The introduction of the elements of the module-rating of educational technology in the structure of the training course «Economic theory»


Cite item

Full Text

Abstract

The problem of the interrelationship of issues of specialists training results quality evaluation and elements of pedagogical technology in relation to higher education institutions, and on this basis the content of the course «Economic theory» has been developed the module-rating system of teaching having been taken into consideration.

Full Text

Система высшего образования в условиях построения инновационной экономики становится одной из ведущих отраслей, обеспечивающую приращение человеческого капитала и, тем самым, приращение валового внутреннего продукта. Все больше стран ставят в качестве национальной стратегической задачи – общее высшее образование и создание системы образования для взрослых на протяжении жизни. Экономистами определен и нижний порог людей с высшим образованием для обеспечения функционирования инновационной экономики – не менее 60% экономически активного населения. Очевидно, что такая задача должна стать одной из важнейших и для России, если она претендует на достойное место в мировой экономике [8]. Основной задачей современной системы профессионального образования является повышение эффективности и качества подготовки высококвалифицированных специалистов. Меняется образовательное пространство, требования работодателей, и общества в целом, а формы проведения учебных занятий остаются такими, какими они были, когда трудоустройство было гарантированным, университеты не были поставлены в жесткие рамки конкурентной борьбы и высоких требований со стороны Министерства образования. Традиционно сложившаяся технология обучения в отечественных учебных заведениях имеет серьезные недостатки: слабое стимулирование систематической аудиторной и самостоятельной работы студентов, слабая индивидуальная работа с обучающимися; неэффективный контроль полученных знаний. Положение, когда студенты принимают в учебном процессе пассивную роль, преподаватели не обеспечивают дифференцированного подхода в учебной деятельности, а неуспевающие выявляются только после сессии – не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Поможет выйти из данной ситуации модульная технология преподавания и рейтинговая система оценки знаний студентов. Модульно-рейтинговая система обучения (МРСО) известна с 1972 г., когда на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Токио, обсуждались проблемы просвещения взрослых, и она была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения. Сегодня модульно-рейтинговая система обучения внедряется и в нашей стране. Установленным фактом считается высокая роль МРСО в индивидуализации обучения, повышении качества знаний за счёт постоянной работы студентов в течение всего семестра, увеличения объективности итоговой оценки [1]. Актуальность исследования, таким образом, обусловлена необходимостью внесения изменений в систему контроля учебной деятельности студентов в условиях возрастающей роли управления качеством подготовки специалистов. Цель исследования – разработка технологии оценки учебных достижений студентов на основе модульно-рейтинговой системы обучения, с помощью которой повышается качество подготовки студентов по дисциплине «Экономическая теория». Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы оценить достоинства технологий программно-модульного обеспечения в структуре высшего профессионального обучения студентов; 2) разработать содержательный и процессуальный компоненты модульно-рейтинговой системы обучения студентов по дисциплине «Экономическая теория». На сегодняшний день интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определить свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Изменения, происходящие в современном российском обществе, требуют модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Новая система образования характеризуется разнообразием научных школ, развитием инновационных проектов в педагогике, многообразием новых технологий воплощения прогрессивных педагогических идей. При этом не следует умалять проблему педагогического контроля, при переходе на двухуровневую систему высшего образования. Механизм контроля в учебном процессе разработан в психолого-педагогической литературе значительно хуже, чем проблема обучения. Между тем он играет значительную роль в познавательной деятельности студентов. В последнее время значительно активизировалась работа по совершенствованию методов и средств контроля. Поиски нового привели к применению во многих учебных заведениях тестового контроля усвоения, а также опроса с помощью контролирующих устройств и комплексов, позволяющих иметь регулярную «обратную связь» от обучаемых к обучающему [6]. Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться как изменением стратегии обучения, так и способов оценки достижений студентов. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Всем хорошо известны недостатки традиционного семестрового контроля, который применяется сегодня в высшей школе. Он слабо стимулирует текущую работу большинства студентов, провоцирует многих надеяться на счастливый случай. Напротив, добросовестных студентов на экзамене может подстеречь неудача. Внутрисеместровая аттестация студентов зачастую носит формальный характер, не стимулируя работу студента. Стремление к более гибкому, эффективному и стимулирующему обучающихся «количественному измерению» качества знаний студентов приводит к выводу о целесообразности внедрения в практику организации учебного процесса современных образовательных технологий. К числу, которых относится модульно-рейтинговая система оценки знаний. Очевидно, что внедрение ее потребует значительных изменений в содержании обучения, организации и структуре образовательного процесса, подходах к оценке качества подготовки студентов. Модуль — это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы знания и умения, которыми должен овладеть обучаемый [7]. Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такую систему оценки знаний называют рейтинговой. Рейтинговая система нацелена в первую очередь на повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путём более высокой дифференциации оценки их учебной работы [1]. Как показывает анализ многих исследований [1, 2, 6], рейтинговая система имеет целый ряд преимуществ. Главными из них являются следующие: стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы; формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий; возникает заинтересованность во внеаудиторной работе; снижается количество пропусков аудиторных занятий, без уважительной причины; сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов; устраняются экзаменационные стрессовые ситуации. Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При выстраивании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий каждому уровню знаний. Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности студента — это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека [6]. Современная программа экономической теории включает экономическую историю, микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику, переходную экономику и мировую экономику. Фактически все эти дисциплины являются самостоятельными и имеют собственные сферы исследования. Поэтому действующая ныне учебная программа крайне перегружена. Учитывая это обстоятельство, а также ограниченный объем дисциплины, считаем уместным, выделить модульную структуру учебного курса «Экономическая теория», приведенную в таблице 1. Таблица 1 Модульная структура учебного курса «Экономическая теория» Элементы модуля Содержание МОДУЛЬ 1. Введение в экономическую теорию (М 1) Учебные элементы модуля Тема 1 Предмет и метод экономической теории Тема 2 Этапы развития экономической теории Результаты освоения модуля Знать процессы экономической истории и закономерности развития экономики; Уметь определять условия изменения производственных возможностей, альтернативную стоимость; Владеть культурой экономического мышления. МОДУЛЬ 2. Микроэкономика (М 2) Учебные элементы модуля Тема 3 Хозяйственная деятельность и экономическая система общества Тема 4 Механизм функционирования рынка Тема 5 Конкурентное поведение потребителя: теория предельной полезности и анализ кривых безразличия Тема 6 Конкурентное поведение производителя: издержки производства Тема 7 Факторы производства и факторные доходы Результаты освоения модуля Знать сущность экономических законов и факторы, влияющие на их проявление; экономическое содержание факторов производства, Уметь определять факторы, влияющие на спрос и предложение продукции, выпускаемой предприятиями АПК; Владеть основами экономического анализа. МОДУЛЬ 3. Макроэкономика (М 3) Учебные элементы модуля Тема 8 Основные характеристики функционирования и структуры национальной экономики Тема 9 Макроэкономическая нестабильность в рыночной экономике Тема 10 Денежно-кредитная система и политика Тема 11 Финансовая система и финансовая политика общества Тема 12 Совокупные доходы населения и социальная политика государства Тема 13 Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный курс Тема 14 Макроэкономические проблемы переходной экономики Результаты освоения модуля Знать понятие национальной экономики, основные макроэкономические показатели; экономическое содержание безработицы, инфляции, денежно-кредитной и налоговой систем; роль государства в стабилизации экономических отношений; сущность международных экономических отношений и формы международной интеграции. Уметь определять номинальные и реальные значения основных макроэкономических показателей; определять изменения параметров равновесия на рынке труда; оценивать изменения неравенства в распределении доходов; анализировать в общих чертах экономическую ситуацию в стране и за рубежом; Владеть основами экономического анализа Рейтинговая система контроля успеваемости студентов позволяет преподавателю осуществлять непрерывный мониторинг за работой студента в течение целого семестра, при этом точнее дифференцировать оценку в зависимости от уровня полученных знаний и умений. Рейтинговый контроль способствует обеспечению регулярной самостоятельной работы студентов по усвоению учебной программы, равномерной нагрузки в течение семестра и дает возможность постоянного контроля за успеваемостью и повышением качества обучения студентов. Контроль за усвоением студентами учебного материала дисциплины «Экономическая теория» в течение семестра осуществляется с помощью текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контролей. Безупречное усвоение каждого изучаемого студентом модуля учебной дисциплины, оценивается в определенное количество рейтинговых баллов (табл. 2). Таблица 2 Распределение баллов по неравноценным дисциплинарным модулям дисциплины «Экономическая теория» Модуль Виды контроля Текущий Рубежный Итоговый М 1 10 10 20 М 2 15 15 30 М 3 25 25 50 Сумма баллов 50 50 100 Текущий контроль. Видами текущего контроля являются: устные ответы на вопросы во время семинарских (практических) занятий, выполнение и сдача практических работ, посещаемость занятий и др. Текущий контроль знаний студентов предназначен для стимулирования каждодневной работы студентов. Промежуточный (рубежный) контроль. Проводится по материалам пройденных модулей дисциплины и является одним из видов текущего контроля. Проводится для оценки знаний и умений студентов по изученному модулю дисциплины, а также для оценки семестровой самостоятельной работы творческого характера. Эта работа должна быть выполнена, обычно, до сдачи следующего модуля. Итоговый контроль. Предназначен для обобщения и систематизации знаний студентов, целостного представления об экономической теории и взаимосвязях всех ее тем и разделов. Итоговый контроль проводится в форме экзамена во время сессии. Студент, набравший на промежуточных этапах сумму от 76 до 100 баллов, имеет право получить итоговую оценку без дополнительного опроса на итоговом контроле. Интервалы рейтинговых баллов для экзамена приведены в таблице 3. Экзамен проводится по всей дисциплине в устной форме по экзаменационным билетам, составленным ведущим преподавателем и утвержденным заведующим кафедрой. Вопросы экзамена должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем студенты должны заранее знать эти экзаменационные вопросы. Таблица 3 Пятибалльная шкала оценок для экзаменов (зачётов) Классификационная оценка Интервалы рейтинговых баллов для экзаменов (зачетов) Отлично 91-100 Хорошо 76-90 Удовлетворительно 61-75 Зачтено 60-100 Главное и обязательное условие рейтинговой системы – это её открытость. Максимальный рейтинговый балл (МРБ) объявляется студентам в начале семестра. В то же время студенты знакомятся с реальным рейтинговым баллом, соответствующим каждой из положительных оценок, и минимальным количеством баллов, ниже которого их оценка становится неудовлетворительной. Так, например критерии оценки аудиторной и внеаудиторной работы студентов по изучению дисциплины «Экономическая теория» могут выглядеть следующим образом (табл. 4). Оценка по дисциплине определяется по 100-бальной шкале как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре. Баллами оценивается активная работа на практических (семинарских) занятиях, выполнение тестовых заданий, контрольных работ, рефератов и др. В периоды контроля студентам предлагаются тестовые задания, каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла, задачи оцениваются в зависимости от своей сложности и трудоемкости решения. Реферат оценивается по таким критериям, как глубина теоретического анализа, творческий подход к раскрытию темы, представление реферата в срок, качество оформления и защита работы. Каждый из критериев оценивается в 2 балла. Таблица 4 Критерии оценки аудиторной и внеаудиторной работы студентов по изучению дисциплины «Экономическая теория» Виды аудиторной и внеаудиторной работы Количество баллов Устный ответ на вопросы на семинарском занятии 0-2 Дополнения к ответу другого студента, оппонирование 0-1 Выступление с сообщением по дополнительной литературе 0-2 Выполнение домашнего задания 0-5 Подготовка реферата по тематике курса 0-10 Участие в конференции по тематике курса 0-15 Контрольная работа (рубежный рейтинг-контроль) 0-25 Оценка преподавателя по итогам работы студента в течение семестра 0-5 Преподавателем ведётся учёт реального рейтингового балла индивидуально и по окончании семестра выставляет итоговую оценку по совокупности проделанной студентом работы. При этом студенты получают возможность осуществлять самоконтроль, корректировать свою работу, становясь тем самым активным участником учебного процесса. Показатели семестрового рейтинга включают достижения студента сверх учебного плана. Рейтинговая система позволяет студенту компенсировать часть штрафных баллов с помощью дополнительных баллов, которые назначаются, например, за выступление на конференции. МРСО так же оставляет место и для преподавательского поощрения. Так, на взгляд автора, преподаватель может использовать свое право дать студенту «надбавку» за отношение к учёбе (активность на занятиях, отсутствие пропусков, участие во внеаудиторных мероприятиях). В процессе обучения преподаватель проставляет соответствующие баллы за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. Постоянный контроль текущей работы осуществляется без прерывания занятий и является их составляющей. Рубежный рейтинг контроль проводится в конце изучения модуля во время текущих занятий без прерывания учебного процесса. Данные об итоговой сумме баллов за текущий и рубежный контроль, а также сумме поощрительных баллов вносятся преподавателем в итоговую рейтинговую ведомость по дисциплине. Преподаватель выставляет баллы на экзамене, суммирует их с баллами, набранными студентом в ходе семестра, и переводит оценку из многобалльной в четырехбалльную (табл. 3). Оценивая предполагаемые результаты внедрения модульной технологии обучения в учебный процесс при подготовке будущих инженеров, можно ожидать следующее: 1) интерес к изучаемой дисциплине будет расти по мере освоения дисциплины, становясь ведущим мотивационным стимулом по сравнению со страхом быть не допущенным на экзамен и лишиться стипендии; 2) с введением МРСО учебный процесс станет более открытым и прослеживаемым, что позволит своевременно вмешиваться в процесс для достижения наилучших результатов; 3) модульное построение содержания обучения позволит осуществить индивидуальный подход к обучению и более эффективно организовать самостоятельную деятельность студентов; 4) накопительная система оценки учитывает большее число видов учебной деятельности, чем увеличивает объективность итоговой оценки и, таким образом позволит получить характеристику динамики результатов обучения каждого студента; 5) открытая информация о текущем рейтинге стимулирует студентов к регулярным и планомерным занятиям, что приведет в итоге к повышению прочности знаний; 6) рейтинговая система психологически подготовит студентов к жизни в условиях рыночной экономики и жёсткой конкуренции. Таким образом, применение рейтинговой системы оценки знаний позволит на практике реализовать основополагающие принципы контролирования и оценивания знаний: объективность, системность, наглядность. Автор рассматривает рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления профессионально-личностным развитием студентов. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность студента, что делает процесс обучения более эффективным.
×

About the authors

L P Fjodorova

References

  1. Внедрение модульно-рейтинговой системы обучения в образовательный процесс [Электронный ресурс] / Д. Ю. Саттаров, О. Г. Старцева : материалы участников конференции РОИС-2008. – URL: http://rois.loiro.ru/index.php?module=articles&action=view&cid=0&id=133 (дата обращения : 13.01.2013).
  2. Жандарова, Л. А. Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. заоч. науч. конф. — Пермь : Меркурий, 2011. – Т. II. — С. 72-75.
  3. Инновационные технологии обеспечения качества образовательной деятельности : научно-методические материалы / К. И. Насибуллов, М. Р. Садеков, И. И. Хафизов [и др.] ; под ред. д. пед. н., профессора Нигматова З. Г. ; ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». – Казань : ТГГПУ, 2006. – 99 с.
  4. Исполатова, Т. В. Профессиональные стандарты национальных квалификаций в проекте макета ГОС третьего поколения [Электронный ресурс] / Т. В. Исполатова, А. И. Кирсанова // Компьютерные учебные программы и инновации : электронный периодический журнал. – №9. – 2007. – URL : http://softcraft1.narod.ru/ab_maga.htm (дата обращения : 16.01.2013).
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – С. 6-7.
  6. Кузнецова, Л. Г. Модульно-рейинговая система как фактор повышения качества обучения математике // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3 – С. 88-90.
  7. Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. B.C. Кукушина. — М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с. – (Серия «Педагогическое образование»).
  8. Проект / Рос. акад. Образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – С. 6.
  9. Розина, Н. М. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов // Высшее образование в России. – 2007. – N3. – С. 5.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Fjodorova L.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies