козырев, В. А. Высшее образование России / В. А. Козырев, Н. Л. Шубин. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 364 с.
  6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бакум. - 9-е изд. - М. ; СПб. : Питер, 2005. - 939 с.
  7. Косырев, В. П. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода : монография / В. П. Косырев, А. А. Кива. - М. : НОУ «ИСОМ», 2005. - 142 с.
  8. Ледовская, Т. В. История и основные зарубежные подходы к исследованию индивидуально-типологических особенностей и их роли в процессе обучения // мат. Международной науч.-практ. конф. - Иваново : ИвГУ, 2009. - Т. 1. - С. 254-258.
  9. Минияров, В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. - Ульяновск, 1997. - 120 с.
  10. Минияров, В. М. Психологическая готовность к браку в зависимости от характера : монография / В. М. Минияров, И. Ю. Зудилина - Самара : РИЦ СГСХА, 2010. - 144 с.
  11. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во института Психотерапии, 2005. - 490 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Zudilina I.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies