THE SELF WORK OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the study - the search for effective forms and methods of students self work organization in higher vocational education. The relevance of students work grounded in the study of education development modern tendencies and the establishment of opportunities for their implementation through increasing the share of self work in the educational process. On the basis of research materials analysis identified promising forms of self students work organization: development of self students work methodology and development of its implementation skills. Further informatization of education, the necessity of introduction in educational of e-learning process, as well as personal, the pedagogical experience of the researcher concluded that the immediate communication of self work with information and communication technologies (ICT) and the Internet and, as a result, the necessity of limiting the scope of effective forms and methods search organization and management of self work and deepening in the area of ICT. The reliability of made you-conclusions confirmed by the results of pilot studies: teachers often use ICT for self work of students (24%); students believe that self work primarily develops they ICT competences (24%); among the factors that prevent qualitative performance of self work, the students called - the lack of the necessary ICT competences of students and teachers, as well as weak computerization of the educational process; most students consider the organization of special training course for methods of self students work (71%).

Full Text

В условиях развития информационного общества и актуализации электронного обучения в системе высшего профессионального образовании (ВПО) наметилась тенденция к сокращению аудиторной работы студентов и возрастанию объема их самостоятельной работы, что обусловлено в первую очередь изменением целей образования - вместо пассивного получения знаний студент должен быть способен самостоятельно «добывать» знания, обучение должно происходить на протяжении всей жизни, переходя в самообучение и самообразование. Цель исследований - обоснование актуальности самостоятельной работы студентов (СРС) для профессионального образования и выявление перспективных форм ее организации в вузе. Задачи исследований: 1) выявить роль СРС в задачах развития высшего профессионального образования; 2) определить наиболее перспективные формы СРС в учебном процессе; 3) наметить пути дальнейшего исследования проблем эффективной организации СРС в вузах. Отсутствие в педагогике единого представления о сути СРС во многом связано с ее основополагающим характером для образования в целом - в теории профессиональной педагогики самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из основных форм учебного процесса, а самостоятельная деятельность выступает основой обучения студентов в вузе. Кроме того, самостоятельной работе присущ широкий спектр решаемых задач - от систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов до формирования самостоятельности мышления и способностей к дальнейшему саморазвитию. Чаще всего под самостоятельной работой понимают познавательную деятельность студентов, выполняемую без непосредственного участия преподавателя, но при его опосредованном управлении. Однако переход к новой образовательной парадигме требует более глубокого понимания сути СРС в плоскости современных задач, решаемых высшим образованием. Проведенный анализ современных тенденций развития ВПО показал, что большинство из них предполагает использование СРС как инструмента их реализации. В частности, для развития открытого образования, сетевой интеграции вузов и территориально-производственных кластеров, обеспечения академической мобильности необходимо не только самостоятельное изучение студентами учебных дисциплин по самостоятельно выбранной образовательной траектории, но и самостоятельное освоение необходимых для этого информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и принятия различных решений - все то, что называется самообразованием и самообучением. Одновременно необходимо отметить, что эти же тенденции предполагают использование инновационных технологий в учебном процессе, которые меняются быстрее, чем большая часть профессорско-преподавательского состава успевает освоить их на курсах повышения квалификации. В результате заинтересованным преподавателям приходится самостоятельно осваивать данные технологии и накапливать опыт их применения в своей деятельности. Внедрение компетентностного подхода в образование предполагает формирование у студентов универсальных (ключевых) компетенций, среди которых выделена компетенция самообучения. Актуальность самообразования зафиксирована в различных документах Европейского и Российского уровня в виде следующих рекомендаций: в Сорбонской декларации европейских стран отражена важность обеспечение студентов возможностями для самостоятельного поиска сфер самовыражения еще в процессе профессиональной подготовки; Национальная доктрина образования Российской Федерации ориентирует на развитие у каждой личности навыков самообразования и самореализации; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. поставлена задача создания условий для накопления опыта самостоятельной деятельности и формирования личной ответственности обучающихся на всех уровнях образования. В результате переход образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагает с одной стороны формирование у будущих специалистов таких образовательных результатов как способность самостоятельно приобретать и использовать в будущей профессиональной деятельности новые знания, умение работать самостоятельно и в коллективе, стремление к непрерывному самообучению, умение выстраивать пути интеллектуального и профессионального саморазвития и самосовершенствования. С другой стороны это обязывает все учебные заведения создавать условия для самостоятельного «добывания» знаний - планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по каждой учебной дисциплине и обеспечивать такие виды занятий соответствующей учебно-методической литературой и технологическими устройствами (компьютерные классы, доступ к Интернет). Переход к многоуровневой системе образования предполагает обеспечение бакалавриата возможностями для самостоятельного поиска областей саморазвития, а магистратуры - условиями для самостоятельного проведения различных исследований. Гуманизация образования отражается в самостоятельном выборе траектории обучения и путей самореализации, доступности обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых чаще всего проходит на самостоятельной основе. Фундаментализация образования предполагает самостоятельный перенос фундаментальных знаний на какую-либо область деятельности. Основным условием, обеспечивающим реализацию принципа регионализации в профессиональной подготовке, является постоянный мониторинг региональных проблем и особенностей осуществления профессиональной деятельности, что требует использования технологий поиска информации и ее анализа в определенном разрезе не только профессорско-преподавательским составом, но и будущими специалистами, для чего у них должны быть сформированы соответствующие компетенции, способствующие самостоятельному проведению подобного мониторинга. Таким образом, проведенный анализ современных тенденций развития ВПО доказал, что самостоятельная работа выступает одним из основных инструментов их реализации. В процессе анализа современных тенденций развития ВПО обратили внимание на постоянно возникающую взаимосвязь между новой образовательной парадигмой, рассматриваемыми тенденциями и самостоятельной работой студентов, выражающуюся в постоянном процессе «добывания» разнообразных знаний студентами - будь это содержание новой учебной дисциплины, какая-либо осваиваемая технология или сбор информации в определенных целях (мониторинг рынка труда, отслеживание траектории обучения, общение в профессиональных сообществах). В этой связи считаем, что наиболее полно отвечающим современным задачам развития образования является определение самостоятельной работы Т. А. Куликовой, представляющей ее как единство двух составляющих: объекта учебной деятельности студентов (задание учебного характера) и формы их учебной деятельности - проявление студентом различных способов мышления, памяти и воображения в процессе выполнения работы, что обязательно приводит его к получению нового знания, а также к систематизации и углублению уже имеющихся знаний [4]. Необходимо отметить высокую оценку значимости самостоятельной работа самими студентами. Так на международной молодежной конференции в Мурманске, посвященной модернизации профессионального образования в России, было отмечено, что роль СРС чрезвычайна важна не только для овладения новыми знаниями, но и для формирования у студентов навыков научно-исследовательской работы, развития нравственно-психологических качеств, самостоятельности, ответственности и организованности студентов, активизации творческих способностей в процессе решения проблем учебного и профессионального уровня [6, 10]. Проведенные на базе Тольяттинской академии управления пилотажные исследования проблемы актуальности самостоятельной работы для самих студентов (первого курса) показали, что большинство студентов положительно относится к СРС (65% опрошенных), считая, что она развивает у них аналитические способности (15%) и способности поиска и обработки информации (25%), расширяет кругозор (12%) и развивает критическое мышление (8%), позволяет получать свое собственное, новое знание (91%) и более четко формулировать свои мысли (17%). Актуальность СРС для образования и необходимость увеличения ее объема в учебном процессе нашли отражение в научных статьях и диссертационных исследованиях ученых-педагогов, осуществляющих поиск наиболее эффективных средств, методов и технологий ее организации. Так, Е. В. Сидоркина отмечает, что формирование потребности в самообразовании должно осуществляться не только через увеличение доли СРС в учебно-воспитательном процессе, но и посредством обучения методологии ее выполнения [7]; Н. В. Соловова считает, что повышение роли СРС невозможно без усиления ответственности преподавателя за постоянное развитие навыков ее выполнения у студентов [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что потребность общества в активном и мобильном специалисте, потребность личности в саморазвитии и самореализации, задачу эффективной организации СРС в вузах можно решить через освоение в процессе профессионального обучения методологии проведения самостоятельной работы и формирования навыков ее осуществления. Вместе с тем необходимо отметить, что современная СРС немыслима без применения ИКТ: поиск информации в различных сетях, виртуальных и электронных библиотеках и энциклопедиях, базах данных, использование материалов открытых электронно-образовательных ресурсов, обсуждение проблем на форумах и сайтах профессиональных сообществ, обмен материалами, обработка и приведение к соответствующему виду, сдача работ на проверку. Предметом исследований многих диссертаций стали возможность, эффективность и условия использования в самостоятельной работе сетевых технологий web 2.0. (А. В. Козлова), дистанционных образовательных технологий (В. Г. Маняхина), Интернет-технологий (Л. Г. Жук), информационных ресурсов образовательных сред (Е. Н. Зайцева, Т. А. Куликова) и др. Таким образом, классическая внеаудиторная СРС переносится в Интернет и реализуется чаще всего в открытых информационно-образовательных средах. Одновременно заметим, что активное внедрение различных форм электронного обучения в учебный процесс также вносит свой вклад в увеличение доли СРС, выполняемых с помощью ИКТ. И дело не только в том, что увеличивается количество занятий, выполняемых дистантно, а в том, что многие аудиторные занятия принимают характер самостоятельной работы, предполагая выполнение некоторого заранее подготовленного задания средствами и ресурсами информационно-образовательных сред. В этом случае выполнение работы производится не под «диктовку» преподавателя, а самостоятельно, по некоторому персональному варианту. Преподаватель выступает в роли консультанта и управляет ходом выполнения работы опосредовано, через специальным образом подготовленные электронно-методические материалы. Как правило, подготовка электронных материалов осуществляется таким образом, чтобы из соответствующих комментариев и описаний был понятно и само задание, и технология его выполнения, и форма представления результатов. В противном случае, эффективность и качество такого обучения значительно ниже традиционного. Проверка таких работ очень часто производится позже (заочно) с последующим оповещением студентов о правильности выполненной работы и сделанных ошибках. Ученые в области электронного обучения опосредованно подтверждают наш вывод о самостоятельном характере работы в информационно-образовательных средах [3] , отмечая, что основу образовательного процесса при использовании сетевых технологий составляет целенаправленная, контролируемая и интенсивная самостоятельная работа студентов [2], а основной проблемой при этом является мотивация студентов к ее выполнению [7]. По мнению А. А. Андреева акцент деятельности преподавателя в этом случае должен смещаться в сторону управленческих функций как менеджера учебного процесса [1]. В тоже время Т. Н. Носкова считает, что среди профессиональных умений педагогов должны быть умения осуществлять технико-опосредованные образовательные коммуникации, прогнозировать возникающие в таких взаимодействиях проблемы и вводить соответствующие коррективы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [5]. Достоверность сделанных выводов подтверждена результатами пилотажных исследований преподавателей Самарского государственного университета (14 опрошенных) и студентов Тольяттинской академии управления (85 опрошенных): преподаватели чаще всего используют ИКТ для организации самостоятельной работы студентов (24%);студенты считают, что самостоятельная работа в первую очередь развивает у них ИКТ-компетенции (24%); среди факторов, мешающих качественному выполнению самостоятельной работы, студенты называют - отсутствие необходимых ИКТ-компетенций у студентов и преподавателей, а также слабую технологизация учебного процесса и домашних условий обучения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) актуальность СРС для образования обусловлена ее способностью выступать одним из основных механизмов развития ВПО и средством подготовки современных специалистов, способных к дальнейшему саморазвитию и самореализации; 2) развитие ИКТ, электронного обучения и открытого образования привело к смещению акцентов с традиционных аудиторных занятий в сторону внеаудиторной и аудиторной СРС, выполняемой средствами ИКТ, информационно-образовательных сред и ресурсов Интернет; 3) перенос СРС в информационно-образовательные среды и Интернет требует выявления психолого-педагогических условий обеспечения качества и эффективности организации подобного вида работ. В современном профессиональном образовании увеличивается доля СРС (как внеаудиторная, так и аудиторная), выполняемая посредством ИКТ и на базе ресурсов Интернет, что порождает педагогическую проблему обеспечения качества и эффективности организации подобного вида учебных работ, определения роли преподавателя в данном процессе и набора необходимых компетенций как для преподавателя, так и для студента.
×

About the authors

N B Strekalova

FSBEI HVE Samara SU

Email: snb_05@mail.ru
cand. of pedagogical sciences, doctorate candidate of the department «Theory and methods of professional education» 445051, Tolyatti, Leninsky Avenue, 3a-24

References

  1. Андреев, А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. - 2010. - №8/9. - С. 41-44.
  2. Борисова, Л. В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1(18). - С. 68-70.
  3. Куликова, Т. А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Куликова Татьяна Анатольевна. - Ставрополь, 2011. - 25 с.
  4. Носкова, Т. Н. Современная информационно-образовательная среда педагогического университета // Вестник Герценовского университета. - 2007. - №3. - С. 33-36.
  5. Семенова, Н. Б. Организация самостоятельной работы студентов с применением ИКТ-технологий // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста : мат. Международной молодежной конф. - Т. 1. - Мурманск, 2012. - С. 177-179.
  6. Сидоркина, Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде вуза // Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - 2013. - №1. - С. 53-57.
  7. Соловов, А. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 104-112.
  8. Соловова, Н. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов. - Самара : Универс-групп, 2006. - 15 с.
  9. Шипулина, Л. Г. Использование образовательных ресурсов открытого доступа в самостоятельной работе студентов // Модернизация профессионального образования в России в мире: новое качество роста : мат. Международной молодежной конф. - Т. 1. - Мурманск, 2012. - С.183-185.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Strekalova N.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies