№ 2 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 31
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/1997-3225/issue/view/1327
Статьи
СВОДНАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Цель работы - диагностика состояния социально-трудовой сферы. Для достижения цели были использованы официальные статистические данные Росстата и Самарастата, данные специальных социологических исследований. Изучена динамика показателей, которые используются для расчета коэффициента сводной оценки состояния социально-трудовой сферы. За период исследования увеличивается уровень средней заработной платы на 26,3%. Это увеличение способствует увеличению среднедушевых доходов на 23,5%. За этот же период величина прожиточного минимума увеличивается на 10,4%. В области сокращается доля лиц, имеющих средние доходы ниже прожиточного уровня на 3,3 п.п. В регионе увеличивается рождаемость. В городской местности коэффициент рождаемости увеличился на 0,8 тыс. чел. на 1000 чел. населения, в сельской местности он увеличился на 1,2 тыс. чел. на 1000 чел. населения. Коэффициент смертности остается стабильным на протяжении периода. Наблюдается естественная убыль населения, которая частично компенсируется миграционными потоками. Снижается доля расходов населения на приобретение продуктов питания с 33,6 до 32%. В рационе питания городского населения больше, чем у сельского фруктов и овощей, молока и молокопродуктов, рыбы и рыбопродуктов. Сельское население больше употребляет хлеба и хлебобулочных изделий, мяса. Обе группы населения злоупотребляют сахаром и кондитерскими изделиями. Сокращается уровень общей безработицы с 5,1 до 3,2%. Сокращается количество зарегистрированных преступлений и психических патологий на 100 тыс. чел. Коэффициент сводной оценки социально-трудовой сферы за период с 2011 по 2013 гг. снижается, что свидетельствует об улучшении ситуации.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):3-6



МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ
Аннотация
Цель исследований - снижение рисков за счет развития системы страхования в агропромышленном секторе. Особенностью производства сельскохозяйственной продукции является его зависимость от влияния природно-климатических условий. Так, по данным расчетов, убыток от гибели посевов, снижения урожайности культур и падежа животных в хозяйствах Самарской области в 2012 г. составил 2443,3 млн. руб. Сельскохозяйственное страхование во многих странах мира является одним из инструментов, используемых производителями в качестве части их комплексной стратегии управления сельскохозяйственными рисками . Главной целью формирования эффективной системы страхования рисков сельскохозяйственных товаропроизводителей с государственной поддержкой является предоставление доступных для их подавляющей части продуктов страхования для комплексной защиты производства от основных рисков при производстве сельскохозяйственной продукции. В 2003 г. было создано ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства», целью которого является выполнение управленческих и методологических функций, обеспечивающих развитие страхования рисков агропромышленного производства с государственной поддержкой. Мониторинг страхования рисков производителей сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации показал, что за период 2008-2013 гг. увеличились суммы субсидий, перечисленные из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на компенсацию части затрат по договорам страхования, на 21,2%. В Самарской области в 2013 г. количество заключенных договоров по сравнению с 2008 г. возросло в 3,5 раза. Наблюдается также увеличение суммы субсидий на возмещение затрат на уплату страховой премии с 4,18 млн. руб. в 2008 г. до 95,94 млн. руб. в 2013 г. Развитая система страхования рисков в рыночной экономике выступает надежным инструментом финансового возмещения потерь сельскохозяйственным товаропроизводителям, возникающих в результате наступления неблагоприятных факторов.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):7-10



РАЗРАБОТКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ SADT-ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Цель исследования - моделирование процесса разработки производственной стратегии для хлебопекарного предприятия. Предлагается использовать функционально-структурный подход и один из его эффективных инструментов - стандарт IDEF0, реализующий методологию структурного анализа и проектирования (SADT-технологию). Для хлебопекарного предприятия разрабатывается концептуальная модель А0 с заданными параметрами, представляющая собой SADT-модель начального уровня. Для представленной модели определены ограничения: генеральная стратегия, задающая основное направление развития предприятия; производственные мощности предприятия; запросы потребителя, предъявляемые к качеству, ассортименту, количеству выпускаемой продукции; бюджет предприятия с учетом перспектив развития; прогнозные цены на сырьё и готовую продукцию; поставщики сырья и партнеры предприятия. Далее производится декомпозиция исходной функции «Разработка производственной стратегии» с учетом описанных ограничений. На входе представленной SADT-модели стоит параметр «Отсутствие производственной стратегии», на выходе получаем готовую производственную стратегию предприятия. В процессе разработки производственной стратегии предполагается реализация блоков: А1 - организация процесса разработки производственной стратегии; А2 - определение направлений стратегии предприятия; А3 - проведение SWOT-анализа деятельности предприятия; А4 - разработка производственной стратегии; А5 - разработка плана реализации производственной стратегии.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):10-14



КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК
Аннотация
Цель исследования - совершенствование методов косвенного регулирования АПК в условиях секторальных санкций. Одной из главных целей, которая регламентируется правительством всех стран, является оптимизация объемов производства с учетом эколого-экономических условий ведения бизнеса. Россия - пятый мировой сельскохозяйственный импортер в мире после ЕС-28, Китая, США и Японии с общим объемом 40,4 млрд. долларов США в 2013 г. Большинство наций стремятся провести экспансию своей аграрной политики через межторговые отношения. Главной целью такой политики является стабилизация получения доходов фермерами, реальный рост отрасли и справедливое ценообразование. Государственная аграрная политика строится на внутренних и международных стандартах. Внутренние стандарты могут быть экономическими, включая такие аспекты, как уровень качества физического и человеческого капиталов, роль государства в развитии новых технологий, налоговые ресурсы и иностранные обменные резервы или социально-политическими (сила политического баланса, экономическая философия, задаваемая государством в ведении бизнеса). Для России наиболее актуально в аграрном бизнесе США исследовать Экстеншн, инвестирование и применение погектарных выплат, являющихся косвенными методами государственного регулирования агробизнеса обеспечения продовольственной безопасности.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):14-19



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛПХ
Аннотация
Целью исследования является совершенствование системы показателей оценки деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ) для возможности сопоставления ее результатов. Проблема обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией собственного производства - первостепенная задача каждого государства. Были проанализированы особенности деятельности хозяйств населения в различных условиях, начиная от жесткого администрирования в тридцатые-пятидесятые годы, и заканчивая полной свободой девяностых. Авторами была предложена классификация периодов развития ЛПХ с выделением шести этапов: период возникновения (1935 г.); период политики послабления (1967-1970 гг.); предперестроечный период (1980-1982 гг.); период перестройки (1986-1990 гг.); период становления рыночных отношений (1997-2001 гг.); современный период (2009-2013 гг.). Основой деления на периоды послужила степень экономической свободы ЛПХ. Все значения, используемые в сравнении, рассчитывались либо в расчете на одно ЛПХ, либо в расчете на 1 жителя, это позволяет сравнить между собой данные разных периодов. Численность ЛПХ, включаемых в анализ, по всем периодам практически одинакова (170- 200 шт.). Зато среднее количество жителей, объединенных в 1 ЛПХ, с начала появления и до середины восьмидесятых годов постоянно снижалось (с 4,18 чел. до 2,55). Средние размеры одного ЛПХ варьировали от 0,24 га в 1935 г. до 0,31 га - в 1983 г. В последние двадцать лет тенденция наблюдается разнонаправленная, сначала рост до 0,36 га, а затем снижение до 0,28 га. При этом наблюдается значительное увеличение доли земли, используемой под постройками. Такая же тенденция наблюдается и с поголовьем скота. Поголовье крупного рогатого скота, в том числе и коров, начиная с середины шестидесятых годов до восьмидесятых, постоянно снижалось и только в девяностых снова выросло в связи с экономическими трудностями в сельской местности.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):19-23



СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ СВИНОВОДСТВА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Цель исследований - обеспечение населения Самарской области мясом собственного производства для сохранения продовольственной безопасности региона. Исходя из выше указанной цели, была поставлена задача - проанализировать основные тенденции развития отрасли свиноводства в области. В результате анализа было выявлено, что динамика потребления мяса и мясопродуктов на душу населения в Российской Федерации и Самарской области показывает положительную тенденцию (увеличение на 24 кг или на 32,4% и на 16 кг или 26,6%). Согласно западным медицинским нормам этот показатель должен достигать более 80 кг на душу населения в год, в РФ его величина 74 кг, а в Самарской области 60 кг. Поэтому основной задачей, которая стоит перед государством - обеспечение населения страны мясом свинины собственного производства. Введение санкций против России вынуждает в короткие сроки обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке. Для этого согласно ведомственной целевой программе «Развитие свиноводства в Самарской области» самарским производителям до 2020 г. будет оказываться государственная поддержка, которую планируется направить на животноводство, в том числе в отрасль свиноводство. Средства областного бюджета будут распределены по следующим направлениям: 1) поддержка племенного животноводства (с 2012 г. Правительство области предоставляет возможность получения грантов для развития свиноводства региона); 2) субсидирования до 30% затрат на приобретение животноводческого оборудования для животноводческих ферм; 3) субсидирование затрат на приобретение техники.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):23-25



ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
Аннотация
Цель исследований - обосновать использование инструментов государственно-частного партнёрства в России для решения социально-экологических проблем. В России сформировалась напряженная социально-экологическая обстановка как результат значительной антропогенной нагрузки и накопившегося экологического ущерба при наличии низкой экологической инвестиционной активности и практически отсутствующей экологической ответственности бизнеса. Эти факторы имеют синергетический характер, взаимоусиливая друг друга и усугубляя ситуацию в целом, что приводит к необходимости на самом высоком уровне говорить о важности интеграции экологической составляющей в производственно-хозяйственную деятельность бизнеса. На данное время в России в различных сферах действует 595 проектов государственно-частного партнерства. В области экологии проектов очень мало, но есть уже реализованные в следующих сферах: утилизация отходов, системы водоснабжения, станции подготовки питьевой воды, очистные сооружения. Для решения проблем загрязнения водоемов и ликвидации накопленного в этой сфере экологического ущерба реализуются 42 проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) отраслевой направленности «ЖКХ. Водоснабжение и водоотведение» с объемом инвестиций в 183 млрд. руб. Большая часть инвестиций - государственные средства. В сфере утилизации отходов реализуется и планируется значительное количество проектов ГЧП с общим объемом инвестирования в 18,8 млрд руб.: строительство мусороперерабатывающих заводов и комплексов, полигонов ТБО, создание систем переработки и утилизации (захоронения) ТБО, строительство высокотехнологичного отходоперерабатывающего комплекса, строительство экологических технопарков по переработке ТБО.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):25-29



СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ СВИНОВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Цель исследований - обеспечение населения Российской Федерации мясом собственного производства для сохранения продовольственной безопасности. Выявлено, что производство свинины в сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации за последние годы увеличилось в 2013 г. по отношению к 2012 г. на 24,7%, по отношению к 2011 г. - на 41,5%. Внеквотный ввоз свинины в 2013 г. составил 166,1 тыс. т, что на 43,8% меньше, чем в 2012 г. Положительная тенденция связана с увеличением государственной поддержки, выделяемой производителям свинины. Что касается импорта, то здесь с 2012 г. наблюдается обратная ситуация. Происходит сокращение объемов поставок импортной свинины, что обусловлено ограничениями, введенными Россельхознадзором на её ввоз, как из отдельных предприятий, так и из стран, чья продукция не соответствует ветеринарно-санитарным нормам и требованиям Российской Федерации. Сокращение коснулось государств, где сложилась неблагоприятная эпизоотическая обстановка по карантинным заболеваниям свиней. В конце августа 2013 г. был введен запрет на ввоз свинины и живых свиней на убой из Белоруссии в связи со вспышками африканской чумы свиней. Для успешного развития отрасли свиноводства в Российской Федерации необходимо решить проблемы, с которыми сталкиваются отечественные производители свинины: отсутствие рынков сбыта; межотраслевой конфликт между переработчиками и производителями свинины по причине наличия различных интересов.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):29-31



ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Аннотация
Цель исследований - обобщить теоретические основы экономической оценки пахотных земель в России. Заметим, что экономическая оценка земель служит непременным условием решения многих управленческих задач. Например, одним из сложных вопросов управления сельскохозяйственным производством является объективная оценка деятельности сельскохозяйственных предприятий, выявление реальных резервов производства. Сделать это можно лишь в том случае, если в процессе анализа найдут широкое применение результаты экономической оценки земли. Государство заинтересовано в научном обосновании размеров отводимых площадей, в рациональном использовании и установлении правильных размеров денежной компенсации хозяйствам, «потерявшим» земли. В рамках отдельного хозяйства, экономическая оценка земли необходима при внутрихозяйственном планировании, при размещении культур и отраслей внутри хозяйства, при обосновании величины арендной платы за землю, при разработке и применении мер материального стимулирования труда. На разных этапах развития сельского хозяйства предлагалось использовать на практике разные методики экономической оценки земли. Даже в течение одного периода, но в различных регионах страны подходы к определению стоимости земельных участков были неодинаковы. В связи с этим, актуальной является проблема объективности измерения стоимости конкретных земельных участков на базе современных научно-технических достижений, например в области оценки качества почвы.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):32-35



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА
Аннотация
Цель исследования - совершенствование овощепродуктового подкомплекса на основе создания развитой сети интегрированных формирований с замкнутым циклом производства, хранения, переработки и сбыта овощной продукции. В современных условиях надежное обеспечение населения страны продовольствием за счет отечественного производства имеет стратегическое значение, поскольку от его наличия во многом зависят не только продовольственная, но и национальная безопасность, а в конечном итоге и существование самого государства. В решении этой проблемы особая роль принадлежит овощной продукции как социально значимому и важнейшему стратегическому продукту. В настоящее время сдерживающим фактором воспроизводственного процесса и повышения эффективности овощепродуктового подкомплекса является разбалансировка экономических интересов в его структуре. Устранить эти противоречия можно путем создания овощепродуктового подкомплекса как единого целого механизма, интегрирующего производство, заготовки, переработку и реализацию овощной продукции. Исходя из вышеизложенных положений в контексте нашего исследования, считаем, что основой развития региональных продуктовых подкомплексов и в целом АПК в рыночных условиях являются продуктово-товарные линии (ПТЛ). Продуктово-товарная линия - это цепь производственных преобразований конкретно взятого продукта от производителя до потребителя. Именно ПТЛ позволяет лучше согласовывать экономические интересы предприятий, ориентируя их на конечные результаты. В целом проведенное исследование позволяет сделать вывод: совершенствование овощепродуктового подкомплекса можно достичь в результате создания социального холдинга при убыточных продуктово-товарных линиях подкомплекса и воздействуя экономическим холдингом при прибыльных ПТЛ. Разработанные в статье предложения могут служить базой для создания развитой сети интегрированных формирований с замкнутым циклом производства, хранения, переработки и сбыта овощной продукции.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):35-38



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
Аннотация
Цель исследований - совершенствование бухгалтерского учета и контроля договорных отношений для поддержания конкурентоспособности экономических субъектов и получения максимальной прибыли. В процессе исследования были изучены системы договорных отношений предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности; систематизированы недостатки в организации учетно-аналитического обеспечения договорных отношений, на основе которых разработаны практические рекомендации по их устранению. Изучив практический опыт учетно-аналитического обеспечения договорных отношений предприятий различных отраслей, был сделан вывод о том, что в их структуре наибольший удельный вес приходится на расчеты с покупателями и заказчиками. Такого рода взаимоотношения построены на основании заключенных договоров - договоров купли-продажи и поставки. В учетных отделах объектов исследования информация о расчетах с покупателями и заказчиками систематизируется и обрабатывается с использованием программы 1С: Предприятие. Был сделан вывод об удовлетворительном состоянии и соответствии требованиям нормативных актов данных расчетов. В результате проведенных аналитических процедур выявлен ряд нарушений в учете дебиторской задолженности, для устранения которых были предложены разработанные учетные регистры, кредитный рейтинг дебиторов, систематическое формирование бухгалтерских сверок, а также контрольная схема на основании тестов, плана и программы внутреннего контроля. Предложенные мероприятия способствуют рациональному осуществлению учетной и контрольной работ, усилению работы по «узким местам», что в целом благоприятно скажется на финансовых результатах экономических субъектов.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):38-42



ПОДСИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАШИН
Аннотация
Цель исследований - оценка практической значимости и методики расчета парка при комплектации парка предприятия современной техникой и ее последующей эксплуатации. По методике расчета оптимального состава парка зерноуборочных комбайнов и результатам оценки показателей их экономической эффективности для современных комбайнов, видно, что часовые эксплуатационные затраты (ЧЭЗ) включает в себя современные достижения отечественной и зарубежной экономической теории и практики. Система ЧЭЗ работает с MySql базой данных, рассчитанной на использование свыше 30 тысяч записей. Реляционная база данных MySql является одной из самых быстрых по выполнению запросов и обработке записей. Используемые в ней алгоритмы расчетов гармонизированы со всемирно признанным стандартом ASAE. Важным моментом реализации областной аграрной автоматизированной системы управления является то, что базы данных по машинам и технологиям не только аккумулируют фактологические данные по этим объектам, но и научные знания по их практическому использованию. При этом данные, которые хранятся в центральных и локальных базах данных, не содержат в своей основе информации рекламного характера. По существу, в вопросах инженерно-технического обеспечения и управления производством сельскохозяйственной продукции система ЧЭЗ должна стать для предприятий таким же программным продуктом, каким на сегодня является в бухгалтерском учете система 1С. Таковы реальные пути практического внедрения системы ЧЭЗ в сферу агропромышленного комплекса.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):43-48



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТНО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ О НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВАХ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Аннотация
Цель исследования - совершенствование учетно-документальной базы для формирования информации о нематериальных активах в бухгалтерской отчетности. Исследованы показатели, раскрывающие информацию о нематериальных активах в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товаропроизводителей. Определены требования к организации бухгалтерского учета нематериальных активов для получения максимально развернутой информации по всему кругу показателей. Разработана система субсчетов к счетам 04 (04-1 «Объекты интеллектуальной собственности», 04-2 «Ноу-хау», 04-3 «Деловая репутация», 04-4 «Торговые марки, бренды», 04-5 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», 04-6 «Прочие», 04-7 «Выбытие нематериальных активов») и 05 (05-1 «Амортизация объектов интеллектуальной собственности», 05-2 «Амортизация объектов ноу-хау», 05-3 «Амортизация деловой репутации», 05-4 «Амортизация торговых марок, брендов», 05-5 «Стоимость научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, списанная на расходы», 05-6 «Амортизация прочих объектов»), а также счетов второго порядка к счету 04 (активы, приобретенные на стороне, полученные в качестве вклада в уставный (складочный) капитал или безвозмездно; активы, созданные самим предприятием; активы с полностью погашенной стоимостью, не списанные с бухгалтерского учета и используемые для получения экономической выгоды). Предложены бухгалтерские регистры для формирования массива данных о нематериальных активах, подлежащих отражению в бухгалтерской отчетности. Даны рекомендации по организации аналитического учета нематериальных активов. Предложенная учетно-информационная система позволит корректно отражать сведения о наличии и движении нематериальных активов в бухгалтерской отчетности и обеспечит возможность повышения качества инвестиционных и управленческих решений, принимаемых на ее основе.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):48-52



ПРОБЛЕМЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ЖИВОТНЫМИ НА ВЫРАЩИВАНИИ И ОТКОРМЕ И ИХ ОЦЕНКИ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация
Цель исследований - совершенствовать технику документального оформления операций с животными на выращивании и откорме и методику их оценки в сельскохозяйственных организациях. В работе дана оценка современного состояния организации бухгалтерского учета и документального оформления операций с животными на выращивании и откорме в ряде сельскохозяйственных организаций Самарской области. Более пристальное внимание было уделено постановке первичного учета операций с животными на выращивании и откорме. В результате было выявлено, что в исследованных сельскохозяйственных организациях при оформлении документации и разработке нормативно-распорядительной документации, регулирующей ведение бухгалтерского учета, допускаются однотипные ошибки. Для совершенствования документации по учету движения животных на выращивании и откорме были предложены модифицированные формы первичных документов для регистрации фактов хозяйственной жизни. В ходе исследования было установлено, что в большинстве сельскохозяйственных предприятий области фактическая стоимость животных на выращивании и откорме, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, превышает стоимость реализации. Данный факт приводит к необходимости создания и отражения в бухгалтерском учете резерва по снижению стоимости материальных ценностей. Поэтому в целях повышения качества финансовой информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности рекомендовано создание резерва по снижению стоимости животных на выращивании и откорме. Так как в нормативных актах нет подробных рекомендаций по созданию подобного резерва, в работе были разработаны методика формирования резерва под снижение стоимости животных на выращивании и откорме и форма бухгалтерской справки для документального подтверждения и обоснования факта создания резерва.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):52-58



КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПО БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ В АГРОХОЛДИНГАХ
Аннотация
Цель исследований - совершенствование классификации трансакционных издержек для управленческого учета в рамках агропромышленных холдингов. В статье предлагается усовершенствованная классификация трансакционных издержек в системе бухгалтерского управленческого учета, с выделением их по основным и вспомогательным бизнес-процессам в целях эффективного управления агрохолдингами. В число наиболее передовых методов построения систем эффективного управления входит так называемый процессный подход к управлению с выделением бизнес-процессов, под которыми следует понимать устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), преобразующую по определенной технологии входы (ресурсы) в выходы (продукты, услуги), представляющие ценность для покупателей (заказчиков). В производственных предприятиях, входящих в холдинг, по бизнес-процессам каждой стадии трансакционные издержки подразделяются на внешние, внутренние и упущенную выгоду. В бизнес-процессах трансакционные издержки необходимо классифицировать на издержки поиска информации; издержки ведения переговоров; транспортные расходы и издержки по содержанию и эксплуатации помещений, транспорта; издержки измерения; издержки спецификации и защиты прав собственности; прочие трансакционные издержки. В дальнейшем используя предложенную классификацию возможно организовать управленческий учет на каждом предприятии агрохолдинга и в целом по всему холдингу, формируя более достоверную учетную информацию по трансакционным издержкам бизнес процессов всего агрохолдинга.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):58-62



ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Цель исследования - подготовка будущих специалистов агропромышленного комплекса (АПК) к управленческому взаимодействию с трудовым коллективом в постоянно меняющихся условиях современного общества. Условия работы в агропромышленном секторе весьма непросты: при резко снижающихся закупочных ценах фермеры должны постоянно следить за ценами на горюче-смазочные материалы. Кроме того, они вынуждены постоянно модернизировать свои производственные условия, чтобы обеспечить рентабельность производства. Умелый маркетинг сельхозпродукции таит в себе высокий потенциал. Параллельно имеет место также структурное преобразование: мелкие хозяйства прекращают функционировать и переводят свои производственные мощности на более крупные структуры, которые хотят дальше развиваться. Одновременно намечается тенденция в сторону специализации. Руководители крупных агрохолдингов не всегда могут принимать участие непосредственно во всех сложившихся ситуациях и принятие того или иного пути решения проблемы, ложится на плечи специалистов. Все это требует совершенно нового умения взаимодействия в профессиональной сфере. Процессы, происходящие в агропромышленном комплексе, требуют подготовки специалистов, владеющих не только специальными знаниями, но и определенными качествами, обеспечивающими не просто их профессиональную мобильность, умение быстро переключаться с одного вида труда на другой, но и совмещать различные функции по управленческому взаимодействию с трудовым коллективом в условиях инновационной деятельности. Это можно достичь только за счет предоставления будущим специалистам дополнительных образовательных программ, а также за счет реализации ими экстрафункциональных квалификаций. Только в этом случае специалист будет востребован на современном рынке труда с сельской инфраструктурой.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):63-66



ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость формирования представления о корпоративной культуре у студентов вуза. Анализ проблемы показал, что в обществе «корпоративная культура» воспринимается неоднозначно. В недавнем советском прошлом, это понятие трактовалось, как организационная культура. Организованная группа воспринималось как противопоставляющая себя другим социальным общностям со своими узкими индивидуалистическими интересами. В отличие от культуры деятельности корпорации как организованной группы, имеющейся в каждом предприятии, учреждении, подлинная корпоративная культура формируется осознанно, целенаправленно, выстраивание устойчивых внутрикорпоративных связей для создания объединения людей и обеспечения уровня упорядочности, разделения функции, синхронизации действий всех субъектов корпорации. Проведенный среди студентов опрос, выявил способности к кооперации и продуктивной организационно-управленческой деятельности, полученные результаты исследования являются существенным доказательством эффективности изучения курса «Корпоративная культура». Сформированные в процессе изучения дисциплины знания, умения и личностные качества способствуют быстрой адаптации к работе в команде, что, в конечном итоге, положительно сказывается на профессиональной деятельности. Доказательством этому служит преобладание предприимчивого типа личности в группах. Это означает, что студенты умеют ставить главную цель, задачи и добиваться намеченного результата в рамках корпоративного взаимодействия.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):67-71



РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Цель данного исследования - обосновать необходимость развития адаптационных ресурсов здоровья как фактор обеспечения стрессоустойчивости учащихся. Основные задачи исследования: на основе анализа литературы раскрыть содержание понятия адаптационные ресурсы здоровья, разработать программу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучаемых. В настоящее время проблема сохранения здоровья учащихся является актуальной и многоаспектной. Для успешного решения проблемы необходимо видеть весь комплекс факторов, все причины. Возрастающие стрессовые нагрузки приводят к возникновению у учащихся проблем со здоровьем. Анализ проблемы показал, что для реализации на практике процесса развития адаптационных ресурсов здоровья необходим комплекс эффективных методов, форм и средств воздействия на обучаемых. Принимая за основу здоровьесберегающий методологический подход, предлагается осуществлять педагогический процесс исходя из того, что эффективная совокупность форм и методов обучения в рамках здоровьесберегающих технологий - есть такое психофизическое и духовное состояние, которое предоставляет обучаемым оптимальный уровень умственной и физической работоспособности, а также возможность адаптации к изменяющейся учебной и социальной обстановке. Разработанная в ходе научного исследования программа процесса развития адаптационных ресурсов здоровья обучаемых существенно повышает качество учебной подготовки, позволяет усвоить формы поведения, ведущие к здоровью и здоровому образу жизни; совершенствует использование активных поведенческих стратегий путем обучения навыкам, умениям преодоления стресса, управления им и как следствие определяет пути сохранения здоровья.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):71-75



СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОИНЖЕНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Аннотация
Целью исследования является совершенствование агроинженерной подготовки в вузе на основе современных требований к содержанию профессиональной деятельности агроинженеров. Для достижения цели решались следующие задачи: сбор и анализ источников статистической информации по состоянию инженерных кадров АПК Поволжья; проведение анкетного исследования среди работников инженерных служб предприятий АПК Поволжья по определению специфики и содержания их профессиональной деятельности, анализ полученной информации; определение перспективных технологий совершенствования агроинженерной подготовки в вузе. Анализ источников статистической информации не позволил выявить взаимосвязи между уровнем профессиональной подготовки агроинженеров и уровнем существующих технологий, поэтому дополнительно был проведён опрос сотрудников инженерных служб предприятий АПК Поволжья. Результаты анкетирования показали, что «качество» инженерных кадров предприятий АПК Поволжья несколько выше, чем в среднем по стране. Вместе с тем респонденты отмечают, что в своей деятельности им приходится всё больше иметь дело с новейшей техникой, при этом знания, полученные 15-20 лет назад, всё больше не отвечают принципам функционирования в современных условиях. Кроме того, проблемным моментом в подготовке агроинженеров является проектная подготовка, так как методы проектирования, которыми обладают работники, значительно устарели, им на смену приходят современные компьютерные технологии, такие как трёхмерное моделирование. Поэтому задача модернизации сельского хозяйства невозможна без введения в программу подготовки будущих агроинженеров современных методов обучения, а также без изменения содержания программы подготовки с учётом современных технологий машинно-технологического обеспечения АПК.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):75-78



МОТИВАЦИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БИОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация
Исследовательская деятельность является одним из способов активизации познавательного процесса в обучении школьников. Она базируется на повышении уровня мотивации учащихся, развитии интереса к исследованию в процессе обучения, что способствует формированию их биоэкологической исследовательской компетенции. В статье приведены результаты эмпирического исследования, установившего повышение мотивации на успех у учащихся в результате акцентирования внимания на исследовательскую деятельность при обучении биологии. Цель исследования - повышение уровня мотивации обучающихся пятых-шестых классов в процессе изучения биологии для формирования биоэкологической исследовательской компетенции. Задачи исследования: выявить уровень мотивации учащихся на исследовательскую деятельность, способствовать её формированию и развитию во внеурочное время. Исследование обучающихся пятых и шестых классов на мотивацию к успеху проводилось в школе Самарской области во время внеурочной деятельности (кружок «Юный исследователь»). В исследовании применялись методика диагностики мотивации учащихся к успеху Т. Элерса и оценка усвоения содержания биоэкологических понятий учащимися по методу А. В. Усовой. В результате посещения учащимися кружка «Юный исследователь» и работы в нём, учащиеся 6 класса показали высокий уровень мотивации к успеху (0,69), а респонденты 5 класса ниже (0,53), в сравнении с учащимися контрольной группы: 6 класс (0,37), 5 класс - (0,23). Чем выше мотивация к успеху (И м = 0,37 учащиеся 6 класса КГ и И м = 0,69 ЭГ), тем ниже готовность к риску. Мотивация к успеху влияла и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех были скромнее (показатели уровня мотивации учащихся 5 и 6 классов: КГ - 0,53; ЭГ - 0,69 соответственно). Высокий уровень мотивации в процессе обучения необходим для достижения общей успешности деятельности учащегося! Также у учащихся, посещающих кружок «Юный исследователь», повысился уровень усвоения основных понятий экологии. Коэффициенты усвоения содержания понятий составили 0,61-0,83. При оценке достижений в развитии умений, навыков обучаемых было отмечено усвоение ими основ исследовательской деятельности (освоение алгоритмов исследования), развитие критического мышления, формирование основ экологической культуры.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):78-82



ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Цель исследования - оптимизация и повышение эффективности процесса формирования студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности. В ходе исследования разработана и реализована авторская структурно-содержательная модель процесса формирования студенческого коллектива в вузе средствами игровой деятельности. Содержание исследуемого процесса отражено в авторской программе адаптационного тренинга для студентов-первокурсников, включающей ряд последовательных действий: выявление затруднения и проблемы обучаемых; постановка целей и задач; выработка механизма и методов взаимодействия; шеринг (рефлексия) деятельности. Программа тренинга основана на элементах поведенческой игровой терапии и направлена на работу с внутренними психологическими проблемами студентов (эмоциональными, поведенческими и когнитивными), а также с внешними затруднениями; помогает студентам решить личностные психологические проблемы, адаптироваться к условиям вуза, освоить новую социальную роль студента. Выделены критерии (адаптация, эмоциональная комфортность, психологический климат, сплоченность, уровень развития группы), а также показатели их динамики, необходимые для осуществления качественного мониторинга исследуемого процесса в вузе. После проведения программы адаптационного тренинга отмечена положительная динамика всех исследуемых критериев в экспериментальных группах. Правоту эмпирических исследований подтверждает статистический анализ полученных данных. Самое значимое изменение произошло в показателе уровня развития группы (t-эмпирическое - 13,35 > t-критическое - 1,97 при p≤0,05). Это свидетельствует о том, что по окончании экспериментальной работы цель исследования была достигнута в полной мере: студенческие академические группы достигли наивысшего уровня развития малой группы и превратились в коллектив.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):83-86



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Аннотация
Цель исследования - обоснование педагогических условий профессиональной подготовки будущего социального работника к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. Качество подготовки будущих социальных работников зависит от тех условий, в которых проходит обучение студентов. Педагогические условия - это взаимосвязанная совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач. Авторы выделяют две группы условий, которые во взаимодействии способствуют эффективной профессиональной подготовке: общие, способствующие эффективной подготовке социальных работников, и частные, которые отражают особенности педагогического процесса формирования готовности будущих социальных работников к интеграции в социум детей-инвалидов. Показана динамика роста готовности студентов к интеграции в социум детей с ОВЗ за период опытно-экспериментальной работы. В таком образовании отмечается взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого. За период опытно-экспериментальной работы можно отметить изменения, произошедшие в мотивационно-ценностном компоненте готовности (высокую оценку гуманистическим ценностям деятельности с детьми-инвалидами давали лишь 13,1% студентов, тогда как в конце экспериментальной работы - 82,1%); эмоционально-волевом компоненте (повысилась привлекательность общения с родителями и детьми (у 33% студентов экспериментальной группы); в когнитивном компоненте (в начале на высоком уровне находилось 1,2% студентов, после - 34,6% студентов); в операционально-деятельностном компоненте (до начала работы на высоком уровне не было ни одного студента, после - 32,9%). Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что совокупность педагогических условий общего и частного характера способствует эффективной профессиональной подготовке социальных работников к интеграции в социум детей с ОВЗ.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):87-91



ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Цель исследования - повышение эффективности регионального кластерного взаимодействия путём обеспечения профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. Глобальная информатизация обуславливает актуальность расширения применения систем автоматизированной обработки данных, информационно-поисковых систем, средств телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Это обуславливает рост потребности в кадрах, осуществляющих техническое и программное обслуживание вычислительно техники и компьютерных сетей, владеющих методами и средствами рациональной обработки информации во всех областях профессиональной деятельности. Современная организация общества строится на разрушающемся каркасе прежних форм социокультурных взаимодействий, которые были структурированы через соответствующие социальные институты, выстроенные в большинстве своем вертикально. В связи с возрастанием потребностей в специалистах профессиональной направленности государственная политика модернизации российского образования нацелена на опережающее развитие профессионального образования. Такой характер нового формирующегося порядка взаимодействия в современной социокультурной среде реализуется посредством использования нового метода, базирующегося на понятии «кластеризация», которое в самом общем виде отражает множественные аспекты современной сетевой коммуникативной практики. «Кластеры» выступают «ячейкой» структуры сетевого коммуникативного пространства. В современной профессиональной педагогике довольно часто используется дефиниции «образовательный кластер», подчеркивая принадлежность феномена к образовательной среде, и «региональный кластер», делая акцент на региональной специфике. Наиболее характерной чертой внедрения практики кластеризации в образовательной сфере является привлечение всех заинтересованных сторон к повышению эффективности обучения и конкурентоспособности профессиональной подготовки кадров. Примером такой практики может служить практика активного привлечения в рамках кластеров к разработке и реализации образовательной стратегии учебных заведений профессиональных объединений работодателей, торговопромышленных палат, профсоюзов, других институтов гражданского общества. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):91-94



ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Аннотация
Цель исследования - создание научно-обоснованной системы разработки образовательных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Эффективность системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов во многом определяется качеством разработки и реализации образовательных программ. Проектирование и реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО) как элемент проектирования содержания профессионального образования осуществляется на научных положениях теории содержания профессионального образования и научных основах и закономерностях обучения взрослых. Анализ и отбор содержания профессиональной переподготовки и повышения квалификации должен осуществляться как минимум на шести уровнях. Первые четыре уровня связаны с профессиональной деятельностью в целом, ее видами и компонентным составом. Пятый устанавливает компетентности (ЗУН и ПЗКЛ), необходимые для реализации той или иной функциональной единицы деятельности (компетенции), а шестой уровень - с компоновкой содержания в дидактические единицы, модули, образовательных программ профпереподготовки и повышения квалификации. Содержание и организация учебно-профессиональной деятельности обучающихся по программам ДПО определяется моделью настоящей и будущей профессиональной деятельности специалиста. Поэтому в процессе отбора содержания следует предусматривать необходимость решения слушателями учебных собственно профессиональных задач, проблем, возможность вступления в профессиональную коммуникацию и межличностное взаимодействие, и общение и т.д.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):94-97



ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЯ
Аннотация
Цель исследования - обоснование формирования социокультурной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению средствами зоологического музея. Актуальность адаптации студентов с нарушением зрения в социокультурной среде обоснована изучением современных тенденций развития инклюзивного образования и установлением возможности их реализации через создание вариативных условий для социального развития и духовного обновления лиц с особыми потребностями. На основе анализа нормативно-правовой базы РФ выявлены перспективные формы развития инклюзивного образования, направленные на реализацию комплекса мероприятий, позволяющих осуществлять беспрепятственный доступ к необходимым объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, и последующую адаптацию в социуме. Социокультурная адаптация студентов с нарушением зрения и их последующая интеграция в профессиональную деятельность связаны с получением и усвоением ими социальных норм поведения, формированием позитивного мировоззрения и развитием личности. Достоверность сделанных выводов подтверждена результатами ряда исследований, направленных на выявление типа доминирующей установки в отношении окружающей среды и последующей степени социальной адаптации студентов с нарушением зрения. Исследование показало, что при формировании положительной установки в отношении окружающей среды средствами зоологического музея у студентов с ограниченными возможностями здоровья увеличивается уровень социальной адаптации и повышается позитивная устойчивость к ее изменениям. При низком показателе у обучающихся с нарушением зрения возникает негативное отношение к окружающей среде, что приводит к отсутствию их адаптации в социокультурной среде и дальнейшей успешной социализации в обществе.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):98-102



АВИАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ИНФРАСТРУКТУРА АВИАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ТИПА
Аннотация
Цель исследования - выявить роль государственно-частного партнерства в совершенствовании отечественного авиационного образования. Основные задачи исследования: выявить роль государственно-частного партнерства в совершенствовании отечественного авиационного образования; раскрыть комплекс специфических областей подготовки авиационных специалистов; рассмотреть основные факторы и направления совершенствования их подготовки в новых социально-экономических условиях и смены поколений авиационной техники, стремительного перехода на новые технологии ее разработки и производства; исследовать основные проблемы педагогического состава учебных центров; изучить стандартные отраслевые требования к профессиональной подготовке летных и технических специалистов, на которые должны ориентироваться авиационно-технические учебные заведения. В статье раскрываются факторы, влияющие на процессы, происходящие в сфере подготовки авиационных специалистов в современных условиях, создание новой инфраструктуры образования - Авиационных учебных центров гражданской авиации (АУЦ ГА). Описывается опыт Авиационного учебного центра при Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации. Основными факторами выступают: глобализация, унифицирующая требования к обучению авиационных специалистов; денационализация, приводящая к снижению ответственности государства за их подготовку; переход на новые технологии разработки и производства авиационной техники, требующей принципиально нового переучивания летного, диспетчерского и инженерно-технического персонала; интенсивное развитие частных компаний, интегрирующих имеющиеся ресурсы для совершенствования образовательного процесса. В работе представлена модель единой национальной системы подготовки летных и технических кадров для авиации - модель государственно-частного партнерства (PPP - Public Private Partnership), отражающая функции адекватного отслеживания изменений требований рынка к современному авиационному образованию, разделение сфер ответственности между участниками образовательного процесса, а также структур, осуществляющих контроль и управление указанным процессом в целом.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):102-107



ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Аннотация
Цель исследования - теоретико-методологически обосновать проблему реализации компетентностного подхода к оценке качества профессиональной подготовки студентов в вузе. К наиболее важным задачам относится: ориентация образовательного процесса на результаты, четкое определение того, что должен знать и уметь выпускник, чтобы быть востребованным на рынке труда; изменение формы представления результатов с оценки знаний, умений и навыков на характеристики приобретаемых компетенций; создание методологии и методик оценки качества образования. Компетенция рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, способов деятельности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов или процессов. Компетентность отражает степень овладения обучаемым соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Разделяя эти понятия, необходимо иметь в виду под компетенцией наперёд заданное требование (норму) к образовательной подготовке обучаемого, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество. Анализ состояния проблемы оценки качества образования осуществляется по внешнему социальному качеству с использованием индикаторов образовательного ценза населения, массовости, доступности и государственности образования, и по внутреннему институциональному качеству как оценки работы конкретного учреждения с использованием индикаторов качества подготовки выпускников, содержания образования, кадрового потенциала, материально-технической базы и др. Современные системы оценки качества основаны на новой парадигме стандартизации образования, на предметно-деятельностной структуре оценочных средств. Для их максимального приближения к условиям будущей профессиональной деятельности в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели, читающие смежные дисциплины и др. Новая система контроля должна позволить как самому студенту, так и вузу, а также сторонним организациям более объективно оценивать качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность учебного процесса, образовательной программы, степень их адекватности условиям будущей трудовой деятельности.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):107-112



СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация
Целью исследования является совершенствование отечественной системы подготовки авиационных специалистов. Основные задачи: анализ влияния глобализации, диверсификации и денационализации авиационного образования на качество профессиональной подготовки летных и технических кадров для авиации; определение условий совершенствования отечественной системы подготовки авиационных специалистов. В статье раскрываются общие тенденции, характеризующие процессы, происходящие в авиационной отрасли, и частные тенденции, обуславливающие современное состояние системы профессиональной подготовки персонала гражданской авиации, а также перспективные направления в развитии современной системы авиационного образования. К ним относится учет политики международной организации гражданской авиации, направленной на актуализацию нормативной базы и стандартизацию всех видов авиационного образования, снижение стоимости обучения курсантов за счет перехода на более экономичные воздушные суда с максимально возможным межремонтным ресурсом, увеличение количества летных дней, обеспечение современными тренажерами и др. Как положительная тенденция в авиационной отрасли отмечается создание единой информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях. Повышается роль специализированных авиационных учебных центров и вертикально-интегрированных образовательных комплексов в социально-экономическом, технологическом и образовательном развитии авиационной отрасли в различных регионах России. Важнейшим направлением, характеризующим новые тенденции в развитии профессионального авиационного образования, является диверсификация. Она выступает как основная характеристика доминирующей парадигмы - непрерывной профессионализации, ключевой идеей которой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от средних профессиональных учебных учреждений, до учреждений высшей школы и послевузовского образования. Реализация данных направлений позволит с высоким качеством обеспечить авиационную отрасль квалифицированными специалистами.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):112-116



ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация
Поставленная перед высшей школой задача обеспечения качественным образованием всех желающих и подготовки высококвалифицированного специалиста актуализирует проблему поиска адекватных запросам общества результатов обучения. В связи с чем, целью исследования является обоснование выбора понятия «готовность к деятельности» в качестве результирующей характеристики профессиональной подготовки. В результате анализа научной и педагогической литературы выявлена суть данного понятия - устойчивое интегративное личностное образование, настраивающее личность на деятельность в какой-либо области и являющаяся залогом ее успешного выполнения. Установлены отличия категорий «готовность» и «компетентность»: готовность формируется в процессе профессиональной подготовки, компетентность - в ходе реальной профессиональной деятельности; в структуре готовности преобладает ценностно-мотивационная составляющая, в компетентности - деятельностная; готовность является устойчивой характеристикой, в то время как компетентность необходимо постоянно подтверждать. Одновременно выявлена связь между готовностью и рисками, сопровождающими выполнение деятельности, и необходимость формирования через готовность более устойчивой внутренней мотивации к деятельности, осуществляемой в неблагоприятных условиях. Сравнение полученных результатов исследования с изменениями, происходящими в профессиональной деятельности современных специалистов в связи с информатизацией общества, позволили сделать вывод о необходимости формирования у них готовности к применению информационно-коммуникационных технологий в своей деятельности, обусловленную: высокой динамикой обновлений данных технологий; необходимостью ценностного и критичного отношения к ним; существующими неблагоприятными последствиями работы в условиях информационной перегрузки.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):116-119



ИНКЛЮЗИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗООПАРКА
Аннотация
Цель исследования - формирование экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка. Особую роль в процессе социокультурной адаптации данных детей к среде, становлении экологической культуры личности, коммуникативности, включающих в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность играют зоопарки. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями требует создание специальной образовательной среды в зоопарке и применения активных форм обучения в биологии. В основе работы - организация специальных коррекционно-развивающих занятий, на которых знакомили детей с виртуальным зоопарком, что способствовало формированию их представлений о природе и развитию экологического мышления. Для изучения ценностно-смыслового компонента экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья использовались диагностические методики (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина). Исследование проходило на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Преодоление» г. Самары, в 5-9 классах. В ходе исследования было установлено, что интенсивность субъективного отношения к природе у учащихся имеет средний уровень, и что знания о природе не подкреплены достаточной любовью к ней, поэтому формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья экологического отношения к природе, развитие экологической культуры предполагает активное использование разнообразных средств, в том числе и среды зоопарка. Результаты показали, что интенсивность субъективного отношения к природе и его структуре составляет - 47, 71, уровень доминирования природы по сферам проявления: в эмоциональной - 5, 26, в когнитивной - 6, 23, в практической - 6, 13, по типу доминирующей установки на природу: красота - 40, 90; охрана - 25, 18; польза - 18, 93; изучение - 16, 95.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):119-122



ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация
Цель исследования заключается в обосновании необходимости совершенствования подготовки и переподготовки высококвалифицированных летных, инженерных, технических и рабочих кадров в авиационной отрасли. К основным задачам исследования относится изучение проблемы разрыва теоретической и практической подготовки, образовательной и научной деятельности на различных уровнях непрерывного авиационного образования, анализ противоречий, сложившихся в отечественной системе подготовки авиационных специалистов в условиях рыночной экономики. Доказывается необходимость непрерывности, разноуровневости, преемственности, мобильности и вариативности их подготовки. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена появлением новых, современных направлений производства, таких как: сложное технологическое оборудование с микропроцессорами и программным управлением; информационные системы автоматизированного проектирования, производства и управления; сертификация и управление качеством; функционально-стоимостной анализ; маркетинг и менеджмент, а также продолжающейся технической реконструкцией гражданской авиации. В статье раскрываются проблемы обеспечения кадрами различных сегментов гражданской авиации, подготовки пилотов гражданской авиации в летных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии со стандартами 3-го поколения. Научно обоснована «система эффектов» многоуровневой модели авиационного образования: для отрасли - возможность получения специалиста за короткие сроки с требуемыми квалификационными параметрами; для личности - возможность выбора образовательной траектории, удовлетворяющей ее интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям; для студента - возможность освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, получения дополнительной квалификации, повышающей его конкурентоспособность; для выпускника - возможность результативного завершения образования на каждом уровне; для рынка труда - новые связи профессионального образования с потребностями рынка труда; для образовательного учреждения - возможность наиболее полной реализации научно-педагогического потенциала, разработка разных модификаций учебных планов с учетом специфики отрасли и региона.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2015;(2):122-127


