Самостоятельная работа студентов в системе профессионального образования
- Авторы: Стрекалова Н.Б.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВПО Самарский ГУ
- Выпуск: № 2 (2014)
- Страницы: 50-53
- Раздел: Статьи
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/1997-3225/article/view/22957
- ID: 22957
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - обоснование актуальности самостоятельной работы студентов (СРС) для профессионального образования и выявление перспективных форм ее организации в вузе. Актуальность самостоятельной работы студентов обоснована изучением современных тенденций развития образования и установлением возможности их реализации через увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. На основе анализа научно-исследовательских материалов выявлены перспективные формы организации самостоятельной работы: освоение студентами методологии проведения самостоятельной работы и развитие навыков ее осуществления. Дальнейшая информатизация образования, необходимость внедрения в учебный процесс элементов электронного обучения, а также личный, педагогический опыт исследователя позволили сделать вывод о непосредственной связи самостоятельной работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и Интернет и, как результат, о необходимости сужения сферы поиска эффективных форм и методов организации и управления самостоятельной работы и углубление в область ИКТ. Достоверность сделанных выводов подтверждена результатами пилотажных исследований: преподаватели чаще всего используют ИКТ для организации самостоятельной работы студентов (24%);студенты считают, что самостоятельная работа в первую очередь развивает у них ИКТ-компетенции (24%); среди факторов, мешающих качественному выполнению самостоятельной работы, студенты называют - отсутствие необходимых ИКТ-компетенций у студентов и преподавателей, а также слабую технологизацию учебного процесса; большинство студентов считают необходимым организацию специального учебного курса по методике проведения самостоятельной работы (71%).
Ключевые слова
Полный текст
В условиях развития информационного общества и актуализации электронного обучения в системе высшего профессионального образовании (ВПО) наметилась тенденция к сокращению аудиторной работы студентов и возрастанию объема их самостоятельной работы, что обусловлено в первую очередь изменением целей образования - вместо пассивного получения знаний студент должен быть способен самостоятельно «добывать» знания, обучение должно происходить на протяжении всей жизни, переходя в самообучение и самообразование. Цель исследований - обоснование актуальности самостоятельной работы студентов (СРС) для профессионального образования и выявление перспективных форм ее организации в вузе. Задачи исследований: 1) выявить роль СРС в задачах развития высшего профессионального образования; 2) определить наиболее перспективные формы СРС в учебном процессе; 3) наметить пути дальнейшего исследования проблем эффективной организации СРС в вузах. Отсутствие в педагогике единого представления о сути СРС во многом связано с ее основополагающим характером для образования в целом - в теории профессиональной педагогики самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из основных форм учебного процесса, а самостоятельная деятельность выступает основой обучения студентов в вузе. Кроме того, самостоятельной работе присущ широкий спектр решаемых задач - от систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов до формирования самостоятельности мышления и способностей к дальнейшему саморазвитию. Чаще всего под самостоятельной работой понимают познавательную деятельность студентов, выполняемую без непосредственного участия преподавателя, но при его опосредованном управлении. Однако переход к новой образовательной парадигме требует более глубокого понимания сути СРС в плоскости современных задач, решаемых высшим образованием. Проведенный анализ современных тенденций развития ВПО показал, что большинство из них предполагает использование СРС как инструмента их реализации. В частности, для развития открытого образования, сетевой интеграции вузов и территориально-производственных кластеров, обеспечения академической мобильности необходимо не только самостоятельное изучение студентами учебных дисциплин по самостоятельно выбранной образовательной траектории, но и самостоятельное освоение необходимых для этого информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и принятия различных решений - все то, что называется самообразованием и самообучением. Одновременно необходимо отметить, что эти же тенденции предполагают использование инновационных технологий в учебном процессе, которые меняются быстрее, чем большая часть профессорско-преподавательского состава успевает освоить их на курсах повышения квалификации. В результате заинтересованным преподавателям приходится самостоятельно осваивать данные технологии и накапливать опыт их применения в своей деятельности. Внедрение компетентностного подхода в образование предполагает формирование у студентов универсальных (ключевых) компетенций, среди которых выделена компетенция самообучения. Актуальность самообразования зафиксирована в различных документах Европейского и Российского уровня в виде следующих рекомендаций: в Сорбонской декларации европейских стран отражена важность обеспечение студентов возможностями для самостоятельного поиска сфер самовыражения еще в процессе профессиональной подготовки; Национальная доктрина образования Российской Федерации ориентирует на развитие у каждой личности навыков самообразования и самореализации; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. поставлена задача создания условий для накопления опыта самостоятельной деятельности и формирования личной ответственности обучающихся на всех уровнях образования. В результате переход образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагает с одной стороны формирование у будущих специалистов таких образовательных результатов как способность самостоятельно приобретать и использовать в будущей профессиональной деятельности новые знания, умение работать самостоятельно и в коллективе, стремление к непрерывному самообучению, умение выстраивать пути интеллектуального и профессионального саморазвития и самосовершенствования. С другой стороны это обязывает все учебные заведения создавать условия для самостоятельного «добывания» знаний - планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по каждой учебной дисциплине и обеспечивать такие виды занятий соответствующей учебно-методической литературой и технологическими устройствами (компьютерные классы, доступ к Интернет). Переход к многоуровневой системе образования предполагает обеспечение бакалавриата возможностями для самостоятельного поиска областей саморазвития, а магистратуры - условиями для самостоятельного проведения различных исследований. Гуманизация образования отражается в самостоятельном выборе траектории обучения и путей самореализации, доступности обучения лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых чаще всего проходит на самостоятельной основе. Фундаментализация образования предполагает самостоятельный перенос фундаментальных знаний на какую-либо область деятельности. Основным условием, обеспечивающим реализацию принципа регионализации в профессиональной подготовке, является постоянный мониторинг региональных проблем и особенностей осуществления профессиональной деятельности, что требует использования технологий поиска информации и ее анализа в определенном разрезе не только профессорско-преподавательским составом, но и будущими специалистами, для чего у них должны быть сформированы соответствующие компетенции, способствующие самостоятельному проведению подобного мониторинга. Таким образом, проведенный анализ современных тенденций развития ВПО доказал, что самостоятельная работа выступает одним из основных инструментов их реализации. В процессе анализа современных тенденций развития ВПО обратили внимание на постоянно возникающую взаимосвязь между новой образовательной парадигмой, рассматриваемыми тенденциями и самостоятельной работой студентов, выражающуюся в постоянном процессе «добывания» разнообразных знаний студентами - будь это содержание новой учебной дисциплины, какая-либо осваиваемая технология или сбор информации в определенных целях (мониторинг рынка труда, отслеживание траектории обучения, общение в профессиональных сообществах). В этой связи считаем, что наиболее полно отвечающим современным задачам развития образования является определение самостоятельной работы Т. А. Куликовой, представляющей ее как единство двух составляющих: объекта учебной деятельности студентов (задание учебного характера) и формы их учебной деятельности - проявление студентом различных способов мышления, памяти и воображения в процессе выполнения работы, что обязательно приводит его к получению нового знания, а также к систематизации и углублению уже имеющихся знаний [4]. Необходимо отметить высокую оценку значимости самостоятельной работа самими студентами. Так на международной молодежной конференции в Мурманске, посвященной модернизации профессионального образования в России, было отмечено, что роль СРС чрезвычайна важна не только для овладения новыми знаниями, но и для формирования у студентов навыков научно-исследовательской работы, развития нравственно-психологических качеств, самостоятельности, ответственности и организованности студентов, активизации творческих способностей в процессе решения проблем учебного и профессионального уровня [6, 10]. Проведенные на базе Тольяттинской академии управления пилотажные исследования проблемы актуальности самостоятельной работы для самих студентов (первого курса) показали, что большинство студентов положительно относится к СРС (65% опрошенных), считая, что она развивает у них аналитические способности (15%) и способности поиска и обработки информации (25%), расширяет кругозор (12%) и развивает критическое мышление (8%), позволяет получать свое собственное, новое знание (91%) и более четко формулировать свои мысли (17%). Актуальность СРС для образования и необходимость увеличения ее объема в учебном процессе нашли отражение в научных статьях и диссертационных исследованиях ученых-педагогов, осуществляющих поиск наиболее эффективных средств, методов и технологий ее организации. Так, Е. В. Сидоркина отмечает, что формирование потребности в самообразовании должно осуществляться не только через увеличение доли СРС в учебно-воспитательном процессе, но и посредством обучения методологии ее выполнения [7]; Н. В. Соловова считает, что повышение роли СРС невозможно без усиления ответственности преподавателя за постоянное развитие навыков ее выполнения у студентов [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что потребность общества в активном и мобильном специалисте, потребность личности в саморазвитии и самореализации, задачу эффективной организации СРС в вузах можно решить через освоение в процессе профессионального обучения методологии проведения самостоятельной работы и формирования навыков ее осуществления. Вместе с тем необходимо отметить, что современная СРС немыслима без применения ИКТ: поиск информации в различных сетях, виртуальных и электронных библиотеках и энциклопедиях, базах данных, использование материалов открытых электронно-образовательных ресурсов, обсуждение проблем на форумах и сайтах профессиональных сообществ, обмен материалами, обработка и приведение к соответствующему виду, сдача работ на проверку. Предметом исследований многих диссертаций стали возможность, эффективность и условия использования в самостоятельной работе сетевых технологий web 2.0. (А. В. Козлова), дистанционных образовательных технологий (В. Г. Маняхина), Интернет-технологий (Л. Г. Жук), информационных ресурсов образовательных сред (Е. Н. Зайцева, Т. А. Куликова) и др. Таким образом, классическая внеаудиторная СРС переносится в Интернет и реализуется чаще всего в открытых информационно-образовательных средах. Одновременно заметим, что активное внедрение различных форм электронного обучения в учебный процесс также вносит свой вклад в увеличение доли СРС, выполняемых с помощью ИКТ. И дело не только в том, что увеличивается количество занятий, выполняемых дистантно, а в том, что многие аудиторные занятия принимают характер самостоятельной работы, предполагая выполнение некоторого заранее подготовленного задания средствами и ресурсами информационно-образовательных сред. В этом случае выполнение работы производится не под «диктовку» преподавателя, а самостоятельно, по некоторому персональному варианту. Преподаватель выступает в роли консультанта и управляет ходом выполнения работы опосредовано, через специальным образом подготовленные электронно-методические материалы. Как правило, подготовка электронных материалов осуществляется таким образом, чтобы из соответствующих комментариев и описаний был понятно и само задание, и технология его выполнения, и форма представления результатов. В противном случае, эффективность и качество такого обучения значительно ниже традиционного. Проверка таких работ очень часто производится позже (заочно) с последующим оповещением студентов о правильности выполненной работы и сделанных ошибках. Ученые в области электронного обучения опосредованно подтверждают наш вывод о самостоятельном характере работы в информационно-образовательных средах [3] , отмечая, что основу образовательного процесса при использовании сетевых технологий составляет целенаправленная, контролируемая и интенсивная самостоятельная работа студентов [2], а основной проблемой при этом является мотивация студентов к ее выполнению [7]. По мнению А. А. Андреева акцент деятельности преподавателя в этом случае должен смещаться в сторону управленческих функций как менеджера учебного процесса [1]. В тоже время Т. Н. Носкова считает, что среди профессиональных умений педагогов должны быть умения осуществлять технико-опосредованные образовательные коммуникации, прогнозировать возникающие в таких взаимодействиях проблемы и вводить соответствующие коррективы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [5]. Достоверность сделанных выводов подтверждена результатами пилотажных исследований преподавателей Самарского государственного университета (14 опрошенных) и студентов Тольяттинской академии управления (85 опрошенных): преподаватели чаще всего используют ИКТ для организации самостоятельной работы студентов (24%);студенты считают, что самостоятельная работа в первую очередь развивает у них ИКТ-компетенции (24%); среди факторов, мешающих качественному выполнению самостоятельной работы, студенты называют - отсутствие необходимых ИКТ-компетенций у студентов и преподавателей, а также слабую технологизация учебного процесса и домашних условий обучения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) актуальность СРС для образования обусловлена ее способностью выступать одним из основных механизмов развития ВПО и средством подготовки современных специалистов, способных к дальнейшему саморазвитию и самореализации; 2) развитие ИКТ, электронного обучения и открытого образования привело к смещению акцентов с традиционных аудиторных занятий в сторону внеаудиторной и аудиторной СРС, выполняемой средствами ИКТ, информационно-образовательных сред и ресурсов Интернет; 3) перенос СРС в информационно-образовательные среды и Интернет требует выявления психолого-педагогических условий обеспечения качества и эффективности организации подобного вида работ. В современном профессиональном образовании увеличивается доля СРС (как внеаудиторная, так и аудиторная), выполняемая посредством ИКТ и на базе ресурсов Интернет, что порождает педагогическую проблему обеспечения качества и эффективности организации подобного вида учебных работ, определения роли преподавателя в данном процессе и набора необходимых компетенций как для преподавателя, так и для студента.×
Об авторах
Наталья Борисовна Стрекалова
ФГБОУ ВПО Самарский ГУ
Email: snb_05@mail.ru
канд. пед. наук, докторант кафедры «Теория и методика профессионального образования» 445051, Самарская область, г. Тольятти, пр. Ленинский, 3а-24
Список литературы
- Андреев, А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. - 2010. - №8/9. - С. 41-44.
- Борисова, Л. В. Специфика педагогической деятельности в системе дистанционного обучения: содержательный аспект // Вектор науки ТГУ. - 2012. - №1(18). - С. 68-70.
- Куликова, Т. А. Организация самостоятельной работы студентов вуза в информационно-коммуникационной обучающей среде : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Куликова Татьяна Анатольевна. - Ставрополь, 2011. - 25 с.
- Носкова, Т. Н. Современная информационно-образовательная среда педагогического университета // Вестник Герценовского университета. - 2007. - №3. - С. 33-36.
- Семенова, Н. Б. Организация самостоятельной работы студентов с применением ИКТ-технологий // Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста : мат. Международной молодежной конф. - Т. 1. - Мурманск, 2012. - С. 177-179.
- Сидоркина, Е. В. Организация самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде вуза // Информационные и коммуникационные технологии в образовании. - 2013. - №1. - С. 53-57.
- Соловов, А. Электронное обучение - новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 104-112.
- Соловова, Н. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов. - Самара : Универс-групп, 2006. - 15 с.
- Шипулина, Л. Г. Использование образовательных ресурсов открытого доступа в самостоятельной работе студентов // Модернизация профессионального образования в России в мире: новое качество роста : мат. Международной молодежной конф. - Т. 1. - Мурманск, 2012. - С.183-185.
Дополнительные файлы
