RESULTS OF STRUCTURAL HEAT-RESISTANT MATERIALS FOR THE MANUFACTURE CYLINDER HEAD


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of researches is improving the heat resistance of the material of the cylinder head (cylinder head), the rationale of the chemical composition and structure of this part. Under low-cycle thermal loading occurs gradually relaxation of thermal stresses in the presence of already formed permanent deformation. This causes tensile stresses are particularly dangerous for grey cast iron used to manufacture the cylinder head. The tensile strength of the material in tension is several times less than in compression. Each thermal Cycling, the tensile stress will increase, as gray cast iron has low plasticity. Residual deformation will increase and will eventually lead to termostatical cracks. The material of the head, cast iron SCH25, has a graphite inclusions plate shape. The structure of the material is not optimal for improved heat transfer, which also increases thermal stresses on the surface and the thickness of firing the bottom and leads to cracks. This defect limits the resource of the cylinder head. For the rational choice of the material of this part was used in the experimental setup. Based on the analysis of the results of the studies, it wasfound that the maximum thermal resistance, 160 cycles, has vermicular cast iron. Increased thermostability show cast irons with such alloying elements as copper, Nickel, molybdenum. Found that the use of dopants optimal chemical composition and structure of vermicular cast iron will significantly improve the durability of the cylinder head.

Full Text

Одна из наиболее дорогостоящих деталей двигателя - головка блока цилиндра, у которой в процессе эксплуатации появляются трещины в межклапанных перемычках вследствие низкой термоусталостной прочности применяемого материала. Ресурс современных дизелей не превышает 7500-8000 моточасов [1]. Головка блока заменяется в среднем 4 раза в течение всего срока службы дизеля из-за наличия трещин, которые появляются в результате термического нагружения в процессе эксплуатации. Обследование ремфонда дизелей показало, что наиболее характерными дефектами ГБЦ являются термическая деформация и термоусталостные трещины (до 85%) [2]. Причина возникновения трещин на огневом днище ГБЦ - это термическая деформация, возникающая из-за циклической смены температурных режимов. Наличие трещин приводит к потере мощности, снижению работоспособности [2, 5]. Долговечность детали зависит от способности выдерживать термические напряжения без образования трещин, т.е. термостойкости. Этот показатель в значительной степени зависит от материала изготовления ГБЦ [7]. При исследованиях термостойкости головок блоков и разработке рекомендаций по ее повышению применялись различные установки, на которых имитировались условия теплового нагружения огневого днища при работе двигателя или создавались жесткие форсированные режимы для ускоренного получения термоусталостных трещин. ГБЦ современных дизелей подвергаются высоким нагрузкам. Как правило, это большие перепады температур по ширине и толщине огневого днища, механическая напряженность, возникающая при монтаже деталей. Сложная геометрия этой детали усиливает данные факторы. В результате возникают пластические деформации, которые при своем развитии проявляются в виде трещин в местах концентрации напряжений. Этими местами являются межклапанные перемычки огневого днища ГБЦ. Трещины в указанных местах определяют ресурс рассматриваемой детали, так как при своем дальнейшем развитии они нарушают герметичность водяного охлаждения и являются причиной выбраковки. Цель исследований - повышение термостойкости материала головки блока цилиндров (ГБЦ) с обоснованием химического состава и структуры этой детали. Задачи исследований: 1) изучить влияние химического состава и структуры материала головки блока цилиндров на термостойкость этой детали; 2) установить оптимальный материал для изготовления ГБЦ (химический состав и структуру). Материалы и методы исследований. Лабораторные испытания для определения термостойкости производили на установке, во время работы которой для нагрева использовался принцип активного сопротивления. С помощью установки можно оперативно оценить влияние различных марок чугуна на склонность к трещинообразованию самого слабого звена - межклапанных перемычек огневого днища. На установке имитировались условия местного перегрева зоны межклапанной перемычки ГБЦ, в условиях эксплуатации приводящего к появлению трещин. Вместо межклапанной перемычки ГБЦ испытывали опытные образцы из различных марок чугуна. Алюминиевые головки имеют более низкие рабочие температуры и температурные перепады, наряду с этими качествами и более высокую чувствительность к температурным напряжениям. Поэтому основные направления работ в данной области - поиск легирующих добавок и подбор соответствующих структур чугуна для увеличения теплопроводности и снижения коэффициента теплового расширения, что повысит вероятность сохранения упругих деформаций для ожидаемого температурного состояния. Для изготовления опытных образцов были взяты следующие материалы: ковкий чугун, серый чугун (С=3%, С=4%), высокопрочный чугун, легированный чугун, вермикулярный чугун (рис. 1). а б в г Рис. 1. Структуры материалов опытных образцов: а - ковкий чугун; б - высокопрочный чугун; в - серый чугун; г - вермикулярный чугун Образцы имели центральное отверстие, которое имитировало форсуночное отверстие ГБЦ. Исследования проводились на установке, представленной на рисунке 2. Основные части установки: трансформатор ТСД-1000, выпрямитель, медный электрод с графитовым наконечником. Рис. 2. Общая схема установки для определения термической усталости Нагрев осуществляется при помощи трансформатора, два провода которого через выпрямитель подводятся к опытному образцу, установленному на специальном столе. Один провод от трансформатора закреплен на опытном образце. Другой подводится к медному подвижному электроду, установленному в специальном кронштейне над испытуемой головкой. Нижняя часть электрода выполнена в виде разрезной втулки и в ней с помощью хомута закреплен графитовый стержень. Между носком графитового стержня и плоскостью опытного образца находится пакет графитовых пластин. Геометрическая форма графитовых пластин определяется формой опытного образца. Вторичная обмотка трансформатора замкнута через испытуемый образец. В этой цепи наибольшим сопротивлением будет обладать пакет графитовых пластин, следовательно там будет выделяться максимальное количество теплоты. Сила тока, а также количество и толщина пластин определены экспериментальным путем. Пакет графитовых пластин состоит из 3-х пластин толщиной 1,5 мм каждая. Эти пластины в течение нескольких секунд нагреваются до высокой температуры и значительно ускоряют нагрев исследуемого образца. Для того, чтобы в процессе лабораторных экспериментов осуществлять нагрев до заданной температуры, была проведена тарировка лабораторной установки, в процессе которой контролировалось время нагрева образца до определенной температуры. Температуру поверхности регистрировали потенциометром КСП2-005 и хромель-алюмелевой термопарой, горячий спай которой находится на поверхности нагреваемого образца. В процессе тарировки контролировали также значение напряжения U и силу тока I. Значение силы тока I было выбрано постоянным - 285 А. Эксперименты показали, что время нагрева значительно меняется и, в основном, зависит от величины напряжения U, которое изменяется в пределах от 2,5 до 3,5 В. С увеличением напряжения время нагрева уменьшается вследствие частичного прогорания графитовых пластинок. Полученная зависимость более точно учитывает характерные особенности графитовых пластин, сопротивление которых зависит от состояния их поверхностей, а следовательно, значительно влияет на нагрев. Известно, что в современных высокофорсированных дизелях температура огневого днища головки может достигать 550°С [3, 4, 6]. Испытания на термостойкость головок цилиндров проводили путем осуществления последовательных термоциклов по режиму нагрев-охлаждение, до появления трещин. Рис. 3. Зависимость времени нагрева от напряжения 1 - при t=1500C; 2-1 - при t=3500C; 3 - при t=5500C Тарировка была проведена для трех уровней температур 550, 350, 150°С. Получены зависимости для четырех последовательно испытанных пакетов, для каждого уровня температуры. Таким образом, удалось упростить методику испытаний, отказавшись от использования термопар, ориентируясь при осуществлении термоциклов по секундомеру. Результаты исследований. Результаты исследования термостойкости чугунов с различной структурой и химическим составом показаны на рисунке 4. Рис. 4. Результаты исследования термостойкости различных чугунов Материал головки, серый чугун СЧ25, подразумевает наличие графитовых включений, пластинчатой формы. Структура материала не является оптимальной для улучшения теплопередачи, что также повышает температурные напряжения по поверхности и толщине огневого днища и снижает термостойкость [7]. Повышенную термостойкость показывают чугуны с такими легирующими элементами, как медь, никель, молибден. Эти элементы препятствуют образованию внутренних окислов в чугуне при эксплуатации с чередованием циклов нагрева и охлаждения в активной газовой среде. Кремний и фосфор, наоборот, усиливают процессы внутреннего окисления. Хороший эффект достигается при использовании высокоуглеродистых чугунов (С=4,0%) легированных медью и никелем, при содержании хрома не более 0,09-0,11%. Такие чугуны разрушаются под действием термоциклических нагрузок в среде отработанных газов значительно позже, чем серийные и, практически без следов внутреннего окисления, т.е. в результате термической усталости. Термостойкость повышается в 1,3-1,4 раза. Содержащийся в чугуне графит приобретает шаровидную форму, чугун имеет хорошие механические свойства и мало окисляется при высоких температурах. В последние годы в машиностроении стали применять чугун с вермикулярным графитом марки ВЧ35 с удлинением до 3%, который при высокой прочности (до 450 МПа) обладает высокой пластичностью и выдерживает значительные динамические и термические нагрузки без образования трещин. Вермикулярный графит имеет промежуточную форму между пластинчатой и шаровидной формами. Благодаря такой форме графита, чугун имеет прочность, близкую к прочности чугуна с шаровидным графитом (350-500 МПа при растяжении) и повышенную, по сравнению с серым чугуном пластичность. В тоже время он обладает более высокой теплопроводностью. Усадка вермикулярного чугуна значительно меньше, чем у чугуна с шаровидным графитом. Заключение. Использование легирующих добавок оптимального химического состава и структуры вермикулярного чугуна позволит значительно повысить долговечность корпусных деталей двигателя.
×

About the authors

N D Cherkashin

FSBEI HVE Samara SAA

Email: Cherkashin_NA@ssaa.ru
cand. of techn. sciences, associate prof. of the department «Technical services» 446442, Samara region, settlement Ust-Kinelskiy, Uchebnaya, 2 str

S N Zhiltsov

FSBEI HVE Samara SAA

Email: Zhiltsov_SN@ssaa.ru
cand. of techn. sciences, associate prof. of the department «Technical services» 446442, Samara region, settlement Ust-Kinelskiy, Uchebnaya, 2 str

References

  1. Галенко, И. Ю. Увеличение послеремонтного ресурса двигателей / И. Ю. Галенко, О. В. Шарымов // Сельский механизатор. - 2014. - №10. - С. 32-37.
  2. Захаров, А. А. Повышение долговечности головок цилиндров дизелей при восстановлении путем применения деконцентраторов напряжений : автореф. дис. … канд. техн. наук : 05.20.03 / Захаров Александр Анатольевич. - Саратов, 2005. - 207 с.
  3. Черкашин, Н. А. Снижение напряжений в межклапанных перемычках головок цилиндров дизелей / Н. А. Черкашин, В. В. Шигаева, Г. Н. Дмитриев // Достижение науки агропромышленному комплексу : сб. науч. тр. - Самара, 2014. - С. 268-271.
  4. Межецкий, Г. Д. Определение ресурса головок блоков дизельных двигателей / Г. Д. Межецкий, Н. А. Черкашин // Ресурсосберегающие методы использования сельскохозяйственной техники : сб. науч. тр. - Ульяновск, 2007. - С. 67-71.
  5. Межецкий, Г. Д. Механика образования трещин в деталях двигателей внутреннего сгорания при малоцикловом термоусталостном режиме / Г. Д. Межецкий, В. В. Чекмарев, Д. В. Межецкий // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2009. - №10. - С. 54-58.
  6. Захаров, А. А. Повышение долговечности головок цилиндров дизелей при восстановлении путем применения деконцентраторов напряжений : дис. … канд. техн. наук : 052003 / Захаров Александр Анатольевич. - Саратов, 2005. -207 с.
  7. Бондаренко, С. И. Влияние формы графита на термическую стойкость чугуна [Электронный ресурс] / С. И. Бондаренко, И. П. Гладкий // Вестник ХНАДУ. - 2006. - №33. - URL: http//cyperleninka/ru/areticle/n/Vliyanie-formy-grafita-na-termicheskuyu (дата обращения: 28.04.2014).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Cherkashin N.D., Zhiltsov S.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies