INFORMATION TECHNOLOGY APPROACH TO CREATE PERSONALIZED EDUCATIONAL PROGRAMS


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of research is the creation of science-based system of educational programs developing for retraining and advanced training. Effective system of training and retraining of specialists is largely determined by the quality of the design and implementation of educational programs. Design and implementation of educational programs IPE as an element of designing the content of vocational education is carried out on the scientific content of the vocational education theory and scientific foundations and patterns of adult learning. Analysis and selection of content IPE should be carried out for at least six levels. The first four levels are related to professional activities as a whole, its types and component composition. Five sets of competence (KSD and PIPQ) necessary for the implementation of functional unit activity (competence), and the sixth level - with the layout content in didactic units, modules, educational programs and training professional retraining. The content and organization of educational and professional activities enrolled in programs IPE determined by the model of the present and future professional activity, professional. Therefore, in the process of selecting the content should include the need to address the students learning the actual professional tasks, problems, the possibility of entering into professional communication and interpersonal interaction, and communication, etc. The research problem is to justify theoretically the possibility of information technology approach to the development of personalized training programs for retraining and advanced training of specialists in the system of additional professional education.

Full Text

В настоящее время становится все более очевидным, что система ДПО становится системообразующим компонентом, способствующим адекватному и быстрому реагированию сферы образования на требования рынка труда, сохранению и развитию кадрового потенциала национальной экономики, подготовке специалистов к эффективной работе в новых высокотехнологичных условиях, переобучению кадров в соответствии с изменяющимися требованиями. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в качестве ключевого показателя реализации поставленных в ней задач предусматривает создание до 2020 г. условий для ежегодного обучения по программам повышения квалификации и/или переподготовки не менее 25-30% занятого населения. Для достижения этих показателей необходима разработка и принятие комплекса нормативно-правовых и организационно-дидактических мер по реализации данной задачи. Не касаясь нормативно-правовых вопросов реализации профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в данной работе подробнее рассматриваются проблемы организационно-дидактического характера, касающиеся проектирования содержания и решения организационно-технологических проблем эффективной разработки и реализации образовательных программ. Цель исследования - создание научно-обоснованной системы разработки образовательных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов. Как известно, вопросы разработки структуры и содержания образовательных программ относятся к сфере проектирования содержания образования. Поэтому в поиске путей научного обоснования и разработки образовательных программ следует в первую очередь обратиться к научным основам теории содержания профессионального образования. А в связи с тем, что предметом исследования является ДПО, то и на основных категориях и закономерностях обучения взрослых. Поэтому в настоящем исследовании сформулирована задача поиска научно-обоснованных подходов к разработке образовательных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). В этом поиске следует иметь в виду, что речь идет в основном о проектировании образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации взрослых людей, процесс обучения которых, по мнению М. Т. Громковой, имеет свою специфику и закономерности. К числу факторов, обуславливающих эту специфику, относят: практико-ориентированный характер организации учебного процесса, ориентация его на удовлетворение потребности взрослых, обучающихся в среде профессионального и неформального общения; овладение в процессе обучения компетенцией создавать проекты (программы) своей профессиональной, образовательной деятельности, жизнедеятельности в целом, рефлексивной культурой, позволяющей адекватно оценить имеющийся профессиональный и жизненный опыт, умениями презентации своего профессионального, личностного имиджа и результатов своей профессиональной деятельности и др. Обучение взрослых в силу этой своей специфики необходимо осуществлять в специально организованной образовательной среде. Эта среда должна удовлетворять их потребностям и индивидуальным возможностям, что в итоге будет способствовать адекватному выстраиванию адаптивной системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов. В частности, для организации такой среды в качестве системообразующей, может быть использована модульная технология обучения. Организация процесса обучения которая предполагает: построение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации из обучающих модулей; установление для каждого модуля соответствующих компетенций, входящих в перечень требований к результатам освоения программ; предоставление обучающимся возможности проектирования персональной образовательной «траектории» и информационно-технологического обеспечения ее реализации в сетевом образовательном пространстве. Понятие «персональное образование» как отметил А. Г. Асмолов, в образовательном лексиконе практически не существовало. Но смысл его введения определяет суть дополнительного образования как персонального образования - это адаптация к изменениям [2]. Дополнительное образование - ключевой механизм адаптации к изменениям, особенно необходимый в наше время, когда, как говорится, «меняются сами изменения» [1]. В принципе вопрос о персонализации образования в педагогике рассматривался в рамках рассмотрения вопросов организации учебного процесса. В частности такую организацию Б. А. Сазонов называет индивидуально-ориентированной организацией учебного процесса, призванной обеспечить возможность освоения обучающимся учебного материала в любое удобное для них время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий в специальных образовательных средах. При разработке образовательных программ ДПО необходимо учитывать условия, а также особенности развития и функционирования социально-экономической сферы, для которой осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов, зависящей от географической среды, демографической ситуации, масштабов региона, размещения производства, концентрации населения в городах или сельских поселениях и др. При этом положительной стороной в развитии социально-экономической сферы считается сложившаяся сетевая инфраструктура связи. Благодаря реализации комплекса Государственных целевых программ Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)», «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и др., а также развитию сетей и услуг операторов мобильной связи, покрывающих практически всю территорию регионов РФ и составляющих основу современных информационных коммуникационных технологий, доступных пользователю в любой географической точке. Такая сеть позволяет создать и реализовать специфическую систему адаптивного персонифицированного профессионального образования в области ДПО. Она способствует созданию условий для того, чтобы сделать образовательный процесс индивидуальным, квалифицированным, гибким, кооперативным, независимым от места и времени. Важной задачей для разработчиков программ ДПО, преподавателей и руководителя является организационно-методическое и информационно-технологическое обеспечение учебно-профессиональной деятельности в данной среде. Одним из наиболее актуальных направлений развития системы ДПО является разработка ее организационно-дидактических основ на основе информационно-технологического подхода предполагающего создание информационных систем сетевого доступа к образовательным услугам, ресурсам и коммуникационным сервисам на основе некой интернет-системы. В качестве такой интернет-системы управления коммуникацией между обучаемыми и адмистративно-педагогическим персоналом учреждения ДПО (и не только, а и для более широкого круга контрагентов: работодателей, студентов, выпускников, преподавателей, молодых специалистов, представителей региональной власти и др.) рассматривается информационно-образовательный портал как системообразующая информационно-коммуникационная образовательная среда. Информационно-образовательные порталы представляют собой построенные по модульному принципу динамические сайты, поддерживающие многопользовательский режим работы и реализующие большое разнообразие интерактивных функций. Такой портал позволяет осуществлять полный дидактический цикл дистанционного обучения обучающихся, позволяет сформировать региональную сеть виртуальных представительств учреждений ДПО, выступает виртуальной площадкой для общения работодателей, службы занятости населения, обучающихся, потенциальных работников и других категорий пользователей, предоставляет возможность создавать и поддерживать различные информационные и иные интернет сервисы для разной целевой аудитории. Программно-технической платформой информационно-образовательного портала является свободно распространяемая по лицензии GNU система управления обучением LMSMoodle (LMS - Learning Management System) и интегрированные в нее дополнительные модули, расширяющие ее дидактические возможности [3]. Система позволяет создавать и поддерживать взаимодействие пользователей одновременно в нескольких ролевых конфигурациях таких, как «преподаватель - обучающиеся», преподаватели между собой, обучающиеся между собой. Таким образом, информационно-образовательный (учебный, учебно-методический, образовательный) портал является программной дидактической средой, обеспечивающей полный дидактический цикл работы слушателей и преподавателей, причем как в режиме обучения, так и в режиме социальной и социально-профессиональной сетевой коммуникации, что позволяет решать образовательные задачи ДПО различного уровня сложности. И. В. Роберт под такой программной дидактической средой понимает информационно-коммуникационную предметную среду как совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым (и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием [4]. Основу таких сред составляют открытые образовательные ресурсы, в качестве которых могут выступать сетевые электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по отдельным дисциплинам, курсам, модулям. Разработка и применение сетевых курсов ориентировано, в первую очередь, на повышение качества учебно-профессиональной деятельности всех ее субъектов и не зависит от форм и способов получения образования. Сетевой ЭУМК, как новый тип открытого образовательного ресурса, обеспечивает пользователям доступность к учебным материалам с любого компьютера, подключённого к сети, причём, физически этот компьютер может находиться за тысячи километров от места, где размещен сервер. Это позволяет существенно расширить территорию охвата предоставления образовательных услуг слушателям. Применение сетевых курсов в системе ДПО имеет ряд преимуществ и открывает преподавателем и слушателям уникальные возможности: Лучшее восприятие и понимание учебного материала за счет применения мультимедийных технологий, наличия ссылок на сайты с мировыми информационными ресурсами (библиотеки, сайты, порталы и т.д.), возможности сетевого тестирования слушателей; Сокращение сроков и времени освоения образовательной программы за счет возможности быстрого доступа и повышения скорости изучения учебного материала; Унификация структуры и формы представления учебного материала за счет унификации пользовательского интерфейса и использования элементов графики, видео и аудио; Обновление содержания учебного материала, достигающееся за счет возможности оперативного усовершенствование содержания сетевого курса. Для системы ДПО, где практически не используются традиционные учебники и учебные пособия на твердом носителе, такое требование как оперативность внесения изменений в содержание является весьма актуальным в силу ряда специфических особенностей (особенность издания учебной литературы для ДПО, постоянное обновление компетенций, по которым требуется обучение и т.д.); Модульность сетевого учебного курса обеспечивается за счет конструирования содержания программы, состоящей из отдельных относительно независимых логически завершенных организационно-дидактических единиц - модулей; Комфортность обучения через сетевой курс обеспечивается прохождением курса в удобное для обучающегося время, в удобном месте и темпе; Доступность достигается за счет возможности получать информацию в различных географических регионах. Однако кроме преимуществ применения сетевых курсов в управлении учебной деятельностью слушателей следует отметить некоторые недостатки, связанные со специфическими сложностями применения подобных сетевых курсов на практике. К ним можно отнести следующее: необходимость достаточного уровня IT-подготовки обучающихся (слушателей) для работы с сетевыми курсами; все еще недостаточное развитие компьютерных телекоммуникаций в России, их низкая пропускная способность и нестабильность соединений. Тем не менее, неоднократно подтверждено и доказано образовательной практикой [3], что всестороннее и полноценное использование рассмотренных возможностей и специфики дидактической среды на основе информационных технологий позволит повысить профессиональную подготовку слушателей образовательных программ ДПО на качественно новый уровень. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что проектирование образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов является неотъемлемым элементом системы проектирования содержания профессионального образования и должно осуществляется на основных концептуальных положениях теории содержания профессионального образования, психолого-педагогических закономерностях обучения взрослых. Детерминантами проектирования содержания образования в ДПО является содержание деятельности специалиста, выраженное в компетенциях. Для обоснования организационно-дидактической среды освоения компетенций в ДПО применяется информационно-технологический подход, позволяющий выбрать дидактически обоснованную информационную систему сетевого доступа к образовательным услугам, ресурсам и коммуникационным сервисам на основе образовательного портала, поддерживающего многопользовательский режим работы и реализующего большое разнообразие интерактивных функций.
×

About the authors

V P Kosirev

FSBEI HE «Moscow State Institute of Culture»

Email: kosyrew2001@mail.ru
dr. ped. of sciences, prof., head of the scientific work department 141406, Khimki, Bibliotechnaya, 7

V V Strel’zov

FSBEI HE «Moscow State Institute of Culture»

Email: nauka@mguki.ru
dr. techn. science prof., vice-rector for scientific activity 141406, Khimki, Bibliotechnaya, 7

References

  1. Асмолов, А. Г. Мотивирующий мир: стратегия развития открытого персонального образования как основной тренд общества знаний в сетевом столетии : выступление на пленарном заседании Третьего международного форума «Евразийский образовательный диалог» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teacher-of-russia.ru/docs/ 2014/Asmolov_A.G._Dopolnitel'noe_obrazovanie.doc (дата обращения: 10.02.2015).
  2. Асмолов, А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. - 2014. - №2 (64). - С. 4-6.
  3. Михайленко, О. А. Учебно-методический портал вуза как адаптивная дидактическая среда // Современные проблемы информатизации профессионального образования : мат. Международной науч.-практ. интернет-конференции. - М. : ФГБОУ ВПО МГАУ, 2012. - С. 17-24.
  4. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). - 3-е изд. - М. : ИИО РАО, 2010. - 356 с

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Kosirev V.P., Strel’zov V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies