Application of interactive methods in teaching the course «сommunicative aspect of communication»


Cite item

Full Text

Abstract

The interactive methods providing the activation of education and cognitive activity and promoting the effective formation of communicative competence of agrIengineering students of higher education institution are considered in the article.

Full Text

В современных социально-экономических условиях развития общества принятая «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г.» [7] декларирует необходимость принципиального обновления содержания и структуры профессионального образования. Очень важно обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, ответственного, готового к профессиональной мобильности, обладающего коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность – это готовность студентов к профессиональному общению при наличии сформированных коммуникативных знаний, умений и личностных качеств (коммуникабельность, эмпатия, рефлексия), обеспечивающих эффективное выполнение стоящих перед ними коммуникативных задач [1]. Формирование данного качества будущего специалиста возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения. Это, в свою очередь, требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и форм и методов организации образовательного процесса, активизацию деятельности студентов в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. В связи с этим в учебный процесс была внедрена авторская дисциплина «Коммуникативный аспект общения», способствующая эффективному формированию коммуникативной компетентности студентов агроинженерного вуза. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения. В этой связи основной целью исследования является обоснование интерактивных методов обучения, используемых в процессе преподавания дисциплины «Коммуникативный аспект общения». Задачи исследования: 1) уточнить сущность понятий «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»; 2) рассмотреть интерактивные методы, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности и способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности студентов агроинженерного вуза. В зависимости от уровня познавательной активности в учебном процессе сложились, утвердились и получили широкое распространение две формы обучения: пассивная и активная. При пассивном обучении преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством лекций-монологов, опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие студентов друг с другом при выполнении заданий в паре, группе. Одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» является интерактивное обучение, но оно пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе [3], поэтому рассмотрим его более подробно. Понятие «интерактивное обучение» произошло от понятия «интеракция», которая в психологии рассматривается как «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком) [2], а социальная интеракция – процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. К. Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей легче осуществляются в групповом, а не в индивидуальном контексте. В настоящее время в педагогической науке формируется и уточняется понятие «интерактивное обучение» – «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваемого опыта» [9], «обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [3], «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» [8]. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Особенности этого взаимодействия состоят в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени». Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т.п. Таким образом, внедрение интерактивных форм и методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, они являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. При использовании интерактивных методов обучаемый становится активным участником процесса формирования знаний. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Интерактивные методы обучения многие педагоги рассматривают как наиболее современную форму активных методов. Как трактует А. Н. Иоффе, интерактивные методы – это «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [5]. В процессе преподавания дисциплины «Коммуникативный аспект общения» на инженерном факультете большое значение приобретают практические занятия в форме коммуникативного тренинга, ориентированные на использование интерактивных методов групповой психологической работы: игровые (тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры), дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций), обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности и способствующие эффективному формированию коммуникативной компетентности. Игровые методы. Никакое обучение не может быть эффективным без активного соучастия студентов. Коллективная деятельность позитивно влияет на личность обучаемых. При создании доверительных межличностных отношений в группе снимаются психологические и коммуникативные барьеры, чему способствует беседа и решение профессионально-коммуникативных задач, которые используются как упражнения, в частности, тренинговые упражнения. При выборе тренинговых упражнений учитывалось следующее: - особенности группы (количество участников, их возрастной и половой состав); - задачи, которые планируются решать на данном занятии; - уровень готовности группы к выполнению соответствующих упражнений; - наличие внешних условий; - организация выполнения заданий (индивидуальные, выполняемые в парах, выполняемые в микрогруппах). Были подобраны тренинговые упражнения в соответствии с выделенными коммуникативными умениями: умение четко и ясно излагать свои мысли, владение средствами невербального общения, умение слушать собеседника, умение разрешать конфликты с выделенными личностными качествами (коммуникабельность, эмпатия, рефлексия) при опоре на уже разработанные комплексы упражнений. Умение четко излагать свои мысли и эффективное владение речью необычайно важно в процессе делового взаимодействия, так как повышает самооценку говорящего, вызывает уважение со стороны окружающих, показывает интеллектуальные способности человека, способствует быстрому налаживанию контактов и успешному профессиональному росту. Выполнение упражнений: «Кораблик», «Придумай рассказ», «Скороговорки», способствовали развитию у студентов фантазии, умения кратко и четко формулировать мысли, внимания. Упражнения «Мысль одна, а слов много», «Звучание голоса», «Эвфемизмы», «Телефонограмма» учили выражаться словами, не доставляющие неприятность собеседнику, выявляли факторы, влияющие на успешность приема и передачи деловой информации; определяли типичные ошибки при работе с информацией; создавали мотивацию обучения эффективному приему и передаче информации. Упражнения «Публичное выступление», «Расширение» способствовали развитию навыков публичного выступления и управление временем, упражнения «Договоренность и «Контрольный звонок» – отработке умения договариваться о встрече по телефону и вести правильный телефонный разговор. Проигрывать ситуации деловых переговоров и развивать навыки ведения переговоров студенты учились при выполнении упражнений «Деловой разговор», «Переговоры» [4]. Эффективность делового взаимодействия определяется не только тем, как поняты слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию: взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию и угол общения, темп и тембр речи. При выполнении упражнений: «Улыбка», «С чего начать», «Запрет на жесты», «Зеркальное отражение», «Наша мимика, или читаем лицо», «Дистанция общения» и других, студенты учились фиксировать внимание на невербальных признаках своего поведения в процессе профессионального общения; выделять значение жестикуляции как средство выразительности при передаче информации и регулирования психического состояния человека; вырабатывать навыки согласования собственной мимики со словесными высказываниями, выделять мимические сигналы, понимать механизмы управления собственной мимикой; возможность попрактиковаться в определении комфортной дистанции общения с разными собеседниками и т. д. Внимательно слушать, правильно интерпретировать информацию, действовать по инструкции, работать над использованием различных техник слушания, задавать уточняющие вопросы, способствовало выполнение упражнений: «Слушаем тишину», «Рисование по инструкции», «Виды (техники) слушания», «Испорченный телефон», «Слушание в разных позах», «Интервью» и других. Выполнение таких упражнений, как «Гвалт», «Конспект», «Отчет», «Журнал», «Шарфик», «Сотрудничество и соперничество» и др., способствовало формированию у студентов умений разрешать конфликты, развитию навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формированию умений принимать решения в сложных ситуациях делового взаимодействия. Ролевая игра является совместной групповой игрой, в которой участники берут на себя различные социальные роли в специально созданных или сюжетных условиях, или игрой по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом, но и вхождение в заданный образ. Участие в ролевых играх: «Воздушный шар», «Кораблекрушение», «Книга рекордов», «ЧП на луне» позволяет студентам моделировать различные ситуации, максимально приближая их к реальной практической (профессиональной) деятельности и жизни, дает возможность каждому студенту проявить свою индивидуальность, творческие возможности, развивать умение «входить в положение других», лучше понимать их позиции и чувства, а также помогает осознавать нормы и правила общения, что, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов при взаимодействии с другими людьми. Кроме того, приобретается значимый опыт более объективного анализа, как собственного поведения, так и поведения других, в частности, развивается коммуникативная компетентность студентов. Деловые игры – высшая и самая сложная форма игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность. В настоящее время они находят широкое применение в вузах. Деловые игры являются своеобразным «полигоном», на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным производственным. Именно в практике делового взаимодействия усиливается роль межличностного общения и будущие инженеры должны решать принятые на себя задачи, строить систему деловых связей, осуществлять индивидуальный маркетинг и межличностное взаимодействие. Определять профессиональную компетентность участников, принять решение по вопросам подбора и увольнения, продвижения, оценки и аттестации кадров, студенты учатся, участвуя в играх: «Стиль» и «Подбор персонала». Умение распознавать невербальные сигналы и разрешать конфликты помогает участие в играх: «Иностранец и переводчик», «Роковой гипнотизер (Киллер)», «Конфликты», «Сглаживание конфликтов» и др. Наибольшее влияние деловые игры оказывают на формирование коммуникативных умений и личностных качеств студентов. Использование ролевых и деловых игр на практических занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального уровня, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия. Дискуссионные методы. Метод групповой дискуссии используется как интерактивный для обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах, и как способ организации совместной деятельности обучаемых с целью оперативного и эффективного решения стоящих перед ним задач. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Ценность дискуссии определяется тем, что каждый участник может свободно высказать свое мнение, увидеть разные способы решения одной и той же проблемы, получить обратную связь, утвердить собственную позицию, приобрести новый опыт. Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы, жизни участников, анализа предлагаемых преподавателем сложных ситуаций межличностного взаимодействия, для совместной разработки решения ситуаций и др. [4]. Анализ конкретных ситуаций (АКС) – это самый распространенный метод ситуационного анализа. Согласно Гарвардской технологии, это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Ситуация — комплекс объективных факторов, влияющих на человека; система социальных установок, характерная для участников ситуация; эго-вовлеченность их в событие [6]. При работе с методом АКС формируются разные компетентности, одна из которой: формирование коммуникативной компетентности и способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия. Анализ конкретных ситуаций, как правило, связан с творческим подходом к разрешению практической ситуации. На тренинге, например, каждая микрогруппа работает самостоятельно над различными (но типичными) реальными ситуациями. Анализ конкретной ситуации осуществляется методом мозгового штурма. Справки и дополнительные сведения по ситуациям дает преподаватель. После завершения работы, каждая команда защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям. Применяемые на тренинге упражнения: «Сбор фраз для контакта», «Забастовка», «Искусство критики», дискуссия «Зарубежные и отечественные тракторы и автомобили», анализ ситуаций: «Разрешение конфликтных производственных ситуаций», «Анализ ситуаций на совещании», «Руководитель и подчиненный» и др., были ориентированы не просто на общение, а на официальное деловое общение в профессиональной сфере и связывались с необходимостью студента сориентироваться в обстановке, уметь определять коммуникативную цель, принимать статус исследователя-коммуниканта, отбирать наиболее подходящие для конкретной ситуации линии поведения. Рассмотренные интерактивные методы обучения: игровые (тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры), дискуссионные (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций), используемые в процессе преподавания дисциплины «Коммуникативный аспект общения», обеспечивают, прежде всего, активизацию учебно-познавательной деятельности, а также способствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности студентов агроинженерного вуза.
×

About the authors

N A Kozelova

References

  1. Козелова, Н. А. Анализ понятий «компетентность» и «компетенция» в психолого-педагогической литературе // Известия ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия». – Самара : Самарская ГСХА, 2007. – Вып. 2. – С. 80-82.
  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПБ. ; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 666 с.
  3. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – URL : http://www.pedlib.ru/Books/3/0126/3_0126-44.shtml (дата обращения : 15.01.2013).
  4. Интерактивные технологии в образовании. – URL : http://sgpi.ru/new/?n=231 (дата обращения : 01.01.2013).
  5. Иоффе, А. Н. Активная методика – залог успеха : материал Международного проекта. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 382 с.
  6. Лебедева, М. М. Психологический анализ имитационной игры : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1980. – 16 с.
  7. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года : постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года №751 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – №41. – Ст. 4089.
  8. Особенности групповой психологической работы и межличностного взаимодействия. – URL: http://lib.znate.ru/docs/index-239029.html?page=15 (дата обращения : 25.01.2013).
  9. Педагогический энциклопед. словарь / под ред. Бим-Бад. – М., 2003. – С. 107.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Kozelova N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies