THE STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE PIG INDUSTRY IN SAMARA REGION


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of researches - is the assessment of the pig industry status in the Samara region. Based on the above objectives, the task was to analyze the main trends in the development of the pig industry in the region. The analysis revealed that, despite the fact that there are over 200 meat-processing plants, there is an unrealized balance of pork in live weight 1415 tons. Dynamics of consumption of meat and meat products per capita in the Russian Federation and the Samara region shows a positive trend (an increase of 24 kg or by 32.4% and 16 kg or 26.6%). According to Western medical standards, this figure is expected to reach more than 80 kg per capita per year, in the Russian Federation and its value is 74 kg and in the Samara region 60 kg Therefore, the main challenge facing the state is the provision to the population with its own production pork i. Sanctions against Russian forces in the short term to ensure import substitution in the domestic market. For this purpose, according to departmental target program «Development of the pig industry in Samara region» producers by 2020 there will be government support in the $ 636 billion rubles, of which about 250 billion rubles will be spent for livestock, including pig industry. Funds from the regional budget will be distributed in the following areas: 1) support of livestock breeding (since 2012 the government provides the possibility of obtaining grants for the development of pork production in the region); 2) subsidies up to 30% of the acquisition costs livestock equipment for livestock farms; 3) subsidies the cost of equipment.

Full Text

АПК Самарской области является одним из важнейших секторов региональной экономики, имеющим стратегическое значение в части обеспечения продовольственной безопасности и сохранения социальной стабильности в регионе. Цель исследований - обеспечение населения Самарской области мясом собственного производства для сохранения продовольственной безопасности региона. Исходя из выше указанной цели, была поставлена задача - проанализировать основные тенденции развития отрасли свиноводства в области. В настоящее время в области функционирует более 200 мясоперерабатывающих предприятий. Из них 34 колбасных цеха, 5 мясокомбинатов и 165 предприятий по производству мясных полуфабрикатов, производственные мощности которых позволяют перерабатывать ежегодно до 120 тыс. т мяса. Несмотря на это, в области наблюдается остаток нереализованного мяса птицы в убойном весе на птицефабриках - 234 т, свиней в живом весе - 1415 т [2, 8]. Динамика обеспечения потребительского рынка Самарской области продуктами питания первой группы за счет собственного производства за 2002 и 2012 гг. показывает, что личное потребление мяса и мясопродуктов увеличилось на 14,7%, а потребление молока, молочных продуктов и яиц соответственно снизилось на 14,6 и 32,0% (табл. 1). Таблица 1 Динамика обеспечения потребительского рынка Самарской области продуктами питания первой группы за счет собственного производства Группа продуктов Нормы мед. тыс. т/г 2002 г. 2003 г. 2005 г. 2008 г. тыс. т. % мед. норме тыс. т. % мед. норме тыс. т. % мед. норме тыс. т. % мед. норме Мясо и мясопродукты 249,2 83,8 33,63 96 38,5 92,2 37,0 103,5 41,5 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. тыс. т. % мед. норме тыс. т. % мед. норме тыс. т. % мед. норме тыс. т. % мед. норме 103,1 41,3 92,4 37,0 93,1 37,3 96,2 38,6 За последние десять лет наблюдается положительная тенденция в потреблении мяса и мясопродуктов на душу населения. В Российской Федерации произошло увеличение в потреблении мяса и мясопродуктов на 24 кг или на 32,4%, в Самарской области на 16 кг или 26,6%. Учитывая, что общепринятые медицинские нормы составляют 82 кг на душу населения в год, Россия все же отстает от развитых зарубежных стран. Так, например, в Германии и в США этот показатель составляет более 82 кг (табл. 2). Таблица 2 Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения, кг Наименование страны и региона 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Российская Федерация 50,0 52,0 53,0 55,0 57,0 66,0 66,0 69,0 71,0 74,0 Самарская область 44,0 48,0 52,0 54,0 55,0 58,0 58,0 58,0 59,0 60,0 США 126,3 125,1 126,7 126,2 126,4 122,9 120,1 118,8 116,2 114,9 Германия 82,2 84,3 84,2 83,8 84,3 87,8 88,1 88,3 88,4 89 В связи с принятием санкций против России перед отечественным агропромом была поставлена задача в максимально короткие сроки обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке. Поэтому в Самарской области оказывается серьёзная государственная поддержка сельскохозяйственного производства. Серьёзным подспорьем для работы отрасли в условиях западных санкций является намерение правительства Российской Федерации выделить до 2020 г. на программу импортозамещения основных продовольственных товаров дополнительные 636 млрд. руб., из них около 250 млрд. планируется направить на животноводство. Свиноводство является самой незащищенной отраслью животноводства, после вступления в ВТО судьба его зависела от того, как государство поддержит своих свиноводов и сможет сдерживать импорт. В Самарской области в настоящее время действует ведомственная целевая программа «Развитие свиноводства в Самарской области». В рамках программы самарским производителям продукции животноводства оказывается государственная поддержка по широкому спектру направлений. Основным направлением является поддержка племенного животноводства. Кроме того, с 2012 г. областное правительство предоставляет возможность получения грантов для развития свиноводства региона, субсидирования до 30% затрат на приобретение животноводческого оборудования для животноводческих ферм, а также технику. С 2013 г. в России впервые введена государственная поддержка страхования животных, которая заключается в том, что страхователь оплачивает 50% от начисленной по договору страхования страховой премии [1]. В настоящее время в области насчитывается 20 племенных организаций, в том числе ЗАО «Северный ключ» Похвистневского района, ООО «Центр репродуктивных технологий» Кинельского района и др. Им за счёт средств областного бюджета возмещают 45% понесённых затрат при покупке племенного материала в самарских племенных организациях и 35% понесённых затрат при покупке племенного скота за пределами области. Реализация всех перечисленных мероприятий позволит не только полностью обеспечить потребности в мясе свинины населения Самарской области, но и реализовывать полученную продукцию в соседние регионы [6]. В настоящее время фактически все отечественные и зарубежные отраслевые эксперты прогнозируют следующие перспективы отечественного рынка мясной продукции. Во-первых, дальнейший рост душевого потребления мясной продукции до уровня, превышающего научно-обоснованную норму РАМН и соответствующего среднестатистическим показателям развитых стран. Прогнозируется, что к 2020 г. потребление мяса в России на душу населения достигнет 78-79 кг, национальное производство основных видов мяса (птица, свинина, говядина, баранина) суммарно составит 9,6 млн. т [2]. Во-вторых, устойчивый рост отечественного производства. Согласно Стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области на период до 2020 г. планируется завершение строительства ряда свиноводческих предприятий (в Красноармейском районе п. Кировский Самарской области Россельхозбанк, агропромышленный холдинг «Био-Тон» и Правительство Самарской области заключили соглашение о совместной реализации проекта по строительству свиноводческого комплекса стоимостью 18 млрд. руб. и мощностью 96 тыс. т мяса в год; датская Skiold планирует построить в Самарской области свиноводческий комплекс на 100 тыс. голов. Компания намерена направить на реализацию проекта 3,5 млрд. руб. собственных средств) [10]. В-третьих, постепенное вытеснение импорта, формирование экспортного потенциала. Увеличение производства мяса будет происходить, в основном, за счет крупных высокотехнологичных сельскохозяйственных предприятий, вклад личных подсобных хозяйств в развитие отрасли продолжит снижаться. Целевое выделение средств из областного бюджета и долгосрочное (более 10 лет) кредитование через ОАО «Россельхозбанк» позволит провести масштабную модернизацию производства, что приведет к росту качества мяса и его соответствие стандартам, что в свою очередь позволит обеспечить перерабатывающие компании мясом самарского производства и исключить импорт из других регионов и стран. Ключевым фактором, определяющим перспективы и динамику развития отрасли свиноводства, остается государственная поддержка сельскохозяйственных производителей на всех уровнях. Ее ослабление приведет к тому, что выжить на конкурентном рынке смогут только свинокомплексы, имеющие кормовую базу, переработку и собственную розничную сеть.
×

About the authors

I S Kurmaeva

FSBEI HVE Samara SAA

Email: kurmaeva.85@mail.ru
cand. of econ. sciences, associate prof. of the department «Economic theory and economics agriculture» 446442, Samara region, settlement Ust-Kinelsky, Uchebnay, 2 str

T A Baimishevа

FSBEI HVE Samara SAA

Email: baimisheva@bk.ru
cand. of econ. sciences, associate prof. of the department «Economic theory and economics agriculture» 446442, Samara region, settlement Ust-Kinelsky, Uchebnay, 2 str

References

  1. Баймишева, Т. А. Рынок агрострахования, проблемы и перспективы / Т. А. Баймишева, Р. Ш. Баймишева // Достижения науки агропромышленному комплексу : сб. науч. тр. - Самара, 2014. - С. 369-373.
  2. Развитие свиноводческого подкомплекса России в 2009-2012 гг. и на период до 2020 года [Электронный ресурс] : ведомственная целевая программа. - URL: http//docs.cntd.ru›document/462701002 (дата обращения: 10.01.2015).
  3. Карлова, Н. А. Факторы снижения цен на свинину и падения рентабельности в свиноводстве // Экономическое развитие России. - 2013. - №8. - С. 5-9.
  4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: http//info-ecology.ru (дата обращения: 10.01.2015).
  5. Окружнов, А. Эффект от бюджетного рубля // Агро-Информ. - 2014. - №9 (191). - С. 17-22.
  6. Состояние животноводства в сельскохозяйственных организациях Самарской области в 2009-2013 гг. : стат. сб. - Самара, 2013. - 20-25 с.
  7. Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения [Электронный ресурс]. - URL: http//refru.ru (дата обращения: 10.01.2015).
  8. Потребительский рынок Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: http// meatinfo.ru (дата обращения: 10.01.2015).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Kurmaeva I.S., Baimishevа T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies