ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - оптимизация и повышение эффективности процесса формирования студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности. В ходе исследования разработана и реализована авторская структурно-содержательная модель процесса формирования студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности. Содержание исследуемого процесса отражено в авторской программе адаптационного тренинга для студентов-первокурсников, включающей ряд последовательных действий: выявление затруднения и проблемы обучаемых; постановка целей и задач; выработка механизма и методов взаимодействия; шеринг (рефлексия) деятельности. Программа тренинга основана на элементах поведенческой игровой терапии и направлена на работу с внутренними психологическими проблемами студентов (эмоциональными, поведенческими и когнитивными), а также с внешними затруднениями; помогает студентам решить личностные психологические проблемы, адаптироваться к условиям вуза, освоить новую социальную роль студента. Выделены критерии (адаптация, эмоциональная комфортность, психологический климат, сплоченность, уровень развития группы), а также показатели их динамики, необходимые для осуществления качественного мониторинга исследуемого процесса в вузе. После проведения программы адаптационного тренинга отмечена положительная динамика всех исследуемых критериев в экспериментальных группах. Правоту эмпирических исследований подтверждает статистический анализ полученных данных. Самое значимое изменение произошло в показателе уровня развития группы (t-эмпирическое - 13,35 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Это свидетельствует о том, что по окончании экспериментальной работы цель исследования была достигнута в полной мере: студенческие академические группы достигли наивысшего уровня развития малой группы и превратились в коллектив.

Полный текст

Формирование студенческого коллектива является актуальной педагогической задачей современного высшего образования, т.к. коллектив выступает как главное условие всестороннего гармонического развития личности. Именно в коллективе происходит становление личности обучающихся, ее самоутверждение, самореализация и творческое самовыражение. Цель исследования - оптимизация и повышение эффективности процесса формирования студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности. Задачи исследования - выявить специфику процесса формирования студенческого коллектива; дать опытно-экспериментальное обоснование эффективности процесса формирования студенческого коллектива средствами игровой деятельности. Материалы и методы исследования - для исследования использовался комплекс методов: научный анализ философской, психологической и педагогической литературы, опросные методы (анкетирование, беседа), диагностические методы (тестирование, самооценка), прямое, косвенное наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, методы математической статистики и обработки результатов исследования. В современной педагогической науке одной из главных является проблема формирования и развития коллектива, т.к. коллектив выступает важным фактором и средством воспитания, развития и формирования личности человека. Одной из важнейших закономерностей воспитания является тот факт, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Формирование личности студента происходит в малых группах, поэтому изучать личность вне группы нельзя. Студенческая академическая группа является основным звеном социальной среды, в которой происходит формирование личности студента и оказывает сильное воспитательное и социализирующее воздействие. Следовательно, невозможно решать воспитательные задачи в вузе, если студенты не являются членами коллектива. В исследовании авторы опираются на следующее определение: коллектив - это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. Коллектив - это особое качественное состояние малой группы, достигшей высшего уровня социально-психологической зрелости. Такое понимание коллектива позволяет сформулировать положение о том, что любой коллектив представляет собой малую группу, но не любая малая группа может быть признана коллективом. Уровень развития группы - это качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Именно высокий уровень зрелости превращает группу в коллектив, в котором преобладают прочные связи между членами, возникающие на основе общих ценностных ориентаций, позитивно окрашенных неформальных отношений. В отечественной психологии существуют различные подходы к анализу уровней развития группы. В исследовании, согласно изучению особенностей формирования студенческих коллективов, так же как и исследователем О. О. Тулиной, выделено 4 основных этапа развития студенческого коллектива в процессе профессиональной подготовки в вузе: группа-адаптация; группа-коммуникация; группа-идентификация; группа-коллектив [7]. Становясь студентами, молодые люди попадают в новые условия, характерные только для учебы в вузе, а также независимо от своего желания включаются в студенческий коллектив. Согласно исследованиям [2, 3, 7], многие юноши и девушки адаптируются в условиях вуза недостаточно быстро и легко, студенты чувствуют себя неуверенно, обособленно, испытывают неудовлетворенность своим положением, допускают отступления от правил поведения в вузе. Формирование студенческого коллектива - это педагогически управляемый процесс. Поэтому на первом этапе процесса формирования студенческого коллектива руководящую роль берет на себя педагог (куратор), который должен войти в курс потребностей группы, с помощью диагностических методов изучить личностные характеристики каждого члена группы, определить лидеров и наметить перспективу развития коллектива. Игровая деятельность является наиболее эффективным средством решения данных задач в условиях вуза, т.к. помогает справиться с неуверенностью в себе, беспокойством, переживаниями, скованностью в общении, дает положительный эмоциональный настрой и возможность раскрыться каждому участнику. Согласно исследованиям [1, 4, 5, 6], игра - это один из видов развивающей деятельности, форма освоения социального опыта. Игра - серьезная деятельность, которая позволяет человеку любого возраста самоутвердиться и самореализоваться. В процессе игры участники пробуют себя в различных социальных ролях, а также получают навыки поведения и опыт, которые нужны и за пределами игры. Игра похожа на модель реального мира, которую можно изучить и опробовать многократно. Следовательно, игра является социальным фактором развития личности. Важен тот факт, что игра дает психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности к общению. В ходе игры все участники охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. Игра, должным образом построенная, помогает скорректировать поведенческие нарушения, гасить конфликты, преодолевать трудности общения, а также помогает справиться с неспособностью контролировать свои чувства и поступки, которые препятствуют нормальному самочувствию и общению. Игра дает возможность каждому проявить себя, добиться лучших результатов во всех отношениях. Авторы считают, что игра обладает мощными психолого-педагогическими ресурсами, которые помогают студентам быстро и легко адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, дают возможность оптимизировать процесс формирования коллектива, способствуют установлению отношений сотрудничества, содружества и сотворчества педагогов и студентов, создают благоприятный психологический климат, а также помогают сплотить студенческий коллектив. Важным социальным фактором, оказывающим влияние на поведение студента первого курса, на его взаимоотношения с другими учащимися и преподавателями вуза является произошедшая смена социальной ситуации, необходимость привыкания к новым условиям обучения, освоения новой социальной роли - студента высшего учебного заведения. В связи с этим, авторы считают, что прежде чем формировать сплоченный студенческий коллектив, необходимо помочь студентам-первокурсникам адаптироваться к условиям вуза, друг к другу, к своей студенческой группе, а также к коллективной деятельности. Сущность процесса адаптации студентов первого курса заключается в формировании нового отношения к профессии, освоении новых учебных форм, приспособлении к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, обучении новым видам научной деятельности, приспособлении к новым условиям быта, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени, т.е. к внеучебной деятельности. Авторами разработана и реализована модель процесса формирования студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности, которая создает возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса в вузе и проектирует его психолого-педагогическое сопровождение. Модель представлена в настоящем исследовании четырьмя блоками: целевым, содержательным, организационно-деятельностным и критериально-оценочным. I. Целевой блок - формирование студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: преодоление тревожности у первокурсников; развитие навыков эффективного общения, навыков работы в коллективе; формирование уверенного поведения в студенческом коллективе. II. Содержательный блок включает программу адаптационного тренинга для студентов-первокурсников. Для эффективного решения проблемы адаптации студентов первокурсников к условиям вуза предлагается использование программы адаптационного тренинга, который построен таким образом, что в нем задействованы все три уровня психологической работы со студентами: информационный, личностный, поведенческий. Технология тренинга адаптационной направленности включает в себя ряд последовательных действий: выявление затруднения и проблемы обучаемых; постановка целей и задач; выработка механизма и методов взаимодействия; шеринг (рефлексия) деятельности. Программа тренинга рассчитана на 15 еженедельных двухчасовых сессий. Проводится в течение первого семестра в студенческих группах. В сессиях используются элементы поведенческой игровой психотерапии, основанной на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача - обучениие тому, как правильно играть свои социальные роли, в нашем случае - роль студента вуза. Задачи тренинга: 1) преодоление тревожности, застенчивости, повышение самооценки; 2) развитие навыков эффективного общения, навыков работы в группе; 3) приобретения чувства уверенности, формирование уверенного поведения в студенческой группе, в учебной деятельности студента вуза; 4) развитие фантазии, творческого подхода к делу, актерских способностей. Основные направления: 1) адаптация первокурсников к условиям вуза; 2) адаптация друг к другу, к студенческому коллективу; 3) адаптация первокурсников к учебному процессу; 4) адаптация к внеучебной коллективной деятельности. Каждая сессия (занятие) тренинга состоит из двух блоков. Первый блок сессии - это работа с внутренними психологическими проблемами (эмоциональными, поведенческими или когнитивными), которые создают барьеры для адаптации, общения, налаживания межличностных контактов и т.д. На этом этапе в тренинге используются игровые упражнения с элементами игротерапии. Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка [8]. Также в этом блоке используются ролевые игры, упражнения арт-терапии, релаксационные техники, психодраматические техники в работе с барьерами, препятствиями и ограничениями студента на пути к его цели. Данные техники используются с целью развития навыков руководства и эффективного лидерства, обучения моделям поведения в больших и малых группах, взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирование адекватного самовосприятия и восприятия других. Второй блок каждой сессии - это работа с внешними затруднениями. Здесь используются игровые тренинговые процедуры, мини лекции, видеопрезентации, групповые обсуждения, дискуссии, работа в микрогруппах. Каждая сессия завершается шерингом или обратной связью, в ходе которого студенты делятся впечатлениями, настроением, чувствами, с которыми они пришли на занятие и уходят с него, а так же могут получить ответы на любые вопросы по поводу студенческой жизни и учебы. III. Организационно-деятельностный блок включает следующие методы: 1) лекции с видеопрезентацией; 2) групповые дискуссии (обсуждения), работа в микрогруппах; 3) психогимнастические упражнения: упражнения арт-терапии, релаксационные техники; игровые тренинговые процедуры: упражнения на знакомство;упражнения, развивающие социально-перцептивные навыки; упражнения на командное взаимодействие; ролевые игры; 4) шеринг или обратная связь (рефлексия или дебрифинг), во время которого все участники говорят о самочувствии, о том, что их волнует в данный момент. IV. Критериально-оценочный блок, который предполагает анализ и оценку результатов опытно-экспериментальной работы, а именно проверку уровня сформированности студенческой группы как коллектива. В качестве основных критериев сформированности студенческой группы как коллектива выделены следующие: адаптивность и эмоциональная комфортность (методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона); психологический климат группы (методика: Определение психологического климата группы); групповая сплоченность (методика: Определение индекса групповой сплоченности Сишора); уровень развития малой группы (методика: Диагностика уровня развития малой группы). Опытно-экспериментальная работа началась с выявления исходного уровня выделенных критериев. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать выводы о том, что в целом результаты констатирующего эксперимента показали, что все исследуемые показатели как в контрольных, так и в экспериментальных группах находятся, преимущественно, на низком и среднем уровнях. После проведения разработанной программы адаптационного тренинга для студентов-первокурсников, была проведена диагностика всех показателей с помощью тех же методик и сравнение результатов, полученные до эксперимента с результатами, полученными после опытно-экспериментальной работы. Необходимо отметить положительную динамику всех исследуемых критериев, как в экспериментальных, так и в контрольных группах, но в экспериментальных группах изменения более значимы. Правоту эмпирических исследований подтверждает статистический анализ полученных данных. Авторы использовали двухвыборочный t-тест Стьюдента с одинаковыми дисперсиями, который служит для проверки гипотезы о равенстве средних для двух выборок и показывает наличие или отсутствие статистической значимости в изменениях. Согласно результатам двухвыборочного теста Стьюдента выделенный параметр - изменение показателя уровня адаптации студентов-первокурсников - значимо изменился в сторону повышения (t-эмпирическое - 7,53 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Показатель по выделенному параметру - изменение показателя уровня эмоциональной комфортности - значимо изменился в сторону повышения (t-эмпирическое - 9,29 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Показатель по выделенному параметру - изменение показателя уровня психологического климата - также значимо изменился в сторону повышения (t-эмпирическое - 6,52 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Показатель по выделенному параметру - изменение показателя уровня групповой сплоченности - значимо изменился в сторону повышения (t-эмпирическое - 7,78 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Самое значимое изменение мы видим в показателе уровня развития группы (t-эмпирическое - 13,35 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Это свидетельствует о том, что по окончании экспериментальной работы цель исследования была достигнута в полной мере: студенческие академические группы достигли наивысшего уровня развития малой группы и превратились в коллектив. Выявленная положительная динамика исследуемых показателей свидетельствует об эффективности применения разработанной программы адаптационного тренинга для студентов-первокурсников, которая не только помогла студентам быстро адаптироваться к новым условиям вуза, но и выступила решающим фактором формирования сплоченного студенческого коллектива. Представленная программа адаптационного тренинга является универсальной, она может быть широко использована на разных ступенях системы непрерывного образования: в средней и высшей школе, в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, в учреждениях дополнительного образования и т.д., но с некоторыми доработками и с учетом специфики других учебных заведений. Программа адаптационного тренинга для студентов-первокурсников, основанная на элементах поведенческой игровой психотерапии, помогает реализовать основные воспитательные задачи высшей школы, состоящие в том, чтобы помочь студентам быстро и легко адаптироваться к новым условиям вуза и к учебному процессу, друг к другу и к своей студенческой группе, к внеучебной коллективной деятельности и, как следствие, сформировать студенческий коллектив, с признаками хорошо организованного коллектива.
×

Об авторах

Наталья Геннадьевна Еняшина

ФГБОУ ВПО Ульяновский ГУ

Email: natalya.enyashina@mail.ru
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры «Психология и педагогика» 432017, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42

Список литературы

  1. Гурова, О. В. Психологическая готовность к игровой деятельности : дис.. канд. психол. наук : 19.00.07 / Гурова Ольга Владимировна. - М., 2006. - 174 с.
  2. Картошкин, С. А. Социально-педагогические условия подготовки организаторов студенческого коллектива в воспитательной системе колледжа : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Картошкин Сергей Александрович. - Смоленск, 2005. - 228 с.
  3. Куратору, работающему с первокурсниками : сб. мат. для организации внеаудиторной работы / сост. Л. И. Станиславчик. - Барановичи : БГВПК, 2010. - 147 с.
  4. Новиков, А. М. Методология : монография / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИН-ТЕГ, 2007. - 668 с.
  5. Парфенова, Т. В. Формирование межкультурной компетентности у студентов вузов в процессе учебно-игровой деятельности (на материале изучения французского языка) : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Парфенова Татьяна Владимировна. - Саратов, 2006. - 200 с.
  6. Репринцева, Е. А. Игра как социокультурный и педагогический феномен : дис.. д-ра пед. наук : 13.00.01 / Репринцева Елена Алексеевна. - Курск, 2005. - 508 с.
  7. Тулина, О. О.Педагогические условия формирования коллектива студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис.. канд. пед. наук : 13.00.01 / Тулина Олеся Олеговна. - Ставрополь, 2007. - 187 с.
  8. Ялом, И. Групповая психотерапия: теория и практика : монография/ И. Ялом, М. Лесц. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 688 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Еняшина Н.Г., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах