ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - повышение эффективности регионального кластерного взаимодействия путём обеспечения профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. Глобальная информатизация обуславливает актуальность расширения применения систем автоматизированной обработки данных, информационно-поисковых систем, средств телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Это обуславливает рост потребности в кадрах, осуществляющих техническое и программное обслуживание вычислительно техники и компьютерных сетей, владеющих методами и средствами рациональной обработки информации во всех областях профессиональной деятельности. Современная организация общества строится на разрушающемся каркасе прежних форм социокультурных взаимодействий, которые были структурированы через соответствующие социальные институты, выстроенные в большинстве своем вертикально. В связи с возрастанием потребностей в специалистах профессиональной направленности государственная политика модернизации российского образования нацелена на опережающее развитие профессионального образования. Такой характер нового формирующегося порядка взаимодействия в современной социокультурной среде реализуется посредством использования нового метода, базирующегося на понятии «кластеризация», которое в самом общем виде отражает множественные аспекты современной сетевой коммуникативной практики. «Кластеры» выступают «ячейкой» структуры сетевого коммуникативного пространства. В современной профессиональной педагогике довольно часто используется дефиниции «образовательный кластер», подчеркивая принадлежность феномена к образовательной среде, и «региональный кластер», делая акцент на региональной специфике. Наиболее характерной чертой внедрения практики кластеризации в образовательной сфере является привлечение всех заинтересованных сторон к повышению эффективности обучения и конкурентоспособности профессиональной подготовки кадров. Примером такой практики может служить практика активного привлечения в рамках кластеров к разработке и реализации образовательной стратегии учебных заведений профессиональных объединений работодателей, торговопромышленных палат, профсоюзов, других институтов гражданского общества. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования.

Полный текст

Рост конкуренции и ускорение научно-технического прогресса, необходимость использования его достижений в производстве требуют продолжения качественного нового повышения профессиональной квалификации и образованности работников, более тесной интеграции профессионального образования с производством. Но характер профессиональной квалификации и образованность молодых специалистов должны иметь иной характер в экономике знаний, что обуславливает цель исследования - повышение эффективности регионального кластерного взаимодействия путём обеспечения профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. Глобальная информатизация объясняет актуальность расширения применения систем автоматизированной обработки данных, информационно-поисковых систем, средств телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Резко сокращается сфера труда, требующая низкой квалификации, уменьшается число собственно производственных рабочих. Основной категорией работников становится персонал, занимающийся монтажом и наладкой систем автоматизации технологических процессов, гибких производственных систем и робототехнических комплексов, а так же непосредственным управлением этим системами. В качестве определяющего фактора производства выступает технологическая культура, требующая высокой дисциплинированности в работе, обеспечения контроля над производством, грамотного использования оборудования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» формулируются новые «вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу». Среди таких называются: усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систем национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала; ожидание новой волны технологических изменений; возрастание человеческого капитала как основного фактора экономического развития [1]. В этой связи, исходя из цели исследования, появляются новые задачи в образовательной сфере, а именно: систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; непрерывность образования в течение всей жизни человека; подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и наукоемких технологий; привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения рынка труда; интеграция образования с производством. Современная организация общества строится на разрушающемся каркасе прежних форм социокультурных взаимодействий, которые были структурированы через соответствующие социальные институты, выстроенные в большинстве своем вертикально. В связи с возрастанием потребностей в специалистах профессиональной направленности государственная политика модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности данного образования, в обеспечении развития экономики и общества в целом [2, 3]. Для приведения в соответствие требований производства и содержания профессионального образования введены в действие Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Ведется работа по дальнейшей модернизации профессионального образования и характера его взаимодействия с производством. Характеризуя сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать одним из существенных моментов такой трансформации - переход учебных заведений из состояния преимущественно «вертикального» их включения в отраслевые структуры, социально-экономические комплексы к включению в «горизонтальные» структуры, целью которых является, прежде всего, реализация задач экономического и социального развития региона [4]. В рамках исследуемой проблематики, профессиональное образование рассматривается как суперинструментальная система, которая обеспечивает достижение целей не только специфично образовательных, но и целей связанных с развитием региональных комплексов, когда профессиональное образование выступает в качестве средства организации. Это предполагает целенаправленную консолидацию деятельности образовательных организаций с государственными предприятиями, бизнес-структурами, общественными и иными организациями в рамках выдвигаемых социально-экономических, социокультурных проектов и программ развития региона. К созданию на этой базе современных региональных систем профессионального образования предъявляются следующие требования, исходя из основных задач регионализации: ориентация на потребности личности в собственном культурном и профессиональном развитии, детерминированные условиями региональной экономической среды и спросом на региональном рынке труда на определенные категории работников; формирование единого профессионального образовательного пространства региона с учетом конкретных особенностей региона (демографических, социальных, экономических) при организации деятельности системы профессионального образования; определение сфер, направлений деятельности профессионального образования как активного фактора развития региона на основе учёта природных, географических, экономических, исторических, культурных особенностей, национальных, этнических традиций региона. К этому следует добавить, что значительно меняется социокультурная ситуация. Вектор этих изменений направлен в сторону становления единого глобального мирового пространства, которое базируется на информационно-коммуникативных технологиях, глобальном сетевом взаимодействии. Прежние формы социокультурной интеграции «индустриального» общества в современных «постиндустриальных» условиях гибкости и подвижности индивидуальных и групповых взаимодействий реструктурируются на основе принципов сетевой интеграции. Такой характер нового формирующегося порядка взаимодействия в современной социокультурной среде получил наименование «кластеризация». Это понятие в самом общем виде отражает множественные аспекты современной сетевой коммуникативной практики. «Кластеры» выступают «ячейкой» структуры сетевого коммуникативного пространства. Кластеризация стала впервые изучаться в экономике с целью повышения конкурентоспособности благодаря исследованиям М. Потера, который определял «кластер» как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5]. В современной профессиональной педагогике довольно часто используется дефиниции «образовательный кластер», подчеркивая принадлежность феномена к образовательной среде, и «региональный кластер», делая акцент на региональной специфике. Кластеризация предполагает реализацию различных методов индивидуальной социокультурной ориентации через участие в соответствующих коммуникативно-деятельностных группах, объединенных идеей общего проекта, каждая из которых входит в идентификационную систему конкретного [6]. Необходимо так же учитывать её проектную составляющую, а именно, кратковременность и ситуативность формирующихся моделей взаимодействия, происходящих по поводу конкретных общих проектов. Исходя из этого, «кластерное сообщество» рассматривается как вид социокультурной интеграции, в котором картина мира конструируется из «опыта множественной коллективной и индивидуальной коммуникации в рамках единого коммуникативного поля сетевой среды, предполагающем подвижность и множественность включенности и идентичности участников, презентующих свои разнообразные социокультурные ориентации» [7]. Наиболее характерной чертой внедрения практики кластеризации в образовательной сфере является привлечение всех заинтересованных сторон к повышению эффективности обучения и конкурентоспособности профессиональной подготовки кадров. Примером такой практики может служить практика активного привлечения в рамках кластеров к разработке и реализации образовательной стратегии учебных заведений профессиональных объединений работодателей, торговопромышленных палат, профсоюзов, других институтов гражданского общества. Для проведения опытно-экспериментальной проверки были выбраны критерии, которые наиболее полно охватывают существующие характеристики исследуемого феномена, а именно: общеобразовательные, системно-деятельностные и критерии совершенствования деятельности подготовленных кадров. Выделенные критерии определили систему показателей и диагностические средства, с помощью которых осуществлялось получение данных, необходимых для их характеристики. Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию Пирсона. Если различия в условиях исследуемых критериев на начало и конец эксперимента существенны, т.е. набл критер при уровне значимости 5%, это не может быть объяснено случайными причинами. Полученные данные в экспериментальных группах с вероятностью 0,05 доказывают преимущество альтернативной гипотезы над нулевой. Следовательно, мы можем отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную, что позволяет сделать вывод о том, что эксперимент подтвердил правильность выдвигаемых предположений об эффективности использования кластеризации в профессиональном образовании. Таким образом, система профессионального образования в современных условиях смены типов культур и экономического развития призвана принять участие в решении проблемы перехода общества к новой модели развития общества. В этой модели ведущим законом становится закон опережающего развития качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования. В заключении следует отметить, что современная социокультурная организация общества, её тенденции, перспективы развития и задачи, присущие российскому профессиональному образованию на предстоящем историческом этапе, довольно разнообразны по направлениям и масштабности. Однако можно выделить наиболее значимые из них: 1) системные явления, которые пронизывают всю систему образования в целом и профессионального образования в частности. Они предусматривают как долговременные и определяющие характер функционирования среднего профессионального образования как общественного института. К таким относятся: перманентная модернизация, глобализация, конкуренция, гуманизация, непрерывность, регионализация, горизонтальная и вертикальная диверсификация, интеграция и кластеризация внутри системы и с другими общественными институтами; 2) позиционные явления: возрастание роли профессионального образования в обществе, приобретающем черты информационного и сетевого, институализация профессионального образования в региональной социо-экономической системе; 3) организационно-финансовые и правовые явления, связанные с профессиональным образованием: изменение законодательной и нормативно-правовой базы, договорные отношения со всеми субъектами образования и производства, приведение в соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда, увеличение затрат на образование, увеличение числа образовательных организаций и партнерств; 4) содержательные и организационно-педагогические явления: стандартизация профессионального образования, интеграция в нем общегуманитарной и профессиональной подготовки, фундаметализация профессионального образования, приведение в соответствие содержания профессионального образования запросам современного общества, производства, работодателям, укрепление связей обучения с производством, внедрение методов, усиливающих интеграцию с бизнес-структурами. В современном обществе «экономика знаний», «человеческий капитал», «конкуренция», «регионализация», «кластер» являются теми понятиями, которые позволяют объяснить современные технологические, коммуникативные процессы, а так же проследить их взаимосвязь с развивающимся вместе с ними профессиональным образованием.
×

Об авторах

Юлия Дмитриевна Ермакова

ФГБОУ ВПО Самарский ГЭУ

Email: ermjul@yandex.ru
канд. пед. наук, доцент кафедры «Иностранные языки» 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141

Список литературы

  1. Привалова, Г. Ф. Приоритеты развития профессионального мастерства как средства развития творческого потенциала педагога : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Привалова Галина Федоровна. - Екатеринбург, 2008. - 221 с.
  2. Алигаджиева, А. Р. Инновационные тенденции в развитии современного образования // Россия и Европа: связь культуры и экономики : мат. XI Международной научно-практической конференции : в 2 ч. ; под ред. Н. В. Уварина. - Прага, 2015. - С. 20-24.
  3. Сурова, Е. Э. К вопросу о границах и принципах современного социокультурного сообщества // Культурные трансформации в информационном обществе. - М., 2006. - С.156-185.
  4. Кластерный принцип конструирования современной культурной реальности: дис. … канд. филос. наук : 09.00.04 / Черных Олег Николаевич. - СПб., 2011. - 211 с.
  5. Рискова, Е. С. Совершенствование системы управления внутрикластерных взаимодействий / Е. С. Рискова, Н. Ю. Дуракова, М. И. Павлова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №12-14. - С. 431-434
  6. Мясникова, Л. Экономический кризис и парадигма нового времени // Свободная мысль. - 2012. - №7-8 (1634). - С. 166-179.
  7. Плотникова, Н. Ф. О формировании критического мышления студентов в вузах в условиях командной формы обучении организации // Образование и саморазвитие. - 2015. - №1 (43). - С. 126-132.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ермакова Ю.Д., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.