ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - обоснование педагогических условий профессиональной подготовки будущего социального работника к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. Качество подготовки будущих социальных работников зависит от тех условий, в которых проходит обучение студентов. Педагогические условия - это взаимосвязанная совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач. Авторы выделяют две группы условий, которые во взаимодействии способствуют эффективной профессиональной подготовке: общие, способствующие эффективной подготовке социальных работников, и частные, которые отражают особенности педагогического процесса формирования готовности будущих социальных работников к интеграции в социум детей-инвалидов. Показана динамика роста готовности студентов к интеграции в социум детей с ОВЗ за период опытно-экспериментальной работы. В таком образовании отмечается взаимосвязь следующих компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-волевого. За период опытно-экспериментальной работы можно отметить изменения, произошедшие в мотивационно-ценностном компоненте готовности (высокую оценку гуманистическим ценностям деятельности с детьми-инвалидами давали лишь 13,1% студентов, тогда как в конце экспериментальной работы - 82,1%); эмоционально-волевом компоненте (повысилась привлекательность общения с родителями и детьми (у 33% студентов экспериментальной группы); в когнитивном компоненте (в начале на высоком уровне находилось 1,2% студентов, после - 34,6% студентов); в операционально-деятельностном компоненте (до начала работы на высоком уровне не было ни одного студента, после - 32,9%). Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что совокупность педагогических условий общего и частного характера способствует эффективной профессиональной подготовке социальных работников к интеграции в социум детей с ОВЗ.

Полный текст

Подготовка будущих специалистов социальной работы к деятельности по интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обусловлена современной ситуацией развития общества. Негативное влияние тенденций развития современного общества проявляется в отношении представителей групп социального риска, прежде всего, детей с ОВЗ, на страте которых процессы социальной дискриминации, исключения проявляются наиболее рельефно. В обществе наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидностью. Новые реалии требуют переосмысления проблемы подготовки студентов, будущих социальных работников, к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, которая связана с преодолением негативного отношения общества к таким детям, формированием и развитием мотивационно-ценностного отношения, готовности личности к такой деятельности. Качество подготовки будущих социальных работников не может зависеть только от степени усвоения ими предусмотренных образовательной программой учебных дисциплин. Оно должно включать в себя как непосредственно формирование профессиональной компетентности, так и те условия, в которых проходит обучение студентов [7]. Обозначенная актуальность определила выбор цели исследования, которая заключается в обосновании педагогических условий профессиональной подготовки будущего социального работника к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: выявить и обосновать педагогические условия, методы и формы профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. Изучение и анализ литературных источников, наблюдение; диагностические (анкетирование, интервью), сравнительный анализ данных, методы статистической и математической обработки данных. Прежде чем определить комплекс педагогических условий профессиональной подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, необходимо дать определение категории «педагогическое условие». Такими исследователями как, В. И. Андреев, В. А. Беликов, Н. М. Яковлева, под педагогическими условиями понимается совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает переход студента на более высокий уровень развития, что определяется поставленной учебно-воспитательной задачей. По мнению Бочарниковой Н. А., педагогические условия представляют собой специально созданные внешние обстоятельства, предопределяющие выбор форм и методов обучения, обусловливающие профессиональное становление будущих специалистов [1]. Авторы придерживаются следующего определения: «Педагогические условия - это взаимосвязанная совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач». К педагогическим относятся те условия, которые сознательно создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов. Опираясь на вышесказанное, выделяем две группы условий, которые во взаимодействии способствуют эффективной профессиональной подготовке: общие и частные. К числу общих педагогических условий, способствующих эффективной подготовке социальных работников относятся: организация образовательного процесса как последовательной целенаправленной системы; его непрерывность; реализация учебного процесса на основе диалогического, контекстного, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов; формирование и развитие глубокой гуманистической направленности личности; осознание актуальности, приоритетности и необходимости профессиональной подготовки будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности; готовность самостоятельно использовать методики и технологии при выполнении этой деятельности; наличие сформировавшейся рефлексивной позиции у будущих социальных работников; необходимость контроля результатов на разных этапах обучения, методологическое, организационно-управленческое, материально-техническое, методическое и кадровое обеспечение процесса профессиональной подготовки. На базе выделенных общих условий реализуется группа частных условий, которые отражают особенности педагогического процесса формирования готовности будущих социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. К данным условиям относятся: ориентация на специфику деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ при осуществлении профессиональной подготовки будущих социальных работников; раскрытие ценностного содержания деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ; разработка модели подготовки социальных работников к деятельности в социум по интеграции детей с ОВЗ; обеспечение особой субъектной позиции будущего социального работника в учебно-профессиональной деятельности, поскольку в данном случае интенсифицируется интериоризация ценностей деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, стимулируется самовоспитание и саморазвитие; создание такой образовательной среды, в которой формирование готовности студентов приближено к профессиональной деятельности путем рационального сочетания подготовки в условиях учебного заведения и практики в различных организациях и службах города и области, осуществляющих помощь в интеграции; моделирование специальных условий ценностных отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности преподавателей и студентов путем разработки программы работы с родителями детей с ОВЗ в процессе производственной практики; создание специфических благоприятных условий мотивационного характера для актуализации и закрепления профессиональных навыков работы с детьми с ОВЗ, в частности, с помощью участия студентов в волонтерской деятельности. Важным условием эффективного обучения социальной работы с детьми с ОВЗ является разработка спецкурса «Основы интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья», а также обогащение программ читаемых курсов «Теория социальной работы», «История социальной работы», «Семьеведение», «Технологии социальной работы», включение в их содержание знаний из области социальной работы с детьми с ОВЗ. Кроме того, организовывались «Круглые столы» с преподавателями и социальными работниками-практиками, которые непосредственно работают с детьми с ОВЗ, на которых обсуждались специфика работы с такими детьми, проблемы их интеграции в социум; выездные школы-семинары, проводимые на базе социальных служб. Организация образовательного процесса, при которой в содержании профессиональных и элективных дисциплин выделяется система профессионально-гуманистических ценностей социальной работы с детьми с ОВЗ, являющихся предметом осмысления, а студенты становятся субъектами учебно-профессиональной деятельности, связанной с принятием и усвоением этих ценностей, является необходимым условием формирования всех компонентов. Выявленные педагогические условия в процессе профессиональной подготовки будущих социальных работников реализуются следующим образом. В процессе подготовки социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ авторы придерживались диалогического, контекстного, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов. Согласно личностно-деятельностному подходу, студент выступает как субъект учебно-профессиональной деятельности, реализующий в ней свои творческие возможности и гуманистическую сущность. Центральным моментом в самоопределении будущего социального работника является выработка позиции, которая проявляется в мотивационно-ценностном отношении к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. Именно в становлении деятельности гуманистической сущности социального работника состоит реализация данного подхода. Диалогический подход нашел свое выражение в разработке методики проведении учебных занятий, основу которой составила система форм учебно-профессионального сотрудничества преподавателей и студентов. Специфика данного подхода заключается в развитии способности у студентов к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю). Общепрофессиональное развитие будущего социального работника связано с реализацией индивидуально-творческого подхода, суть которого заключается в создании условий для самореализации личности студента. Реализация этого подхода должна быть направлена на развитие творческой индивидуальности будущего социального работника. Важнейшим показателем развития творческой индивидуальности является ориентация на творчество в труде. С помощью контекстного подхода моделируется предметное и социальное содержание усваиваемой профессиональной деятельности, включается весь потенциал активности студента от уровня индивидуального восприятия до уровня социальной активности по принятию совместных решений. Усвоение знаний студентами осуществляется в контексте разрешения ими будущих профессиональных ситуаций, представленных в дидактики обработанной модельной форме, что обеспечивает условия формирования не только познавательной, но и профессиональной мотивации, постепенной трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста [2, 4, 7]. Ориентация на специфику деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ при осуществлении профессиональной подготовки будущих социальных работников, основу которой составили социальная модель инвалидности и гендерный подход к проблеме инвалидности. Социальный работник должен воспринимать ребенка с ОВЗ не как больного, а как ребенка с нарушениями или особыми нуждами. Их состояние в большей степени обусловлено ощущением собственной неполноценности и конкретной ситуацией - окружающей средой и людьми, чем физическими отклонениями. Гендерный подход в работе с людьми с ограниченными возможностями предполагает, что им - мужчине или женщине - в связи с физическими или психическим ограничениями жизнедеятельности трудно реализовать нормы и ценности, соответствующе общепринятому восприятию относительно моделей мужского и женского поведения. В процессе интеграции инвалидов в современное общество необходимо учитывать гендерные различия, что в целом, способствует более успешному осуществлению этого процесса. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады «знания - умения - навыки» путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей: знания - умения - навыки - опыт деятельности [3]. Практика в учреждениях социальной защиты, в реабилитационных учреждениях для детей-инвалидов, в интернатах способствует более раннему осмыслению студентами цели и задач деятельности по интеграции детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; дает возможность ознакомиться с различного типа медико-социальными службами и учреждениями; способствует стимулированию развития профессионально важных личностных качеств, необходимых для деятельности с детьми с ОВЗ. В процессе производственной практики студентами совместно с преподавателем были разработаны программы работы с родителями детей с ОВЗ, которые ставили следующие задачи: расширение и углубление медицинских, педагогических, психологических знаний родителей детей с ОВЗ; выработка умений использовать полученные знания в практике социальной интеграции в социум детей с ОВЗ; вовлечение родителей в активную работу по интеграции своих детей в микросоциуме. Проанализировав методы и пути исследования эффективности профессиональной подготовки студентов, направленной на формирование готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, авторы провели формирующий эксперимент. Целью эксперимента явилось определение эффективности предлагаемой технологии формирования профессиональной готовности будущих специалистов к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. В апробации и внедрении модели обучения приняло участие 128 человек. В экспериментальной группе реализовывались разработанные педагогические условия, направленные на формирование готовности студентов - будущих социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. Реализация названных выше педагогических условий нашла выражение через следующие компоненты готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ: мотивационно-ценностного, заключающегося в осмыслении ценностей профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ, осмысление ценности профессионального самосовершенствования; когниивного, включающего осознание и личностное принятие значимости знаний по теории, истории социальной работы, технологии социальной работы с детьми с ОВЗ; операционально-деятельностного, проявляющегося через внешние наблюдаемые умения: коммуникативные, организаторские, конструктивные, гностические; эмоционально-волевого, проявляющегося через положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности, увлеченность работой и мобилизацию себя на достижение поставленной цели. Качественный анализ полученных данных свидетельствует об устойчивой динамике готовности будущих социальных работников в условиях опытно-экспериментальной работы. Таблица 1 Результаты исследования сформированности готовности студентов к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ за период опытно-экспериментальной работы Компоненты готовности Констатирующий срез Срез после эксперимента Уровни Уровни Полная готовность Средняя готовность Минимальная готовность Недопустимый Полная готовность Средняя готовность Минимальная готовность Недопустимый Мотивационно-ценностный 3,5% 14,7% 45,3% 36,5% 31,8% 52,3% 16,9% - Когнитивный 1,2% 16,7% 41,1% 41% 34,6% 57,2% 8,2% - Операционально-деятельностный - 10,4% 42,3% 47,3% 32,9% 51,4% 17,7% - Эмоционально-волевой - 16,7% 42,8% 40,5% 28,5% 53,9% 11,6% - Изменения в мотивационно-ценностном компоненте готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ связаны с тем, что в содержание изучаемых дисциплин были введены отдельные темы, касающиеся гуманистического смысла и ценностей социальной работы с детьми-инвалидами. Что касается эмоционально-волевого компонента готовности, можно отметить, что повысилась привлекательность таких сторон будущей профессиональной деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, как возможность общения с родителями и детьми, привлекло высокое эмоциональное и интеллектуальное напряжение. Возможность видеть результаты своего труда стала привлекательной для 37% студентов экспериментальной группы. Значительные изменения претерпел и когнитивный компонент этой готовности: возросла ценность профессиональных знаний основ теории и методики деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, ценность профессиональных знаний социально-педагогических технологий, повысилась целеустремленность в овладении ими. Произошли изменения в операционально-деятельностном компоненте готовности к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ. Используя возможности самостоятельных заданий на практике, студенты приобрели умения моделировать ситуации с учетом данных диагностики детей с ОВЗ, сотрудничать с родителями и детьми, изучать ребенка во взаимоотношениях с социумом, проводить культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Усилилось их внимание к творческой направленности личности социального работника, стало высоко оцениваться владение психолого-педагогическими, специальными знаниями, профессиональным умениями, мастерство социально-педагогического взаимодействия. До начала опытно-экспериментальной работы на высоком уровне сформированности операционально-деятельностной готовности не было ни одного студента экспериментальной группы, после - 32,9%. Опытно-экспериментальная работа показала, что совокупность педагогических условий общего и частного характера способствует эффективной профессиональной подготовке социальных работников к деятельности по интеграции в социум детей с ОВЗ, создает возможность охватить в единой системе целостный процесс профессиональной подготовки социальных работников. Выводы и основные положения, накопленный в ходе исследования эмпирический материал, могут быть использованы в работе органов социальной защиты населения, специализированных школах, домах-интернатах для детей-инвалидов, реабилитационных центрах для детей и подростков с ОВЗ, институтах повышения квалификации, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
×

Об авторах

Ирина Александровна Солодовникова

ФГБОУ ВПО Ульяновский ГУ

Email: ped@sv.uven.ru
доцент кафедры «Педагогика профессионального образования и социальной деятельности» 432017, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42

Список литературы

  1. Бочарникова, Н. А. Педагогические условия формирования профессиональной культуры у будущего социального работника // Фундаментальные исследования. - 2011. - №12-4. - С. 738-741.
  2. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс] : монография / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9064 (дата обращения: 21.01.2015).
  3. Карюкина, О. А. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/11/16/praktiko-orientirovannyy-podkhod-v-podgotovke (дата обращения: 25.01.2015)
  4. Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе [Электронный ресурс] : монография. - М. : Логос, 2012. - 448 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13012 (дата обращения: 22.01.2015).
  5. Соболева, Е. В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Образование. Педагогические науки. - Вып. 2. - Т. 5. - 2013. - С.129-134.
  6. Солодовникова, И. А. Проблемы гендерных различий людей с ограниченными возможностями / И. А. Солодовникова, Е. Н. Львова // Сибирский педагогический журнал. - №13. - 2007. - С.335-345.
  7. Шмелева, Н. Б. Личность - профессионализм - деятельность в социальной сфере. - 2-е изд., доп. - Ульяновск : УлГУ, 2007. - 340 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Солодовникова И.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.