TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF THE CLUSTER ORGANIZATION OF SOCIETY


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the study is improving the efficiency of the regional cluster com-interaction by providing vocational training in modern socio-economic conditions. Global informatization determines the relevance of the increased use of automated data processing, information retrieval systems, telecommunication access to information resources. This causes the growth of the needs for personnel performing hardware and software maintenance of computer technology and computer networks, which owns the methods and means of information rational processing in all areas of professional activity. Modern society is built on the crumbling skeleton of the old forms of social and cultural interactions that were structured through the relevant social institutions, built mostly vertically. In connection with the increasing needs in the professional orientation of the state policy of modernization of Russian education aimed at advancing the development of professional education. Such is the nature of the new emerging order of interaction in the modern socio-cultural environment is implemented through the use of a new method, based on the concept of «clustering», which in General reflects multiple aspects of modern network communication practice. «Clusters» are the «cell» structure of the network of communicative space. In modern professional pedagogy frequently used definitions of «educational cluster», emphasizing the identity of the phenomenon to the educational environment, and «regional cluster», with an emphasis on regional specifics. The most characteristic feature of clustering practice introduction in the education sector is the involvement of all stakeholders to improve training efficiency and competitiveness of professional training. An example of this practice can serve as a practice of active involvement within the clusters to develop and implement educational strategies educational institutions, professional associations, employers, chambers of Commerce, trade unions, other civil society institutions. The main goal of modern advanced education is becoming a culture of personality in combination with its non-linear synergistic style of thinking familiar with the methodology of crushing wave of the future development, which is formed based on a new synergetic paradigm in fundamental education.

Full Text

Рост конкуренции и ускорение научно-технического прогресса, необходимость использования его достижений в производстве требуют продолжения качественного нового повышения профессиональной квалификации и образованности работников, более тесной интеграции профессионального образования с производством. Но характер профессиональной квалификации и образованность молодых специалистов должны иметь иной характер в экономике знаний, что обуславливает цель исследования - повышение эффективности регионального кластерного взаимодействия путём обеспечения профессиональной подготовки кадров в современных социально-экономических условиях. Глобальная информатизация объясняет актуальность расширения применения систем автоматизированной обработки данных, информационно-поисковых систем, средств телекоммуникационного доступа к информационным ресурсам. Резко сокращается сфера труда, требующая низкой квалификации, уменьшается число собственно производственных рабочих. Основной категорией работников становится персонал, занимающийся монтажом и наладкой систем автоматизации технологических процессов, гибких производственных систем и робототехнических комплексов, а так же непосредственным управлением этим системами. В качестве определяющего фактора производства выступает технологическая культура, требующая высокой дисциплинированности в работе, обеспечения контроля над производством, грамотного использования оборудования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» формулируются новые «вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу». Среди таких называются: усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и систем национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого капитала; ожидание новой волны технологических изменений; возрастание человеческого капитала как основного фактора экономического развития [1]. В этой связи, исходя из цели исследования, появляются новые задачи в образовательной сфере, а именно: систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; непрерывность образования в течение всей жизни человека; подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и наукоемких технологий; привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения рынка труда; интеграция образования с производством. Современная организация общества строится на разрушающемся каркасе прежних форм социокультурных взаимодействий, которые были структурированы через соответствующие социальные институты, выстроенные в большинстве своем вертикально. В связи с возрастанием потребностей в специалистах профессиональной направленности государственная политика модернизации российского образования предусматривает опережающее развитие профессионального образования. На общегосударственном уровне заявлено о приоритетности данного образования, в обеспечении развития экономики и общества в целом [2, 3]. Для приведения в соответствие требований производства и содержания профессионального образования введены в действие Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Ведется работа по дальнейшей модернизации профессионального образования и характера его взаимодействия с производством. Характеризуя сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать одним из существенных моментов такой трансформации - переход учебных заведений из состояния преимущественно «вертикального» их включения в отраслевые структуры, социально-экономические комплексы к включению в «горизонтальные» структуры, целью которых является, прежде всего, реализация задач экономического и социального развития региона [4]. В рамках исследуемой проблематики, профессиональное образование рассматривается как суперинструментальная система, которая обеспечивает достижение целей не только специфично образовательных, но и целей связанных с развитием региональных комплексов, когда профессиональное образование выступает в качестве средства организации. Это предполагает целенаправленную консолидацию деятельности образовательных организаций с государственными предприятиями, бизнес-структурами, общественными и иными организациями в рамках выдвигаемых социально-экономических, социокультурных проектов и программ развития региона. К созданию на этой базе современных региональных систем профессионального образования предъявляются следующие требования, исходя из основных задач регионализации: ориентация на потребности личности в собственном культурном и профессиональном развитии, детерминированные условиями региональной экономической среды и спросом на региональном рынке труда на определенные категории работников; формирование единого профессионального образовательного пространства региона с учетом конкретных особенностей региона (демографических, социальных, экономических) при организации деятельности системы профессионального образования; определение сфер, направлений деятельности профессионального образования как активного фактора развития региона на основе учёта природных, географических, экономических, исторических, культурных особенностей, национальных, этнических традиций региона. К этому следует добавить, что значительно меняется социокультурная ситуация. Вектор этих изменений направлен в сторону становления единого глобального мирового пространства, которое базируется на информационно-коммуникативных технологиях, глобальном сетевом взаимодействии. Прежние формы социокультурной интеграции «индустриального» общества в современных «постиндустриальных» условиях гибкости и подвижности индивидуальных и групповых взаимодействий реструктурируются на основе принципов сетевой интеграции. Такой характер нового формирующегося порядка взаимодействия в современной социокультурной среде получил наименование «кластеризация». Это понятие в самом общем виде отражает множественные аспекты современной сетевой коммуникативной практики. «Кластеры» выступают «ячейкой» структуры сетевого коммуникативного пространства. Кластеризация стала впервые изучаться в экономике с целью повышения конкурентоспособности благодаря исследованиям М. Потера, который определял «кластер» как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5]. В современной профессиональной педагогике довольно часто используется дефиниции «образовательный кластер», подчеркивая принадлежность феномена к образовательной среде, и «региональный кластер», делая акцент на региональной специфике. Кластеризация предполагает реализацию различных методов индивидуальной социокультурной ориентации через участие в соответствующих коммуникативно-деятельностных группах, объединенных идеей общего проекта, каждая из которых входит в идентификационную систему конкретного [6]. Необходимо так же учитывать её проектную составляющую, а именно, кратковременность и ситуативность формирующихся моделей взаимодействия, происходящих по поводу конкретных общих проектов. Исходя из этого, «кластерное сообщество» рассматривается как вид социокультурной интеграции, в котором картина мира конструируется из «опыта множественной коллективной и индивидуальной коммуникации в рамках единого коммуникативного поля сетевой среды, предполагающем подвижность и множественность включенности и идентичности участников, презентующих свои разнообразные социокультурные ориентации» [7]. Наиболее характерной чертой внедрения практики кластеризации в образовательной сфере является привлечение всех заинтересованных сторон к повышению эффективности обучения и конкурентоспособности профессиональной подготовки кадров. Примером такой практики может служить практика активного привлечения в рамках кластеров к разработке и реализации образовательной стратегии учебных заведений профессиональных объединений работодателей, торговопромышленных палат, профсоюзов, других институтов гражданского общества. Для проведения опытно-экспериментальной проверки были выбраны критерии, которые наиболее полно охватывают существующие характеристики исследуемого феномена, а именно: общеобразовательные, системно-деятельностные и критерии совершенствования деятельности подготовленных кадров. Выделенные критерии определили систему показателей и диагностические средства, с помощью которых осуществлялось получение данных, необходимых для их характеристики. Достоверность полученных данных экспериментальной работы проверялась по критерию Пирсона. Если различия в условиях исследуемых критериев на начало и конец эксперимента существенны, т.е. набл критер при уровне значимости 5%, это не может быть объяснено случайными причинами. Полученные данные в экспериментальных группах с вероятностью 0,05 доказывают преимущество альтернативной гипотезы над нулевой. Следовательно, мы можем отклонить нулевую гипотезу и принять альтернативную, что позволяет сделать вывод о том, что эксперимент подтвердил правильность выдвигаемых предположений об эффективности использования кластеризации в профессиональном образовании. Таким образом, система профессионального образования в современных условиях смены типов культур и экономического развития призвана принять участие в решении проблемы перехода общества к новой модели развития общества. В этой модели ведущим законом становится закон опережающего развития качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. Главной целью современного опережающего образования становится культура личности в сочетании с её нелинейным синергетическим стилем мышления, владеющей методологией циклично-волнового освоения будущего, которая формируется, опираясь на новую синергетическую парадигму фундаментальности образования. В заключении следует отметить, что современная социокультурная организация общества, её тенденции, перспективы развития и задачи, присущие российскому профессиональному образованию на предстоящем историческом этапе, довольно разнообразны по направлениям и масштабности. Однако можно выделить наиболее значимые из них: 1) системные явления, которые пронизывают всю систему образования в целом и профессионального образования в частности. Они предусматривают как долговременные и определяющие характер функционирования среднего профессионального образования как общественного института. К таким относятся: перманентная модернизация, глобализация, конкуренция, гуманизация, непрерывность, регионализация, горизонтальная и вертикальная диверсификация, интеграция и кластеризация внутри системы и с другими общественными институтами; 2) позиционные явления: возрастание роли профессионального образования в обществе, приобретающем черты информационного и сетевого, институализация профессионального образования в региональной социо-экономической системе; 3) организационно-финансовые и правовые явления, связанные с профессиональным образованием: изменение законодательной и нормативно-правовой базы, договорные отношения со всеми субъектами образования и производства, приведение в соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда, увеличение затрат на образование, увеличение числа образовательных организаций и партнерств; 4) содержательные и организационно-педагогические явления: стандартизация профессионального образования, интеграция в нем общегуманитарной и профессиональной подготовки, фундаметализация профессионального образования, приведение в соответствие содержания профессионального образования запросам современного общества, производства, работодателям, укрепление связей обучения с производством, внедрение методов, усиливающих интеграцию с бизнес-структурами. В современном обществе «экономика знаний», «человеческий капитал», «конкуренция», «регионализация», «кластер» являются теми понятиями, которые позволяют объяснить современные технологические, коммуникативные процессы, а так же проследить их взаимосвязь с развивающимся вместе с ними профессиональным образованием.
×

About the authors

Ju D Yermakova

FSBEI HVE Samara SEU

Email: ermjul@yandex.ru
cand. of ped. sciences, associate professor of the department «Foreign languages» 443090, Samara, Soviet Army, 141str

References

  1. Привалова, Г. Ф. Приоритеты развития профессионального мастерства как средства развития творческого потенциала педагога : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Привалова Галина Федоровна. - Екатеринбург, 2008. - 221 с.
  2. Алигаджиева, А. Р. Инновационные тенденции в развитии современного образования // Россия и Европа: связь культуры и экономики : мат. XI Международной научно-практической конференции : в 2 ч. ; под ред. Н. В. Уварина. - Прага, 2015. - С. 20-24.
  3. Сурова, Е. Э. К вопросу о границах и принципах современного социокультурного сообщества // Культурные трансформации в информационном обществе. - М., 2006. - С.156-185.
  4. Кластерный принцип конструирования современной культурной реальности: дис. … канд. филос. наук : 09.00.04 / Черных Олег Николаевич. - СПб., 2011. - 211 с.
  5. Рискова, Е. С. Совершенствование системы управления внутрикластерных взаимодействий / Е. С. Рискова, Н. Ю. Дуракова, М. И. Павлова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №12-14. - С. 431-434
  6. Мясникова, Л. Экономический кризис и парадигма нового времени // Свободная мысль. - 2012. - №7-8 (1634). - С. 166-179.
  7. Плотникова, Н. Ф. О формировании критического мышления студентов в вузах в условиях командной формы обучении организации // Образование и саморазвитие. - 2015. - №1 (43). - С. 126-132.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Yermakova J.D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies