НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ

  • Авторы: Косырев В.П.1, Макарова М.П.2
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина»
    2. ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»
  • Выпуск: № 2 (2013)
  • Страницы: 111-115
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://bulletin.ssaa.ru/1997-3225/article/view/23129
  • ID: 23129

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены некоторые аспекты научно-методического обеспечения, обоснования состава компетенции, дана технология разработки карты компетентности в учебном процессе подготовки бакалавров. Приведен образец заполнения карты компетентности на примере дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Полный текст

Проведенный анализ федеральных государственных стандартов образования третьего поколения ФГОС ВПО обозначил новые задачи в разработке научно-методического обеспечения организации эффективного управления учебно-воспитательным процессом и качеством подготовки бакалавров. Цель данного исследования – научно-методическое обеспечение организации учебного процесса подготовки бакалавров. Задачи исследования: 1) изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; 2) разработать методический инструментарий, аккумулирующий информацию о технологиях формирования и средствах оценки сформированности компетенций у студентов. Принципиально новым явлением становится разработка научно-методического обеспечения разработки образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе. Анализ научных исследований в этой области показывает, что решение проблемы состава и отбора компетентностей в теории и практике профессионального образования решалась неоднозначно. Основания, по которым осуществлялось структурирование компетентностей, у большинства авторов различное, так как они ориентируются на разные научные школы и парадигмы образования. Для определения состава и структуры компетентностей была избрана научная концепция развития теории структуры содержания образования В. С. Леднева «Структура содержания образования определяется двумя основными системными детерминантами – структурой деятельности и структурой объекта изучения» [5]. В проводимом исследовании в качестве первой детерминанты выступает профессиональная деятельность бакалавров, а в качестве второй детерминанты – формируемые компетенции, представленные в основной образовательной программе (ООП) подготовки бакалавров. Для формирования профессиональной компетентности выбрана технология сквозного поэтапного ее становления и развития в процессе обучения в вузе, обоснованная и апробированная в исследованиях [3, 4, 5]. Основная образовательная программа – это комплексный документ регламентирующий организацию учебно-воспитательного процесса в вузе. Федеральным государственным стандартом третьего поколения (ФГОС-3) (пункт 7.1) образовательным учреждениям регламентирована самостоятельная разработка и утверждение ООП подготовки бакалавра. Согласно ФГОС ВПО ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Одним из основополагающих элементов методического обеспечения компетентностного подхода к организации учебного процесса является рабочая программа дисциплины (модуля). Рабочая программа – это базовый учебно-методический документ, который полно и детально раскрывает компоненты программы освоения учебного материала, соответствующей стандарту и учитывающей специфику подготовки студентов по избранному направлению (профилю). До настоящего времени при разработке рабочих программ по дисциплинам, в соответствии со стандартом второго поколения (ГОС ВПО), когнитивная составляющая была представлена обобщенной характеристикой: что должен знать и уметь выпускник вуза. Стандартом третьего поколения (ФГОС ВПО) впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженным на языке компетенций, в связи с этим результаты образовательной деятельности вуза предусмотрено описывать на языке компетенций. Для этого при разработке ООП преподаватель должен провести научно-методический анализ по следующим пунктам стандарта: – рассмотреть профессиональную деятельность, которая должна быть реализована в рамках образовательного процесса; – из множества вариантов общекультурных и профессиональных компетенций выбрать именно те, которые можно сформировать на данном предмете; – по содержанию структуры основной образовательной программы (далее ООП) для базовых дисциплин выбрать показатели, которые обязательно должны быть отражены в рабочих программах дисциплины. Программа учебной дисциплины включает следующие обязательные структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку (цели, задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, темы смежных дисциплин и т.д.); содержание учебного материала программы; учебно-методическое обеспечение программы; тематический план изучения дисциплины; учебно-методические карты лекций, практических и лабораторных занятий; перечень вопросов промежуточной аттестации и итогового контроля по дисциплине; лист дополнений и изменений в рабочей программе. Данный нормативный документ по своему объему, а это не менее 25 страниц, при всей его информативности не обеспечивает в полной мере возможность именно оперативного получения студентами информации о данной дисциплине. Из этого следует, что нужен такой инструмент, который позволит решить данную задачу в соответствии с требованием пункта 8.1. ФГОС ВПО: «Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом…» [10]. Изучение опыта проектирования основных образовательных программ [1, 2, 3, 4, 7, 9] показывает, что идея паспортизации компетенций (а, именно, разработки карты компетентности) весьма эффективна. Разработанная документация (карты компетентности) не нарушает системности и профессиональную направленность основных образовательных программ и позволяет получить ответы на важные методические вопросы. – С помощью каких образовательных программ (разделов программ или модулей) можно формировать каждую компетенцию в учебном процессе вуза? – Какова содержательная характеристика конкретной компетенции, её место и значимость в образовательном процессе? – По каким признакам можно определить проявление сформированной компетенции? – Какие уровни сформированности компетенции должен продемонстрировать студент, чтобы подтвердить свою готовность и способность к профессиональной деятельности? – С помощью каких оценочных средств можно определить уровень сформированности конкретной компетенции у студентов вуза? При разработке карты компетентности за основу были взяты рекомендации Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и координационного совета учебно-методических объединений (Р. Н. Азарова и Н. М. Золотарева) [1]. В соответствие с которыми, карта компетентности представляет собой совокупность основных характеристик компетенции (структура, методы формирования и оценки), представленная в наглядном структурированном виде. По сути – это матрица рабочей программы дисциплины по ГОС ВПО-2, которая структурирована на компетентностной основе в соответствии с ФГОС-3. В данном исследовании карта компетентности – это дополнительный инструмент в формировании компетентности, отражающий результат образовательного процесса. В качестве примера представлен фрагмент карты компетентности по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для направления подготовки 110800.62 Агроинженерия [5] (табл. 1). Таблица 1 Карта компетентности по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» Цель дисциплины Формирование технико-технологической компетентности в области метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающей эффективность производственно-технологической деятельности. Задачи – освоение основных понятий в области метрологии, стандартизации и сертификации; – изучение способов обеспечения единства измерений и методов оценки их точности, роли и значения метрологии в международных экономических и научных связях; – овладение умением применять технические регламенты и стандарты различных видов. Знать: – законодательные и нормативные акты, методические материалы по стандартизации (ЕСПД, ЕСКД), метрологии и управлению качеством; – методы и средства контроля качества продукции, организацию и технологию стандартизации и сертификации. Уметь: – применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов; – пользоваться справочной и нормативной литературой для получения нужной информации. Владеть: – методами контроля качества продукции и технологических процессов. Содержание программы и ожидаемые результаты освоения дисциплины в целом Индекс компетенции и формулировка по ФГОС Номер модуля и название модуля (раздела) дисциплины Педагогические технологии Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции 1 2 3 4 5 ОК-5 – умеет использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности; ПК-5 – способность проводить и оценивать результаты измерений; ПК-6 – владение спо-собами анализа качества продукции, организации контроля качества и управления технологи-ческими процессами; ПК-14 – способность использовать технические средства для определения параметров технологических процессов и качества продукции 1. Основы метрологии. 2. Основы стандар-тизации. 3. Основы подтвер-ждения соответствия. 4. Стандартизация норм взаимозаменяемости. 5. Квалиметрия. Управ-ление качеством. Лекции. Объяснительно-наглядные Практические занятия. Частично-поисковый. РГР Лабораторные занятия Практикум по метрологии Технические задачи Тесты Олимпиада Защита РГР Экзамен Отчеты по ла-бораторным работам Зачет Знать: – воспроизводит термины, используемые в области метрологии, стандартизации и сертификации; – знает структуру государственных стандартов и область их применения; – знает методы и средства контроля качества продукции, организацию и технологию стандартизации и сертификации продукции. Уметь: – использует стандарты для выбора способов измерения, испытания свойств, выбора материала и вида заготовки для конкретных деталей; – применяет СИ для контроля качества продукции и технологического процесса; – проводит измерения, вычисляет погрешность и дает оценку полученным результатам. Владеть: – разрабатывает технологию изготовления деталей на основании требований ЕСДП и ЕСТД; – анализирует качество продукции. Дадим краткий комментарий по заполнению данной карты. Первые три строки таблицы 1 – это выдержка из пояснительной записки рабочей программы дисциплины. При заполнении раздела карты «Содержание программы и ожидаемые результаты освоения дисциплины по ее разделам» указываем: – индексы и формулировки компетенций по ФГОС ВПО; – номер модуля и название разделов по данной дисциплине; – технологии формирования компетенций (лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, производственная практика, преддипломная практика, выполнение ВКР и др.); – форма оценочного средства (контрольная работа, тестирование, выполнение (РР, РГР, курсовой работы или проекта, реферата); выступление на семинаре; эссе; защита лабораторных работ; НИРС; зачет; экзамен; отчет и защита практики; государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы. При заполнении пятой колонки «Ступени уровней освоения компетенции необходимо, учитывать поэтапность обучения, постепенное увеличение сложности задач, которые готовы и способны самостоятельно выполнять студенты [2]. При этом пороговые уровни сформированности компетенции должны соответствовать характеристикам степени бакалавра. Пороговый уровень – знать (удовлетворительно, 50-69 баллов). Повышенный уровень – уметь (хорошо, 70-84 баллов). Продвинутый уровень – владеть (отлично, от 85-100 баллов). Каждый из уровней – это ступень в формировании компетентности, способствующая достижению определенных целей и задач, которые решаются в процессе изучения дисциплины. При этом уровень сформированности компетентности, полученный на предыдущем этапе, должен быть исходным (базовым) и достаточным для последующего. В качестве проверочного ориентира для подготовки бакалавров авторами [1] были взяты рекомендуемые Дублинские дескрипторы (европейские отличительные признаки). Дескриптор (от англ. descriptor) – дословно «описатель, описательный элемент». В данном случае под дескрипторами следует понимать описание того, что должен знать, понимать и чем должен владеть студент по завершении изучения дисциплины. Содержание Дублинских дескрипторов следующее: – демонстрировать знание основ и истории изучаемой дисциплины; – ясно и логично излагать полученные базовые знания; – оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; – демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами; – демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий; – точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии; – демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине; – демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий [1]. Заключение. Карта компетентности – это один из инструментов методического обеспечения учебного процесса, дающий оперативную информацию студентам в концентрированном виде, а именно, во-первых, дает представление того, как будет организован учебный процесс, во-вторых, как будет осуществляться учебный процесс (технологии обучения) и какие знания и умения должен продемонстрировать студент после изучения отдельной дисциплины.
×

Об авторах

Василий Петрович Косырев

ФГБОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина»

д-р пед. наук, профессор, декан инженерно-педагогического факультета 127550, Москва, ул. Тимирязевская, д. 58. Тел.: 8 (499) 976-25-98

Маргарита Павловна Макарова

ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

ст. преподаватель кафедры «Надежность и ремонт машин» 446442, Самарская обл., п.г.т. Усть-Кинельский, ул. Спортивная, д. 8а. Тел.: 8 (846 63) 46-3-46

Список литературы

  1. Азарова, Р. Н. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарева : сборник примеров. – Первая редакция. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов ; Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 60 с.
  2. Жукова, Н. М. Предметные компетенции: проблемы проектирования / под ред. П. Ф. Кубрушко // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина. – М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2008. – Вып. 6/1(31) : Теория и методика профессионального образования. – С. 19-23.
  3. Косырев, В. П. Непрерывная методическая подготовка педагогов профессионального обучения. – М. : Изд-во АНО СПО, 2006. – 348 с.
  4. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы : монография. – М. : Высшая школа, 1991. – 224 с.
  5. Макарова, М. П. Формирование технологической компетентности бакалавров агроинженерного профиля : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. : МГАУ им. В.П. Горячкина, 2013. – 25 с.
  6. Методическое сопровождение перехода на компетентностную основу подготовки бакалавров агроинженерного направления / М. П. Макарова, В. П. Косырев, Ю. А. Судник / под ред. П. Ф. Кубрушко // Вестник Московского государственного агроинженерного университета имени В. П. Горячкина. – М. : ФГБОУ ВПО МГАУ, 2011. – Вып. 4(49) : Теория и методика профессионального образования. – С. 105-109.
  7. Методическое обеспечение компетентностного подхода в организации учебного процесса / В. Г. Кучеров, О. А. Мартынова, А. М. Аракельянц // Педагогическое образование и наука. – 2009. – №12. – С. 12-16.
  8. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 150400 «Металлургия» / Ю. Н. Симонов, С. А. Коковякина ; ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет. – Пермь, 2009.
  9. Соловьев, В. П. Разработка требований к результатам освоения основных образовательных программ двухуровневой подготовки / В. П. Соловьев, Н. М. Золотарева, Р. Н. Азарова // Вестник образования России. – 2008. – №23. – С. 66-78.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 118000 Агроинженерия (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2009 г., №552]. – URL : http: // www.edu.ru (дата обращения : 12.02.2013).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Косырев В.П., Макарова М.П., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах