THE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL STRATEGY FOR THE BAKING ENTERPRISE WITH SADT-TEHNOLOGY

Abstract


The purpose of the study is to simulate the process of developing strategy for the production of bakery businesses. It is proposed to use functional-structural approach and one of its effective tools - standard IDEF0, implements the methodology of structural analysis and design (SADT-technology). Bakery company developed a conceptual model of A0 with the given parameters, representing the SADT-entry-level model. For the presented model defined limits: the general strategy that defines the basic direction of the company; production capacity; user requests to be met by quality, range, quantity of products; budget enterprises from the perspectives of development; target prices for raw materials and finished products; raw material suppliers and partners of the company. Next is the decomposition of the original function «Development of manufacturing strategy» with regard to these limitations. At the input provided by SADT-model parameter should «be free of manufacturing strategy», the output is finished production strategy of the enterprise. During the development of manufacturing strategy is supposed to implement blocks: A1 - organization development process manufacturing strategy; A2 - identifying areas of enterprise strategy; A3 - conducting SWOT-analysis of the enterprise; A4 - development of industrial strategy; A5 - the development of the implementation plan of the production strategy.

Full Text

В современных условиях повышенной нестабильности условий ведения хозяйственной деятельности предприятия, проблема разработки и реализации стратегии развития является одной из самых насущных [7, c. 107]. Производственная стратегия - это одна из подсистем общей стратегии организации, содержащая программу конкретных действий по созданию продукции. Она предусматривает рациональное использование производственных мощностей организации для развития и достижения конкурентного преимущества [6]. Одной из особенностей производственной деятельности хлебопекарных предприятий является изготовление широкого ассортимента разнообразной продукции, поэтому адекватной структурой хлебопекарных предприятий оказывается та, в которой производство выступает главным компонентом, что в свою очередь, обуславливает необходимость разработки эффективной производственной стратегии для данных предприятий. Цель исследований - моделирование процесса разработки производственной стратегии для хлебопекарного предприятия. Задачи исследований - определить функциональные границы процессов управления состоянием производственной системы, построить SADT-модель процесса разработки производственной стратегии, обеспечивающей повышение экономической эффективности производства продукции. Чтобы построить модель для разработки производственной стратегии хлебопекарного предприятия, предлагается использовать функционально-структурный подход. Одним из современных эффективных инструментов функционально-структурного подхода, используемого в организационном проектировании, является стандарт IDEF0, реализующий методологию структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique - SADT) [4, c. 19]. Основное достоинство данного метода состоит в том, что он позволяет комплексно спроектировать функциональную модель предприятия. При использовании SADT-технологии в процессе моделирования и анализа функциональной модели выявляются основные ее проблемы и недостатки, а также разрабатываются варианты, которые служат ориентиром для дальнейших изменений в управлении производственной деятельностью предприятия. Экономико-математическая модель производственного потенциала позволяет произвести оптимизацию ассортимента продукции с учетом качества, запросов рынка, ограничений по всем видам ресурсов, тем самым, реализуя цели предприятия [1, c. 23]. SADT-модель отражает взаимодействие составных элементов системы или изучаемого производственного процесса. Все моделируемые объекты связаны с окружающей средой. Они не могут существовать изолированно. Именно поэтому в методологии SADT необходимо точно определять границы системы, введя необходимые ограничения. В методологии SADT-модели начального уровня называют концептуальными моделями и обычно обозначают индексом «А0» (в индексах также могут использоваться другие буквы). В зависимости от целей моделирования концептуальная модель декомпозируется до уровня, признанного достаточным для решения поставленной задачи [5]. Предельным уровнем декомпозиции модели является уровень, который допускает возможность её конструктивной формализации и алгоритмизации [2, c. 309]. Функция преобразования Вход Выход Управление Механизм Рис. 1. Модель А0 с заданными параметрами В рамках поставленной цели исследования необходимо решить задачу по определению места (границ) и внешних взаимосвязей процесса управления с другими процессами, составляющими основу функционирования мегасистемы. Понятие мегасистемы введено авторами в отношении хлебопекарных предприятий для того, чтобы рассматривать производственную систему как подсистему некоторой более сложной системы, в которой возможны преобразования для достижения экономических и организационно управленческих новаций. Например, для хлебопекарного предприятия концептуальную модель А0 можно представить уже с заданными параметрами (рис. 1). В представленной модели левая сторона соответствует входным данным (оборудование, предметы труда и пр.). С помощью механизма исполнения (персонал) и осуществления управления входные данные преобразуются в выходные, то есть на выходе получаем результаты труда (произведенную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, экономические параметры). Выход данной модели может служить входом, управлением или механизмом для других моделей. Каждый блок концептуальной модели может быть подвергнут декомпозиции. Данное представление модели мегасистемы отвечает современным требованиям полимодельного построения сложных систем [3 с. 301]. При разработке производственной стратегии важно качественно обосновать необходимые ограничения. Примером таких ограничений могут быть: генеральная стратегия (в формализованном виде), задающая основное направление развития предприятия; производственные мощности предприятия; запросы потребителя по качеству, ассортименту и количеству выпускаемой продукции; бюджет предприятия, накладывающий возможные ограничения для дальнейшего развития; трудообеспеченность; прогнозные цены на сырьё и готовую продукцию; поставщики сырья и партнеры предприятия (рис. 2). Разработка производственной стратегии Производственные мощности Бюджет предприятия Генеральная стратегия Отсутствие производственной стратегии Запросы потребителей Поставщики и партнеры Персонал предприятия Наличие производственной стратегии Рис. 2. Параметры исходной SADT-модели Каждый блок SADT-модели, изображенный на рисунке 2, является моделью определенного уровня, где выполняется ряд функций мегасистемы. Такими функциями при построении производственной стратегии предприятия определены: организация процесса разработки производственной стратегии; определение направлений стратегии предприятия; проведение SWOT-анализа деятельности предприятия; разработка производственной стратегии; разработка плана реализации производственной стратегии. Произведем декомпозицию исходной функции «Разработка производственной стратегии» (рис. 3) с учетом указанных выше ограничений. Организация процесса разработки ПС А1 Определение направлений стратегии предприятия А2 Разработка плана реализации ПС А5 Разработка ПС А4 Проведение SWOT-анализа деятельности предприятия А3 Данные производственнохозяйственной деятельности Персонал предприятия Отсутствие ПС Готовая ПС Методика и опыт Информация Данные анализа Данные SWOT-анализа Готовый вариант ПС Данные стратегического окружения Бюджет Рис. 3. Декомпозиция исходной функции «Разработка производственной стратегии (ПС)» На входе представленной SADT-модели стоит параметр «Отсутствие производственной стратегии», на выходе получаем готовую производственную стратегию предприятия. Блоки А1, А2, А3, А4, А5 соответствуют этапам (функциям) разработки производственной стратегии и предполагают: организацию процесса разработки производственной стратегии; определение направлений стратегии предприятия; проведение SWOT-анализа деятельности предприятия; собственно разработку производственной стратегии; разработку плана реализации производственной стратегии. Далее поочередно проводится декомпозиция каждой из функций исходной модели. Как показывает анализ работы хлебопекарных предприятий, наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса производственных затрат в стоимости продукции. Высокая материалоемкость производства, рост цен на рынках сырья и энергоресурсов вызывают необходимость повышения эффективности использования материально-денежных ресурсов [2, с. 15]. Одно из направлений эффективного использования материальных ресурсов хлебопекарных предприятий - это оптимизация товарного ассортимента выпускаемой продукции. Так, с помощью представленной SADT-модели процесса разработки производственной стратегии можно получить производственную стратегию управления издержками, предполагающую сокращение их уровня или увеличения экономической эффективности их использования. Экономия затрат не должна тормозить расширение производства и освоение инноваций. Инструменты SADT-моделирования позволяют рассчитать оптимальные затраты на производство при заданных условиях включающих: ограниченность ресурсов, расходование ресурсов согласно установленным нормам, максимизация прибыли. При этом в модель могут быть включены данные не только о стоимости материальных ресурсов и их количестве, но и данные о частоте использования для того, чтобы, например, оптимизировать производственные запасы и партии поставок. На рисунке 4 представлен пример SADT-диаграммы с расчетными данными для определения оптимальных затрат на производство хлеба при указанных выше ограничениях. Подпроцесс 1.1 5368,2 тыс. руб. Подпроцесс 1.2 6068,8 тыс. руб. Количество × Стоимость = = 335515 кг × 16 руб. Ресурсы (мука) Количество × Стоимость = = 456300 кг × 13,3 руб. Готовое изделие (хлеб «Белый 1 с») УПРАВЛЕНИЕ Управление 2.1 ВХОД Вход 2.1 Вход 2.2 Вход 1.1 Вход 1.2 Выход 2.1 Выход 2.2 Рис. 4. Пример SADT-диаграммы определения оптимальных затрат предприятия Прибыль, получаемая при оптимальном ассортименте выпускаемой продукции, будет равна сумме произведений уровня прибыли каждого вида готового изделия на их количество и должна иметь наибольшую величину. Смоделировав таким образом данные по всем материальным ресурсам, получим оптимальный ассортимент выпускаемой хлебопекарной продукции (табл. 1). Как видно из представленной таблицы 1, расчет оптимального ассортимента выпуска продукции позволяет исключить производство нерентабельных видов изделий, и наоборот, увеличить выпуск менее затратной продукции при том же объеме затраченных материальных ресурсов. Прогнозная величина прибыли предприятия увеличивается на 13,7%, а рентабельность производства - на 2,1 процентных пункта. Естественно, специалисты маркетинговой службы могут внести свои коррективы, учитывая спрос покупателей (чтобы не потерять традиционных клиентов) или предложить руководству необходимость пересмотра ценовой политики. Следовательно, можно утверждать, что оптимизация ассортимента выпускаемой продукции позволяет повысить эффективность деятельности хлебопекарного предприятия на основе роста отдачи издержек. К сожалению, в 2014 г. произошло резкое повышение цен на муку, что привело к существенному уменьшению прибыли от реализации хлеба по сравнению с предыдущими годами. Однако применение современных принципов моделирования производственной стратегии и тактики помогает оперативно учесть все изменения и своевременно уточнить параметры производственного процесса. Таблица 1 Результаты оптимизации ассортимента выпуска продукции (хлеб) с применением SADT-технологии (по данным ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» на 2015 г.) Показатели Фактическое значение выпуска хлеба в 2014 г. Расчетное оптимальное значение выпуска хлеба в 2015 г. Хлеб «Белый 1с», т 456,3 498,2 Хлеб «Белый ВС», т 422,1 420,3 Хлеб «Дарницкий», т 248,9 303,5 Хлеб «Деревенский», т 23,2 0,0 Хлеб «Целинный», т 48,9 30,2 Хлеб «Тостовый», т 99,6 125,5 Хлеб «Подовый», т 87,1 93,6 Хлеб «Никитский», т 36,0 25,4 Хлеб «Украинский», т 93,2 102,3 Хлеб «Столичный», т 77,5 68,8 Хлеб «Десертный», т 25,6 0,0 Хлеб «Йодированный», т 101,2 105,1 Хлеб «Бокато», т 97,5 90,0 Хлеб «Сергеевский», т 33,4 31,8 Хлеб «Отрубной», т 66,9 78,7 Хлеб «Солнышко», т 18,4 20,4 Хлеб «Губернский», т 65,3 75,8 Хлеб «Рижский», т 52,1 50,9 Хлеб «Монастырский», т 79,0 86,4 Хлеб «Богородский», т 27,9 5,6 Прибыль всего, тыс. руб. 235,6 267,9 Рентабельность, % 15,9 18,0 Таким образом, на основе применения SADT-технологии была получена модель процесса разработки производственной стратегии хлебопекарного предприятия, позволяющая менеджерам предприятия эффективно управлять производственной деятельностью, отвечающей современным запросам рынка.

About the authors

N D Zavodchikov

FSBEI HVE Orenburg SAU

Email: znd-nik@mail.ru
460014, Orenburg, Chelyuskincev 18, str
dr. of economics science, professor of the department «Economics Agribusiness and Foreign Economic Relations»

A S Zemlyankina

FSBEI HVE Orenburg SAU

Email: znanie56@ya.ru
460014, Orenburg, Chelyuskincev 18, str
postgraduate student of the department «Economics Agribusiness and Foreign Economic Relations»

References

  1. Бородин, А. И. Технологии разработки стратегии развития производственного потенциала // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - №7. - С. 20-25.
  2. Землянкина, А. С. Особенности экономического развития хлебопекарной отрасли Оренбургской области / А. С. Землянкина, Н. Д. Заводчиков // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №2. - С. 13-16.
  3. Кирилов, Н. П. Определение функциональных границ процессов управления состояниями технических систем с использованием методологии SADT // Труды СПИИРАН. - СПб. : Наука, 2009. - Вып. 4. - С. 301-317.
  4. Орлова, Л. В. Разработка производственной стратегии и тактики предприятия автомобилестроения : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Орлова Лариса Викторовна. - Саранск, 2011. - С. 19.
  5. Охтилев, М. Ю. Интеллектуальные технологии мониторинга и управления структурной динамикой сложных технических объектов / М. Ю. Охтилев, Б. В. Соколов, Р. М. Юсупов. - М. : Наука, 2006. - 410 с.
  6. Томова, А. Б. Методические основы формирования производственной стратегии предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2008. - №5 (24). - С. 65-68.
  7. Чумак, Л. Ф. Формирование производственного потенциала как стратегия развития предприятия // Бизнес Информ. - 2012. - №1. - С. 107.

Statistics

Views

Abstract - 46

PDF (Russian) - 8

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2015 Zavodchikov N.D., Zemlyankina A.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies