SUMMARY ASSESSMENT OF SAMARA REGION SITUATION OF THE SOCIAL AND LABOR SPHERE


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of researches - is state diagnostics of the social and labor sphere. For achievement of this purpose official statistical data of Russtat and Samarastat, data of special sociological researches were used. Dynamics of indicators which are used for calculation of summary assessment coefficient of the social and labor sphere condition is studied. During research the level of average salary increases by 26.3%. This increase promotes the average per capita income by 23.5%. For the same period the size of living wage increases by 10.4%. In the region the share of the persons having the average income is reduced is lower than living level on 3.3 p.p. In the region the birth rate increases. In the city district the coefficient of birth rate increased by 0.8 thousand people for 1000 population, in rural areas it increased by 1.2 thousand people for 1000 population. The mortality rate remains stable throughout the period. Natural losses of the population which are partially compensated by migratory streams are observed. The share of expenses of the population for acquisition of food with 33.6 decreases to 32%. As for food allowance of urban population it is more, than at rural fruit and vegetables, milk and dairy products, fish and fish products. The country people use bread and bakery products, meat more. Both groups of the population abuse sugar and confectionery. Level of the general unemployment with 5.1 to 3.2% is reduced. The quantity of the registered crimes and mental pathologies is reduced by 100 thousand persons. The coefficient summary estimates of the social and labor sphere from 2011 for 2013 decreases that testifies to improvement of situation.

Full Text

Показатели социально-трудовой сферы частично представляют собой показатели, по которым оценивается уровень и качество жизни населения. В 2013 г. продолжилась тенденция улучшения ситуации в социально-трудовой сфере, оцениваемой по суммарному индексу семи основных показателей. Цель исследований - диагностика состояния социально-трудовой сферы. Задача исследований - определение сводной оценки социально-трудовой сферы Самарской области в динамике за 2011-2013 гг. В 2013 г. Самарская область по сводному баллу качества жизни населения заняла 14 место среди регионов России. В 2014 г. область поднялась на одну позицию вверх, пропустив впереди себя только двух соседей по Приволжскому федеральному округу: Республику Татарстан (4-е место) и Нижегородскую область (9-е место). Исследование качества жизни провели эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» [4]. Для составления рейтинга ими были использованы данные официальной статистики. Центральное место в этой оценке было отведено статистике среднедушевых доходов населения. Денежные доходы населения - это сумма всех денежных поступлений населения из различных источников. До последнего времени для характеристики уровня доходов населения использовался средний показатель. Сейчас начали использовать такие показатели, как медианный среднедушевой денежный доход (уровень дохода, меньше и больше которого получают равные численности населения) и модальный денежный доход как наиболее часто встречающийся в ранжированном ряду распределения. По показателю среднедушевых денежных доходов Самарская область в 2013 г. находилась также на 14 месте среди всех регионов России. За период с 2011 по 2013 гг. средние доходы в расчете на душу населения увеличились на 23,5% (с 21756 до 26864 руб.). Этот уровень превышает среднероссийский на 3,6%. Увеличение медианного дохода составило 26,6%. В 2013 г. медианный денежный доход составлял 19114 руб., модальный - 9676 руб. Это означает, что низкий доход встречается чаще, чем высокий. Основным источником формирования денежных доходов населения Самарской области является заработная плата. Доля заработной платы в составе денежных доходов составляет свыше 80%. За анализируемый период удельный вес заработной платы в составе доходов увеличился с 85,5 до 87,4%. С 2011 по 2013 г. средняя заработная плата увеличилась с 18,6 до 23,5 тыс. руб. (26,3%). За этот же период величина прожиточного минимума увеличилась в Самарской области только на 10,4% и составила 7282 руб. в среднем по всем категориям населения. Соотношение величины прожиточного минимума и средних денежных доходов сокращается с 30,3 до 27,1%. Таким образом, роль прожиточного минимума как социального стандарта уровня жизни населения незначительна. Тем не менее, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается и достигает 12% (в 2011 г. - 15,2%). По этому показателю область находится в 4-м десятке среди регионов России. Что касается социального неравенства населения по уровню доходов, то за анализируемый период коэффициент фондов превысил 19, что свидетельствует о высокой степени расслоения общества (рекомендации ООН - 8-10). Анализ демографической ситуации в Самарской области в анализируемом периоде свидетельствует о том, что процессы развиваются разнонаправлено. В 2013 г. темп роста родившихся в области (101,5%) превысил аналогичные показатели России и ПФО, где они составили 100,3% и 100,6% соответственно. Коэффициент общей рождаемости в области увеличился с 11,5 до 12,3 чел. на 1000 человек населения. Большими темпами увеличивалась рождаемость в сельской местности, где коэффициент составил 13,2 чел. на 1000 чел. населения. Однако продолжает расти смертность населения. По сравнению с предыдущим годом она увеличилась на 3,1% и составила 46,2 тыс. чел. Выше была смертность в сельской местности, что объясняется более высоким по сравнению с городом возрастом населения. В результате естественная убыль населения увеличилась до 6,6 тыс. человек. Среди регионов ПФО, в которых отмечена естественная убыль населения, в Самарской области сложилось ее наименьшее значение (2,1 человек на тысячу человек населения). Естественную убыль населения возместили мигранты. Сальдо миграции составило 4,2 тыс. человек. Состояние социальной сферы характеризует такой показатель как количество лет недожития до 100 лет. В 2011 г. он составлял 31 год, в 2012 г. - 30,3 года, в 2013 г. - 30 лет. Следовательно, можно сделать вывод, что ситуация в области в социальной сфере имеет прогрессивную тенденцию. Одним из показателей, характеризующих состояние социально-трудовой сферы, является доля расходов на питание. По данным Росстата, в Самарской области доля расходов на питание за период с 2010 по 2013 г. несколько снизилась: с 33,6 до 31% [1]. Для сравнения можно привести данные об уровне расходов на питание в России - 27,7%, в Европе в среднем - 22,6 [3]. Расходы на питание определяются уровнем потребления продуктов питания. В свою очередь структура потребления формируется под влиянием состава домохозяйств, полученных доходов, местонахождением домохозяйства, традициями, сезонностью и другими факторами. Изменение в структуре доходов домохозяйств в 2013 г. объясняется ускоренным ростом заработной платы в бюджетной сфере, а также ростом пенсий и пособий, что увеличило долю социальных трансфертов в структуре доходов. Одновременно с этим происходит рост расходов населения на оплату услуг, прежде всего оплату услуг ЖКХ. Органы государственной власти в последнее время обращают пристальное внимание на обеспечение населения страны продуктами питания отечественного производства. Это связано с проведением экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности РФ. Кроме этого, принимаются решения, и Самарская область здесь не является исключением, которые направлены на увеличение продолжительности жизни населения путем формирования здорового образа жизни. Здесь имеется в виду снижение уровня распространенности курения и снижение количества потребления алкогольной продукции, повышение уровня физической активности. Что касается потребления, то рекомендуется увеличение количества потребления фруктов и овощей. Самарастат проанализировал структуру питания разных групп населения области. Она не отличается от структуры питания населения в РФ. В потреблении наблюдается недостаточное количество овощей и фруктов, яиц, молочных продуктов. То есть в рационе недостаточно используются продукты, являющиеся поставщиками белка, клетчатки, витаминов. При этом отмечается избыток насыщенных жирных кислот и простых углеводов. Это преобладание в рационе питания хлебобулочных, крупяных и макаронных изделий, сахара и кондитерских изделий. Как следует из статистических источников, структура питания населения в сельской и городской местности значительно отличается. В рационе питания городского населения в большем количестве присутствуют фрукты - 76,9 кг в год на человека. В сельской местности этот показатель составляет 56,2 кг. Потребление овощей городским населением составляет 102,3 кг/год/чел., сельским - 81,3 кг/год/чел., молока и молокопродуктов - 275,4 и 226,6 кг; рыбы и рыбопродуктов - 22,9 и 17,9 кг соответственно в городской и сельской местностях. Население сельской местности больше чем городское употребляет мясо. Потребление составляет 83,5 кг в год на человека. Городское население потребляет в год 74,0 кг на человека. Потребление хлебобулочных продуктов - 113,6 и 85,9 кг соответственно. Как отмечает Самарастат, обе группы населения употребляют сахар и кондитерские изделия больше, чем рекомендуемые объемы потребления по рациональным нормам для здорового питания (28,6 и 30,2 соответственно). Потребление молока и молокопродуктов (265,4 кг/год/чел.), яиц (220 шт./год/чел.), масла растительного (9,8 кг/год/чел) на протяжении нескольких лет остается практически стабильным. Это ниже рекомендуемых по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания [7]. При оценке рационов питания населения Самарской области в сравнении со средними рекомендуемыми нормами потребления отмечается избыток жира в питании, дефицит углеводов и низкая калорийность рационов, при этом в рационах городского населения отмечается и дефицит белков. Таблица 1 Калорийность потребляемых продуктов питания в Самарской области, г в сутки Показатели Потребление в среднем В городской местности В сельской местности Белки 73,1 71,7 78,5 Жиры 100,9 100,4 102,9 Углеводы 316,5 308,5 347,6 Калорийность 2477,7 2435,9 2640,8 Примечание: источник [6]. В 2014 г. у жителей Самарской области в расходах на питание 29,6% составляли затраты на покупку мяса, затем на приобретение молока и молочных продуктов, хлеба (хлебобулочных изделий) - 14,3 и 14,2% соответственно. В странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Уровень безработицы характеризует ситуацию на рынке труда в частности и социально-экономическую ситуацию в целом. Безработица - это социально-экономическое явление, которое характеризуется наличием части экономически активного населения, не находящего себе работу и становящимся лишним. Считается, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% - социально опасный уровень, которого надо избегать, так как он ведет к сокращению объемов производства товаров и услуг вследствие неиспользования потенциальных возможностей экономически активного населения. При этом сокращается доходная база бюджета как за счет снижения объемов производства, так и за счет сокращения налогов на доходы физических лиц, и одновременно увеличивается расходная часть вследствие необходимости осуществления социальных выплат неработающим гражданам и членам их семей. В Самарской области уровень безработицы за период с 2011 по 2013 г. снизился с 5,1 до 3,2%. В 2013 г. по этому показателю среди остальных регионов России Самарская область занимала 5 место [5]. Еще одним негативным последствием высокого уровня безработицы является ухудшение криминогенной ситуации. Эксперты в правоохранительной сфере высказывают мнение о росте преступности на территории Самарской области в случае, если экономические проблемы затянутся надолго. В 2013 г. уровень зарегистрированной преступности на 100 тыс. человек составил 1,62 тыс. чел., это меньше, чем наблюдалось в 2011 г. на 0,32 тыс. чел. (16,5%). В 2013 г. на 13,9% сократилось число зарегистрированных преступлений, меньше стало убийств, грабежей, краж. На 22% снизился уровень преступности в общественных местах. На 5% выросла раскрываемость угонов автомобилей. Вместе с тем количество особо тяжких преступлений уменьшилось всего лишь на 1,5%. По сравнению с регионами ПФО и в целом по стране по показателям преступности и раскрываемости Самарская область выглядит негативно. Область находится в последней десятке субъектов РФ по безопасности, а это отрицательно влияет на общую обстановку в регионе и на настроение людей. В частности, процент раскрываемости правонарушений в области - 54,4%. Это ниже среднероссийского, который равен 56,6% и среднего по ПФО - 61,1%. Еще одним критерием оценки социально-трудовой сферы является распространение среди населения числа психических патологий. В Самарской области данный показатель снижается с 277 чел. на 100 тыс. чел. населения до 221 чел. Динамика основных показателей, которые используются для расчета коэффициента сводной оценки социально-трудовой сферы приведена в таблице 2. Таблица 2 Динамика основных показателей оценки ситуации социально-трудовой сферы Самарской области в 2011-2013 гг. Основные показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 1. Соотношение числа умерших и родившихся, раз (критический уровень=1) 1,26 1,15 1,17 2. Среднее число лет недожития до 100 лет (критический уровень=30 лет) 31,0 30,3 30,0 3. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % (критический уровень=10%) 15,2 12,4 12,0 4. Доля расходов на питание в конечном потреблении, % (критический уровень=50%) 33,6 31,1 32,0 5. Уровень общей безработицы, % (критический уровень=10%) 5,1 3,4 3,2 6. Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения, тыс. чел. (критический уровень=5,5 тыс. чел.) 1,94 1,88 1,62 7. Уровень распространения психических патологий на 100 тыс. населения, чел. (критический уровень=284 чел.) 277 266 221 Расчет коэффициента сводной оценки ситуации социально-трудовой сферы проводится по следующей формуле [6]: где хi - отдельный показатель оценки социально-трудовой ситуации; хкр - критическое значение отдельного показателя оценки; b - экспертная балльная оценка отдельного показателя. Чем выше значение показателя, тем хуже ситуация. Таблица 3 Сводная оценка социально-трудовой сферы села Самарской области в 2011-2013 гг., баллов 2011 г. 2012 г. 2013 г. 9,6 8,4 8,3 Таким образом, коэффициент сводной оценки свидетельствует об улучшении ситуации в социально-трудовой сфере Самарской области. Улучшение произошло за счет изменения демографической ситуации в области. Сократилось число лет недожития до 100 лет до критического уровня в 30 лет. Доля расходов на питание также значительно ниже критического уровня и этот показатель за три года снижается. В Самарской области низкий уровень общей безработицы, зарегистрированной преступности и распространенности психической патологии. В течение трех анализируемых лет эти показатели ниже критического уровня и они снижаются. Для повышения уровня жизни населения региона необходимо осуществление следующих мероприятий: - повышение уровня доходов населения путем развития малого бизнеса, в сельской местности - развития малых форм хозяйствования; - сглаживание дифференциации различных групп населения региона по уровню доходов и потребления; - повышение обеспеченности населения региона объектами социальной инфраструктуры.
×

About the authors

O F Pyatova

FSBEI HVE Samara SAA

Email: o.pyatova@yandex.ru
cand. of econ. sciences, associate prof. of the department «Statistics and economic analysis» 446442, Samara region, settlement Ust-Kinelsky, Uchebnaya, 2 str

References

  1. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2014 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_102/Main.htm (дата обращения: 20.01.2015).
  2. Российская Федерация. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия в Самарской области в 2013 году : [государственный доклад]. - Самара, 2014. - 228 с.
  3. Расходы семей на продукты питания в странах Европы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riarating. ru||informatika (дата обращения: 25.01.2015).
  4. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riarating.ru (дата обращения: 27.01.2015).
  5. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2013 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hse.ru/data/2014/05/30/1325351069/rating_regions_2014.pdf (дата обращения: 27.01.2015).
  6. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию : ежегодный доклад по результатам мониторинга 2013 г. - М. : ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. - Вып. 15. - 268 с.
  7. Самарский статистический ежегодник (2013) : стат. сб. - Самара : Самарастат, 2013. - 358 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Pyatova O.F.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies