RURAL POPULATION LIFE QUALITY STATISTICAL INDICATORS SYSTEM


Cite item

Full Text

Abstract

Decent quality of Russian rural population life is one of the priorities of the socio-economic policy. Rationale of government measures should be based on comprehensive study of the current situation and the changes taking place. Important role in this process belongs to the statistical methodology that determines the quality of information support for ongoing projects and programs. Quality of rural population life has been little studied in the Russian statistical science. Therefore, the elaboration of statistical indicators, as one of the elements of the research methodology is the topical direction of economic science and the practice of state and municipal government. On the basis of analysis of current methodological approaches to the statistical study of life quality formed the system of statistical indicators. The proposed system includes 84 indicators combined into 11 blocks. Blocks 1-10 reflect the determinants of life quality (resources and institutions) - all initial conditions of human activity (economic, climatic, political, etc.). They largely determine other components of life quality. Block 11 contains indicators reflecting the results of human activity (human achievement). Indicators of this block are aggregates, integral indicators (convergence, the main components of social infrastructure development, human development index, etc.). The author suggests the ways to improve information and statistical support for the management of rural population life quality.

Full Text

В нашей стране в условиях системных преобразований, сопровождающихся резкой социальной стратификацией, проблема улучшения качества жизни сельского населения является трудноразрешимой. В последние годы статус сельских территорий существенно изменился по сравнению с первой половиной ХХ в. В настоящее время сельские территории выполняют не только традиционные трудоресурсные и производственные, но и многие другие важные для страны функции (жилищные, рекреационные и др.). Сельское население осуществляет социальный контроль над малонаселенными территориями страны. По данным Росстата, на 1 января 2013 г. в России насчитывалось 20 409 поселений, среди них 18 722 (91,7%) - сельские поселения. В сельской местности проживает более 37 млн. чел., что составляет около 26% общей численности постоянного населения России. К сожалению, вместе с сокращением численности сельского населения сокращается и число сельских населенных пунктов. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., почти 13% сельских поселений составляют населенные пункты, в которых население не проживало, а в Костромской, Тверской, Ярославской, Вологодской, Псковской, Кировской и Магаданской областях их доля в общем числе превышает 20% [10]. Сокращение числа сельских поселений, а также концентрация сельского населения в крупных населенных пунктах отражают процессы депопуляции сельского населения и разрушения каркаса сельского расселения. Статистические данные свидетельствуют о том, что качество жизни в сельской местности в России в среднем ниже, чем у горожан. Так, в период 2007-2011 гг. в среднем по России денежные доходы городских домохозяйств в 1,6 раза превышали размер денежных доходов сельских домохозяйств. В 2012 г. уровень младенческой смертности в российских городах составил 8,1, а в сельской местности - 10,1 промилле. Ожидаемая продолжительность жизни сельского населения в среднем в 2012 г. на 2 года короче, чем городского населения. Каждый второй безработный, получающий пособие по безработице - житель сельской местности [6, 10]. В первой половине ХХ в. нарастание темпов урбанизации в нашей стране было связано с индустриализацией экономики. На современном этапе сокращение числа и людности сельских поселений, очевидно, связано с ухудшением социальных условий в сельской местности, в том числе недостаточным уровнем развития социальной и бытовой сферы, безработицей, низким уровнем доходов в сельском хозяйстве. Поэтому направление научных исследований, связанных с изучением закономерностей формирования качества жизни на сельских территориях на сегодняшний день весьма актуально. Актуальность данного направления исследований возросла в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации, развитием интеграционных связей с ОЭСР, что потребует гармонизации отечественной социальной статистики с международными системами статистического учета, в том числе в области статистического описания развития сельских территорий. В последнее время улучшение качества жизни сельского населения на основе развития сельских территорий находится в числе приоритетов государственной социальной политики России, что отражено в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в концепции Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.», в Федеральной целевой программе «Социальное развитие села». Данное обстоятельство также требует совершенствования информационно-статистичес-кого обеспечения принятия управленческих решений на всех уровнях государственной власти. Цель исследований - обоснование системы статистических показателей качества жизни сельского населения с учетом имеющихся отечественных и зарубежных публикаций по данной проблеме. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть содержание понятия «качество жизни населения» на основе систематизации научных концепций; выделить методологические особенности статистического исследования качества жизни населения сельских территорий. В современной научной литературе проблемам разработки методологии статистического исследования качества жизни сельского населения уделяется недостаточно внимания. В большинстве случаев применяемые системы показателей фрагментарно характеризуют социальные процессы на региональном и муниципальном уровне. В то время как решение проблемы измерения качества жизни населения сельских территорий имеет большую практическую значимость для совершенствования инструментов управления устойчивым развитием как сельских территорий, так и регионов и страны в целом. Формированию системы статистических показателей предшествует уточнение содержания понятия «качество жизни» и предмета исследования. «Качество жизни» представляет собой «многослойное» понятие, трактуемое учеными с экономических, социологических, философских позиций. В современной научной экономической литературе определение качества жизни строится на базе как экономических, так и неэкономических концепций (теория благосостояния, теория общественного выбора, концепция располагаемых возможностей и др.) [1]. Российский экономист Е. М. Спиридонова описывает внутреннюю структуру этой неоднородной категории, включающей, с одной стороны, материальные условия жизни людей, а с другой - их субъективные характеристики, в виде трехуровневой системы [8]. На первом уровне отражен внешний комплекс условий жизнедеятельности в сфере потребления, его периферию. Автор называет их детерминантами. На втором уровне представлены доминанты (потребности и нужды людей). Третий уровень образуют признаки поведения в таких сферах, как питание, спорт, культура и т.п. Развивая идею Е. М. Спиридоновой, автор расширил данную трактовку за счет уточнения состава детерминант, доминант, а также ввели блок «результаты человеческой деятельности (достижения человека)», что, по мнению автора, в большей мере соответствует трактовке категории «качество жизни». Считаем, что качество жизни определяется тем, в какой мере осуществлены человеческие потребности, насколько эти потребности удовлетворены, как результаты этой реализации соотносятся с ресурсами и развитием институтов в обществе. При этом улучшение качества жизни означает увеличение возможностей человека реализовать свои потребности в жизненные планы, достичь личного успеха в обществе, в котором сокращается неравенство, наблюдается территориальная социально-экономическая конвергенция, устойчивое экономическое развитие. Термин «качество жизни» универсален, так как независимо от места жительства (город, сельская местность и т.п.) у человека должна существовать возможность для личностного роста и удовлетворения потребностей. Вместе с тем, очевидно, что в процессе статистического изучения качества жизни населения сельских территорий исследователь сталкивается с необходимостью учитывать особенности предмета исследования. Предмет статистического исследования качества жизни сельского населения объединяет ряд составляющих (табл. 1). Таблица 1 Предмет статистического исследования качества жизни населения сельских территорий Составляющая предмета исследования Индикаторы Цель исследования Объективные условия формирования качества жизни населения сельских территорий 1) географическое положение; 2) природно-ресурсный потенциал, состояние экологии; 3) производственный потенциал Количественная оценка потенциала сельской территории; совершенствование структуры экономики сельской территории Демография сельских территорий 1) численность и состав населения по полу и возрасту; 2) естественное движение населения; 3) миграция населения; 4) продолжительность жизни населения; 5) трудовая структура населения; 6) структура домохозяйств по размеру и числу детей до 18 лет Совершенствование демографической политики, в том числе регулирование рождаемости, миграционных процессов и т.п. Социальные основы качества жизни сельского населения 1) структура населения по статусу занятости, уровню образования; 2) развитие социальной инфраструктуры; 3) структура домохозяйств по доходам и потреблению; 4) уровень заболеваемости населения Статистическая характеристика социальной структуры населения сельских территорий; совершенствование управления развитием социальной инфраструктуры Экономические факторы и политические условия повышения качества жизни сельского населения 1) уровень развития и диверсификации экономики сельской территории; 2) степень территориального социальноэкономического неравенства (конвергенции); 3) уровень развития местного самоуправления; 4) структура региональных и муниципальных бюджетов; 5) объемы финансирования мероприятий в рамках государственной (региональной) социально-экономической политики развития сельских территорий Статистическая оценка влияния факторов на изменение качества жизни населения сельских территорий; оценка эффективности и уточнение направлений социально-экономической политики по устойчивому развитию села Сравнение качества жизни городского и сельского населения 1) устойчивость показателей качества жизни в динамике; 2) уровень развития человеческого потенциала; 3) субъективная оценка благополучия Обобщающая статистическая оценка качества жизни Индикаторы, представленные в таблице 1, позволяют количественно охарактеризовать условия жизнедеятельности, основные потребности и нужды сельских жителей, объективные результаты человеческой деятельности, достигнутые на сельских территориях, что отвечает целям современной государственной политики развития сельских территорий. Приступая к обоснованию количественных характеристик рассматриваемой категории, подчеркнем, что качество жизни населения государства (региона, реже - муниципального образования, социально-демографической группы) выступает предметом изучения в трудах многих ученых. При этом предлагаемые разными авторами системы включают от нескольких показателей до десятков показателей, с различных сторон отражающих качество жизни населения. Так, А. Т. Петрова (2008), предлагая авторский подход к разработке методологии оценки качества жизни населения региона, усовершенствовала методику расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) региона путем вычисления индексов субъективных оценок экспертов продолжительности жизни, уровня образования, валового внутреннего продукта. Дополнительную информацию для вычисления индексов автор предлагает получить в рамках специализированного мониторинга [3]. В. С. Мхитарян, Л. П. Бакуменко (2011) строят исследование качества жизни населения региона на основе интегральной оценки методом главных компонент, выделяя такие компоненты, как «уровень благосостояния», «качество населения», «качество социальной сферы». Всего проанализировано более 50 частных показателей, публикуемых официальной статистикой [2]. Объединяет перечисленные выше статистические исследования то, что все они выполнены в рамках так называемого «сравнительно-аналитического подхода» на материалах региональной статистики. Система показателей в рамках данного подхода подчинена целям и задачами анализа социально-экономического развития территорий и межрегиональных сравнений. Последнее обусловливает единообразие большинства показателей в системе и выделение проблемно-содержательных блоков для конкретного региона. Примером таких блоков показателей могут выступить демографическая ситуация, уровень жизни либо качество жизни населения, рынок труда, бюджетная обеспеченность, экономический потенциал и т.д. Однако при межрегиональном анализе местный уровень, как правило, выпадает из исследования. Более того, исследование сельского населения как самостоятельной социально-демографической группы в научной экономико-статистической литературе встречается крайне редко. В государствах Западной Европы обследования по проблемам качества жизни, включающие как данные государственной статистики, так и субъективные оценки населения, проводятся регулярно. При проведении обследований с целью уточнения положений социальной политики в странах Европейского Союза ориентируются на уровень дохода, финансовые различия и степень отказа домашних хозяйств при потреблении (коэффициент депривации), различия в образовании, здравоохранении, ведении домашнего хозяйства, уровне оказания социальных услуг. В числе субъективных оценок, выполняемых респондентами по 10-ти балльной шкале, следующие: общая самооценка жизни («удовлетворенность жизнью»); эмоциональная самооценка («счастье»); восприятие будущего. Обследования населения в странах Евросоюза (ЕС) являются статистическими (то есть не содержат рекомендаций по изменению стандартов качества жизни). Они дают общую характеристику качества жизни в регионе и позволяют проводить межстрановые сопоставления [5]. Отметим, что отдельным направлением мониторинга и анализа социальных процессов в странах ЕС является сельское развитие. Система показателей оценки результатов политики сельского развития Евросоюза включает 5 подсистем [11]: 1) Базовые показатели связаны с общими социально-экономическими условиями развития сельской территории, в том числе с качеством жизни на сельских территориях, состоянием экономической и экологической ситуации в сельских районах. Базовые показатели напрямую связаны с целями общеевропейской политики. 2) Финансовые показатели характеризуют бюджеты и использование других ресурсов, выделяемых в рамках программы. 3) Показатели результатов деятельности, непосредственно реализуемой в рамках программы. 4) Показатели результатов измерения последствий прямого и косвенного воздействия, предоставляющие информацию о произошедших изменениях. 5) Показатели выполнения программ на местном и региональном уровне, связаны с оценкой достижений более широкого перечня целей политики сельского развития ЕС. Примером компактной по числу показателей, но емкой по отражению сути качества жизни является система частных показателей, формирующих индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный ООН. Согласно уточненной методологии расчета, впервые опубликованной в 2010 г. [4, 9], ИЧР включает следующие показатели: - валовой национальный доход в расчете на душу населения по паритету покупательной способности валют, - среднюю продолжительность обучения, - ожидаемую продолжительность обучения, рассчитанную на основе данных об охвате детей школьным образованием; - среднюю ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Методика расчета ИЧР и система показателей ООН - одна из самых известных и востребованных в практике статистико-экономических исследований как в России, так и за рубежом. Рассмотрим предлагаемую систему статистических показателей качества жизни населения сельских территорий (рис. 1). Система включает 84 показателя, сгруппированных в 11 блоков. Агрегированные показатели предлагается получать на основе моделирования частных показателей в динамике и пространстве. Блоки с 1 по 10 отражают состояние ресурсов и институтов, благодаря которым формируется качество жизни. Они представляют собой все исходные условия деятельности людей (экономика, социальная сфера, природно-климатические условия, политическая среда и т.п.) и определяют «стартовые возможности» человека. Так, на уровень территориальной организации сельских поселений (в отличие от городских поселений) в значительной степени влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что масштабы развития сельского хозяйства (как одной из традиционных отраслей сельской экономики) зависят от почвенных и климатических условий. Частные показатели Показатели качества жизни населения сельских территорий Факторы (ресурсы и институты развития) 1. Национальное богатство (9) 2. Демографическая структура (8) 3. Избирательная система (2) 4. Потребительский бюджет (3) 5. Рынок труда (7) 6. Социальная инфраструктура (20) 7. Информационная инфраструктура (8) 8. Общественная безопасность (3) 9. Природно-климатические условия и состояние окружающей природной среды (7) 10. Государственные (муниципальные) финансы (5) 11. Результаты человеческой деятельности (достижения человека) - Уровень заболеваемости (доля лиц с впервые установленным диагнозом в общей численности населения), процентов - Уровень образования населения (охват населения образованием по ступеням образования), процентов - Уровень занятости (безработицы), процентов к экономически активному населению - Структура доходов (потребительских расходов) сельских домашних хозяйств - Число подразделений общественных организаций, расположенных на территории сельских поселений - Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет - Уровень младенческой смертности, промилле - Интенсивность миграции (коэффициент соотношения прибывших и выбывших мигрантов) - Степень неравенства населения по доходам (коэффициент Джини) Агрегированные оценки качества жизни населения сельских территорий Уровень социальной конвергенции Интегральные показатели качества жизни - показатель бетта-конвергенции; - показатель сигма-конвергенции (дивергенции); - показатели вариации. - индикатор устойчивости конвергенции районов по уровню социального развития; - главные компоненты развития социальной инфраструктуры; - индекс человеческого развития в городской и сельской местности Рис. 1. Система показателей качества жизни сельского населения (в скобках указано число показателей) Также, надо учитывать, что для сельской территории развитая социальная инфраструктура - это важный фактор привлечения в село молодежи. Функционирование общественных институтов и использование разнообразных ресурсов позволяет удовлетворить многообразные потребности и нужды людей (потребности в пище, одежде, жилище, образовании и т.д.). Что также отражено в системе показателей. Блок 11 содержит показатели, отражающие результаты человеческой деятельности или, другими словами, достижения человека. Это связано с тем, что в мировой практике принято рассматривать все достижения государств через призму развития человека. На основе частных показателей могут быть получены агрегированные оценки с применением эконометрического моделирования, многомерной группировки сельских территорий, компонентного анализа детерминант качества жизни, построения интегрального показателя человеческого развития в городской и сельской местности и т.д. Так, уровень социальной конвергенции (уменьшение территориальных различий по уровню социального развития) предлагается измерить показателями бетта- и сигма-конвергенции, а также показателями вариации (в частности, с помощью коэффициента вариации) [7]. Степень устойчивости процесса конвергенции во времени целесообразно оценивать на основе статистических методов выявления тенденции в динамических рядах. Однако получить полную количественную характеристику качества жизни на сельских территориях сегодня невозможно, в первую очередь, из-за отсутствия необходимой статистической информации в полном объеме в разрезе городской и сельской местности, сопоставимой для всех субъектов Российской Федерации. Это связано с тем, что в системе государственной статистики России значительный объем показателей качества жизни формируется на основе выборочных наблюдений, вследствие чего данные могут быть представлены только по региону в целом. Например, в разрезе городов и сельских поселений в настоящее время невозможно получить информацию о структуре экономики по видам экономической деятельности, о структуре и размере денежных доходов населения и др. Часть информации можно проанализировать только по результатам переписи населения (например, структуру населения по уровню образования, источникам средств к существованию). Наиболее доступным и достаточно представительным в настоящее время является блок демографических показателей. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что информационная база исследования постепенно расширяется. В частности, в настоящее время в системе Росстата ведутся работы по формированию системы показателей качества жизни населения, позволяющей получить объективное отражение всей совокупности условий жизни различных слоев и групп населения. Считаем, что увеличение финансирования мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий неизбежно повлечет за собой развитие соответствующей системы мониторинга, ориентированного как на региональные особенности развития российского села, так и на международные сопоставления результатов государственной политики сельского развития. Представленная на рисунке 1 система показателей и методологические подходы к статистическому исследованию качества жизни сельского населения апробированы автором на материалах Оренбургской области [1]. Результаты исследования позволили выделить направления сельского развития в регионе, по которым достигнуты существенные положительные результаты (благоустройство жилья, развитие социальной инфраструктуры и др.). Также выявлены проблемные направления (медицинское обслуживание, дошкольное воспитание и др.). Таким образом, предлагаемая система статистических показателей позволяет дать количественную оценку условиям формирования достойного качества жизни и результатам человеческой деятельности, достигнутым на сельских территориях, и может стать частью системы мониторинга и управления сельским развитием в нашей стране.
×

About the authors

T N Larina

FSBEI HVE Orenburg SAU

Email: lartn.oren@mail.ru
dr. of econ., associate prof. of the department «Statistics and Economic Analysis» 460014, Orenburg, Chelyuskincev 18, str

References

  1. Ларина, Т. Н. Статистическое обеспечение управления качеством жизни населения сельских территорий : монография. - Оренбург : Издательский центр ОГАУ, 2012. - 224 с.
  2. Мхитарян, В. С. Интегральная оценка качества жизни населения Республики Марий Эл / В. С. Мхитарян, Л. П. Бакуменко // Вопросы статистики. - 2011. - №6. - С. 60-67.
  3. Петрова, А. Т. Разработка методологических основ оценки качества жизни населения региона : дис. … д-ра экон. наук : 08.00.12 / Петрова Аида Талятовна. - М., 2008. - 420 с.
  4. Реальное богатство народов: пути к развитию человека. Доклад о развитии человека 2010. - М. : Весь мир, 2010. -228 с.
  5. Семенова, В. Н. Стандартизация качества жизни в странах Евросоюза // Экономические науки. - 2010. - №9(70). - С. 285-289.
  6. Социальное положение и уровень жизни населения Оренбургской области : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург, 2013. - 467 с.
  7. Спешилова, Н. В. Статистическое исследование социальной дифференциации регионов России на основе моделей конвергенции / Н. В. Спешилова, Т. Н. Ларина // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №44(179). - С. 18-23.
  8. Спиридонова, Е. М. Информационно-статистическое обеспечение исследований качества жизни населения на региональном уровне : монография. - Ярославль, 2009. - 416 с.
  9. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех : доклад о человеческом развитии 2011 / пер. с англ. - М. : Весь мир, 2011. 188 с.
  10. Федеральная служба государственной статистики России. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.01.2014).
  11. European Evaluation Network for Rural Development. - URL: http://enrd.ec.europa.eu/ evaluation (date accessed: 25.10.2013).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Larina T.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies