LEAKTIGHTNESS INFLUENCE FOR RESORT DETERMINATIVE PARTS’ WEARING IN TRANSMISSIONS OF TRANSPORT AND ENGINEERING MACHINERY


Cite item

Full Text

Abstract

Methods of machines’ transmissions leaktightness improving by using efficient seals and leaktightness canceller, assuring decrease of abrasive wear rate are shown in this article. The purpose of the study - decreasing the rate of parts’ abrasive wear and augmenting working life of transmission oil by the method and the transmission’s air exchange mode with environment. The interactions of main tribological characteristics are augmented and the measures aiming to decrease abrasive wear rate are proposed. The ways of improving transmission leaktightness are shown in this article. The features of leaktightness canceller for transmissions of main agricultural tractors are defined. Efficient capacities of leaktightness canceller for tractors are: for MTZ-80 - 22.4∙10 -3 m 3, for Т-4А - 20.9∙10 -3 mм 3, for DT-75М - 18.6∙10 -3 m 3, for K-701 - 17.1∙10 -3 m 3, for Т-150 - 15.2∙10 -3 m 3. Bench and field tests of T-4A tractor’s transmission revealed that using leaktightness canceller enables to increase transmission oil working life by 1.4-1.7 times and to decrease parts’ abrasive wear rate by 7-9% as compared with basic transmission. Using the centralized lubrication system with centrifugal purification assures of parts wear rate by 1.5-1.8 times and augmentation working life of transmission oil by 2-3 times as compared with oil bath lubrication are decreased. Effective measures of improving transmissions lubrication mode are increasing leaktightness of unit by mounting efficient seals, cups, tightenings, gaskets and using leaktightness canceller. Combination and qualitative implementation of these measures and taking account of structural features and working conditions are proved to be efficient.

Full Text

Надежность и работоспособность трансмиссий колесных и гусеничных машин, составляющих основу многих технологических средств в транспорте, строительстве и сельском хозяйстве, определяются скоростью изнашивания ресурсоопределяющих деталей агрегатов и сборочных единиц. Показатели надежности и работоспособности трансмиссии в данном аспекте зависят от конструктивно-технологических параметров, определяющих потенциальные свойства конструкции, и эксплуатационных факторов, влияющих на изменение данных свойств с учетом условий работы: нагрузочно-скоростные режимы, климатические условия, качество технического обслуживания и др. При характерных для трансмиссий машин неустановившихся нагрузках и скоростях, широком интервале изменения температурных условий и запыленности окружающей среды требуются рациональные режимы смазывания поверхностей трения деталей, включающие способ смазывания, свойства и стабильность показателей смазочного материала, уровень его загрязнения механическими примесями, доля абразивных частиц и скорость окисления. Актуальным в направлении сохранения потенциальных свойств трансмиссий транспортных и технологических машин является поиск эффективных методов улучшения режимов смазывания поверхностей трения ресурсоопределяющих сопряжений. Рабочая гипотеза данного исследования основана на возможности использования компенсатора герметичности корпуса трансмиссии, как метода конструктивного и технологического воздействия на параметры режима смазывания, обеспечивающего снижение скорости абразивного изнашивания деталей и увеличение срока службы масла. Цель исследований - снижение скорости абразивного изнашивания деталей и увеличения срока службы трансмиссионного масла обоснованием метода и режима воздухообмена трансмиссии с окружающей средой. Задачи исследования: - обосновать взаимосвязи основных параметров трибосистемы и разработать мероприятия по снижению скорости абразивного изнашивания; - разработать и оценить эффективность компенсатора герметичности для трансмиссий, обеспечивающего снижение воздухообмена внутренней полости с окружающей средой. Материалы и методы исследований. В основу общей методики положен принцип разработки и анализа структурной схемы взаимосвязи параметров, действующих на силовую передачу в эксплуатационных условиях. В теоретических исследованиях оценивался процесс воздухообмена силовой передачи с окружающей средой и соответствующие скорости накопления механических примесей в масле и его окисления при разных режимах эксплуатации, а также обосновывались параметры компенсатора герметичности. Работоспособность и эффективность компенсатора герметичности оценивались в стендовых и эксплуатационных исследованиях. Для сравнительных стендовых исследований был разработан специальный стенд, включающий два редуктора в замкнутом силовом контуре. На одном из редукторов был установлен компенсатор герметичности. Эксплуатационные исследования проводились с использованием трех групп тракторов Т-4А при разных режимах эксплуатации. Результаты исследований. Анализ современной методологии оценки надежности и работоспособности машин и механизмов с точки зрения процесса изнашивания ресурсоопределяющего сопряжения базируется на полном и всестороннем обосновании структуры трибологической системы (ТС) и взаимодействия ее составляющих: поверхности трения сопряженных деталей Д1 и Д2, смазывающий материал М и окружающая среда А (рис. 1) [1, 2]. Комплексная схема (рис. 1) позволяет обосновать характерные взаимосвязи основных трибологических параметров в условиях абразивного изнашивания поверхностей трения по отдельным этапам жизненного цикла машины и предложить ряд мероприятий. На этапе конструирования: - расчетными методами обосновывается минимальная толщина смазочного слоя (hmin) по обеспечению рационального режима смазывания и необходимые показатели смазочного масла (сорт, физико-химические и трибологические свойства); - выбирается способ и уровень фильтрования масла (Ф) с учетом толщины смазочного слоя и характерных размеров абразивных частиц в зоне использования машины; - применяются эффективные конструкции уплотнений, снижающие воздухообмен внутренней полости трансмиссии с окружающей средой; - рассчитываются показатели надежности и работоспособности. На этапе изготовления: - обосновывается выбор материалов для изготовления деталей; - обосновывается выполнение норм точности изготовления, сборки и промышленной чистоты; - проводится контроль режимов обкатки и качества уплотнений в сборочных единицах; - разрабатываются технологические карты с обоснованием начальных, допустимых и предельных размеров изнашиваемых деталей. На этапе эксплуатации: - проводится контроль и экспертиза отказов; - планируются и реализуются периодические управляющие воздействия; - анализируются и учитываются условия эксплуатации с целью корректирования управляющих воздействий. Рис. 1. Схема процесса абразивного изнашивания поверхностей трения: 1 - абразивные частицы в потоке масла; 2 - окисная пленка; V - скорость взаимного перемещения поверхностей трения; P - усилие; ν - вязкость масла; hmin - минимальная толщина масляного слоя в контакте деталей; dПР - средний диаметр абразивных частиц; Ф - зона оптимального уровня фильтрования масла; i и U - износ и скорость изнашивания поверхностей; τ - время работы сопряжения; ТП - время приработки сопряжения (участок I); ТР - регламентированное время работы (участок II при достижении предельного износа iП и регламентированной скорости изнашивания UР) Исследованиями [3, 4, 5] установлена превалирующая роль абразивного изнашивания деталей трансмиссий в случаях работы машины в условиях сильной запыленности воздуха и при снижении герметичности корпуса. Анализ взаимосвязи показателей изнашивания (рис. 1) свидетельствует практически о линейной зависимости износа (i) в зоне II под углом α к оси времени (τ). При этом скорость изнашивания (1) где iН и iП - начальный (после приработки) и предельный износ сопряжения. Наглядно прослеживается регламентированный ресурс сопряжения (ТР) при регламентированной скорости изнашивания (UР), обусловленной уровнем фильтрования масла (Ф). Повышение скорости изнашивания при увеличении уровня абразивного загрязнения трансмиссионного масла характеризуется увеличением угла наклона классической линии изнашивания и соответствующим снижением срока службы (ТР) ресурсоопределяющего сопряжения. Способы улучшения герметичности трансмиссий. Исследованиями [5, 6] отмечается, что «запыленность воздуха на уровне тракторных трансмиссий достигает 3,2 г/м3, а доля абразивных частиц составляет 57-68%». В условиях воздухообмена внутреннего объема корпуса трансмиссии с окружающей средой («дыхания» трансмиссии) абразив загрязняет трансмиссионное масло и поступает в зоны трения деталей. Эффективным с точки зрения обеспечения рациональных режимов и условий смазывания тракторных трансмиссий является ряд мероприятий, воздействующих на герметичность внутренних полостей и состояние трансмиссионного масла [3]. · Конструкторская разработка и обоснование режимов работы централизованной смазочной системы с центробежной очисткой, регулированием температуры и рациональным подводом масла в зоны трения деталей. По данным [3] это обеспечивает возможность снижения скорости изнашивания деталей в 1,5-1,8 раза и увеличение срока службы масла в 2-3 раза в сравнении с картерной смазкой разбрызгиванием. · Выбор рациональной конструкции сальников, манжет, прокладок и защитных кожухов рычагов управления и выходных валов трансмиссии (рис. 2, а, б, в) [2, 3, 6]. а) б) в) г) Рис. 2. Методы улучшения герметичности трансмиссии: а) сальник с волнообразной кромкой контакта увеличивает площадь контакта и теплоотдачи вращающегося вала; б) уплотнительное кольцо (сальник) с торцевой щелью, улучшающей эластичность кольца, и облицовкой из полимера, снижающей износ кромки; в) упругая профильная угловая прокладка корпуса и крышки трансмиссии; г) схема компенсатора герметичности; 1 - корпус трансмиссии; 2 - воздуховод; 3 - корпус компенсатора герметичности; 4 - эластичная диафрагма; 5 - индикатор перемещения диафрагмы; V0 - свободный объем трансмиссии; S - сечение воздуховода; Vк - рабочий объем компенсатора герметичности В современных отечественных и зарубезных тракторах отдается предпочтение конструкторскому и технологическому совершенствованию вариантов а, б и в (рис. 2). Однако в данных случаях повышается плотность сопряжения деталей с частичным сокращением воздухообмена, а компенсатор герметичности (рис. 2, г) исключает температурный и динамический воздухообмен методом сообщающихся полостей. · Оборудование трансмиссии компенсатором герметичности (рис. 2, г), действие которого основано на свободном перетекании воздуха из объема силовой передачи V0 в рабочий объем компенсатора Vк. Исследованиями [6] определены значения объемов V0 и Vк для наиболее распространенных отечественных тракторов (табл. 1). Таблица 1 Изменение объемов V0 и Vк трансмиссий тракторов Объемы, ∙10-3, м3 МТЗ-80 Т-4А ДТ-75М К-701 Т-150 V0 86,4 64,7 52,3 49,9 44,5 Vк 22,4 20,9 18,6 17,1 15,2 Главные методические аспекты определения объемов V0 и Vк при условиях адиабатного расширения воздуха вытекают из уравнения (2) где (t1 -t2) - интервал температурных колебаний; β - коэффициент объемного расширения воздуха; k - коэффициент, учитывающий различные виды воздухообмена. Эффективным методом экспериментальной оценки V0 трансмиссии является заполнение свободного объема жидкостью с последующим определением величины свободного пространства. Стендовые и эксплуатационные сравнительные испытания трансмиссий трактора Т-4А показали, что установка компенсатора герметичности позволила повысить срок службы масла в 1,4-1,7 раза, снизить износ деталей на 7-9% и утечки масла. Оценка неплотностей трансмиссии трактора Т-4А диагностическим методом эквивалентного отверстия (dэр) позволила установить его предельное значение dэр =7,6 мм, свидетельствующее о значительном повышении скорости изнашивания деталей и необходимости замены и ремонта уплотнений корпуса трансмиссии. Предполагая идентичность конструктивно-технологического исполнения уплотнений силовых передач современных тракторов экспериментальные данные для трактора Т-4А могут с достаточной достоверностью использоваться для других тракторов с учетом приведенного значения диаметра эквивалентного отверстия (dэп). Заключение. Герметичность тракторной трансмиссии определяет уровень загрязнения масла абразивными частицами из окружающей среды и, как следствие, скорость изнашивания и ресурс трибологической системы в целом. Эффективными мерами улучшения режима смазывания трансмиссий является повышение герметичности узла установкой рациональных конструкций сальников, манжет, уплотнений, прокладок и применением компенсатора герметичности. Рациональным является сочетание и качественная реализация данных мероприятий с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации машин.
×

About the authors

A G Lenivtsev

FSBEI HVE Samara SACU

Email: lenivtsev-aleksandr@yandex.ru
cand. of technical sciences, associate professor of the department «Mechanization, automation and power supply in construction activity» 443001 Samara, Molodogvardeiskaya, 194 str

A S Bukhvalov

FSBEI HVE Samara SAA

Email: fleischwolf@list.ru
engineer of research laboratory «Tractors and lorries» 446442, Samara region, settlement Ust’-Kinelskiy, Uchebnaya, 2 str

References

  1. Основы трибологии (трение, износ, смазка) / под ред. А. В. Чичинадзе. - М. : Машиностроение, 2001. - 664 с.
  2. Трибология : международная энциклопедия. Т. I. Историческая справка, термины, определения / под. ред К. Н. Войнова. - СПб. : АНИМА ; Краснодар, 2010. - 176 с.
  3. Современная трибология : Итоги и перспективы / отв. ред. К. В. Фролов - М. : ЛКИ, 2008. - 480 с.
  4. Чичинадзе, А. В. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) / А. В. Чичинадзе, Э. М. Берлинер, Э. Д. Браун [и др.] ; под общ. ред.А. В. Чичинадзе. - М. : Машиностроение, 2003. - 576 с.
  5. Малкин, В. С. Надежность технических систем и техногенный риск. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 432 с.
  6. Ленивцев, А. Г. Снижение интенсивности абразивного изнашивания тракторной силовой передачи применением компенсатора герметичности : дис. … канд. техн. наук : 05.20.03 / Ленивцев Александр Геннадьевич. - Самара, 1999. - 132 с.
  7. Володько, О. С. Методические основы исследований надежности и работоспособности технических систем / О. С. Володько, А. Г. Ленивцев // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - Самара, 2013. - №3. - С. 40-44.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Lenivtsev A.G., Bukhvalov A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies