Science-methodology support while bachel


Cite item

Full Text

Abstract

In this article some aspects of methodological support, in particular the introduction of competency evaluation charts in bachelors training are analyzed. There is a sample of competency chart developed on the example of discipline «Metrology, Standardizing and Certification».

Full Text

Проведенный анализ федеральных государственных стандартов образования третьего поколения ФГОС ВПО обозначил новые задачи в разработке научно-методического обеспечения организации эффективного управления учебно-воспитательным процессом и качеством подготовки бакалавров. Цель данного исследования – научно-методическое обеспечение организации учебного процесса подготовки бакалавров. Задачи исследования: 1) изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; 2) разработать методический инструментарий, аккумулирующий информацию о технологиях формирования и средствах оценки сформированности компетенций у студентов. Принципиально новым явлением становится разработка научно-методического обеспечения разработки образовательных программ высшего профессионального образования на компетентностной основе. Анализ научных исследований в этой области показывает, что решение проблемы состава и отбора компетентностей в теории и практике профессионального образования решалась неоднозначно. Основания, по которым осуществлялось структурирование компетентностей, у большинства авторов различное, так как они ориентируются на разные научные школы и парадигмы образования. Для определения состава и структуры компетентностей была избрана научная концепция развития теории структуры содержания образования В. С. Леднева «Структура содержания образования определяется двумя основными системными детерминантами – структурой деятельности и структурой объекта изучения» [5]. В проводимом исследовании в качестве первой детерминанты выступает профессиональная деятельность бакалавров, а в качестве второй детерминанты – формируемые компетенции, представленные в основной образовательной программе (ООП) подготовки бакалавров. Для формирования профессиональной компетентности выбрана технология сквозного поэтапного ее становления и развития в процессе обучения в вузе, обоснованная и апробированная в исследованиях [3, 4, 5]. Основная образовательная программа – это комплексный документ регламентирующий организацию учебно-воспитательного процесса в вузе. Федеральным государственным стандартом третьего поколения (ФГОС-3) (пункт 7.1) образовательным учреждениям регламентирована самостоятельная разработка и утверждение ООП подготовки бакалавра. Согласно ФГОС ВПО ООП включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Одним из основополагающих элементов методического обеспечения компетентностного подхода к организации учебного процесса является рабочая программа дисциплины (модуля). Рабочая программа – это базовый учебно-методический документ, который полно и детально раскрывает компоненты программы освоения учебного материала, соответствующей стандарту и учитывающей специфику подготовки студентов по избранному направлению (профилю). До настоящего времени при разработке рабочих программ по дисциплинам, в соответствии со стандартом второго поколения (ГОС ВПО), когнитивная составляющая была представлена обобщенной характеристикой: что должен знать и уметь выпускник вуза. Стандартом третьего поколения (ФГОС ВПО) впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженным на языке компетенций, в связи с этим результаты образовательной деятельности вуза предусмотрено описывать на языке компетенций. Для этого при разработке ООП преподаватель должен провести научно-методический анализ по следующим пунктам стандарта: – рассмотреть профессиональную деятельность, которая должна быть реализована в рамках образовательного процесса; – из множества вариантов общекультурных и профессиональных компетенций выбрать именно те, которые можно сформировать на данном предмете; – по содержанию структуры основной образовательной программы (далее ООП) для базовых дисциплин выбрать показатели, которые обязательно должны быть отражены в рабочих программах дисциплины. Программа учебной дисциплины включает следующие обязательные структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку (цели, задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, темы смежных дисциплин и т.д.); содержание учебного материала программы; учебно-методическое обеспечение программы; тематический план изучения дисциплины; учебно-методические карты лекций, практических и лабораторных занятий; перечень вопросов промежуточной аттестации и итогового контроля по дисциплине; лист дополнений и изменений в рабочей программе. Данный нормативный документ по своему объему, а это не менее 25 страниц, при всей его информативности не обеспечивает в полной мере возможность именно оперативного получения студентами информации о данной дисциплине. Из этого следует, что нужен такой инструмент, который позволит решить данную задачу в соответствии с требованием пункта 8.1. ФГОС ВПО: «Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом…» [10]. Изучение опыта проектирования основных образовательных программ [1, 2, 3, 4, 7, 9] показывает, что идея паспортизации компетенций (а, именно, разработки карты компетентности) весьма эффективна. Разработанная документация (карты компетентности) не нарушает системности и профессиональную направленность основных образовательных программ и позволяет получить ответы на важные методические вопросы. – С помощью каких образовательных программ (разделов программ или модулей) можно формировать каждую компетенцию в учебном процессе вуза? – Какова содержательная характеристика конкретной компетенции, её место и значимость в образовательном процессе? – По каким признакам можно определить проявление сформированной компетенции? – Какие уровни сформированности компетенции должен продемонстрировать студент, чтобы подтвердить свою готовность и способность к профессиональной деятельности? – С помощью каких оценочных средств можно определить уровень сформированности конкретной компетенции у студентов вуза? При разработке карты компетентности за основу были взяты рекомендации Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов и координационного совета учебно-методических объединений (Р. Н. Азарова и Н. М. Золотарева) [1]. В соответствие с которыми, карта компетентности представляет собой совокупность основных характеристик компетенции (структура, методы формирования и оценки), представленная в наглядном структурированном виде. По сути – это матрица рабочей программы дисциплины по ГОС ВПО-2, которая структурирована на компетентностной основе в соответствии с ФГОС-3. В данном исследовании карта компетентности – это дополнительный инструмент в формировании компетентности, отражающий результат образовательного процесса. В качестве примера представлен фрагмент карты компетентности по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для направления подготовки 110800.62 Агроинженерия [5] (табл. 1). Таблица 1 Карта компетентности по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» Цель дисциплины Формирование технико-технологической компетентности в области метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающей эффективность производственно-технологической деятельности. Задачи – освоение основных понятий в области метрологии, стандартизации и сертификации; – изучение способов обеспечения единства измерений и методов оценки их точности, роли и значения метрологии в международных экономических и научных связях; – овладение умением применять технические регламенты и стандарты различных видов. Знать: – законодательные и нормативные акты, методические материалы по стандартизации (ЕСПД, ЕСКД), метрологии и управлению качеством; – методы и средства контроля качества продукции, организацию и технологию стандартизации и сертификации. Уметь: – применять средства измерения для контроля качества продукции и технологических процессов; – пользоваться справочной и нормативной литературой для получения нужной информации. Владеть: – методами контроля качества продукции и технологических процессов. Содержание программы и ожидаемые результаты освоения дисциплины в целом Индекс компетенции и формулировка по ФГОС Номер модуля и название модуля (раздела) дисциплины Педагогические технологии Форма оценочного средства Ступени уровней освоения компетенции 1 2 3 4 5 ОК-5 – умеет использовать нормативные и правовые документы в своей деятельности; ПК-5 – способность проводить и оценивать результаты измерений; ПК-6 – владение спо-собами анализа качества продукции, организации контроля качества и управления технологи-ческими процессами; ПК-14 – способность использовать технические средства для определения параметров технологических процессов и качества продукции 1. Основы метрологии. 2. Основы стандар-тизации. 3. Основы подтвер-ждения соответствия. 4. Стандартизация норм взаимозаменяемости. 5. Квалиметрия. Управ-ление качеством. Лекции. Объяснительно-наглядные Практические занятия. Частично-поисковый. РГР Лабораторные занятия Практикум по метрологии Технические задачи Тесты Олимпиада Защита РГР Экзамен Отчеты по ла-бораторным работам Зачет Знать: – воспроизводит термины, используемые в области метрологии, стандартизации и сертификации; – знает структуру государственных стандартов и область их применения; – знает методы и средства контроля качества продукции, организацию и технологию стандартизации и сертификации продукции. Уметь: – использует стандарты для выбора способов измерения, испытания свойств, выбора материала и вида заготовки для конкретных деталей; – применяет СИ для контроля качества продукции и технологического процесса; – проводит измерения, вычисляет погрешность и дает оценку полученным результатам. Владеть: – разрабатывает технологию изготовления деталей на основании требований ЕСДП и ЕСТД; – анализирует качество продукции. Дадим краткий комментарий по заполнению данной карты. Первые три строки таблицы 1 – это выдержка из пояснительной записки рабочей программы дисциплины. При заполнении раздела карты «Содержание программы и ожидаемые результаты освоения дисциплины по ее разделам» указываем: – индексы и формулировки компетенций по ФГОС ВПО; – номер модуля и название разделов по данной дисциплине; – технологии формирования компетенций (лекции, семинары, лабораторные работы, практические занятия, производственная практика, преддипломная практика, выполнение ВКР и др.); – форма оценочного средства (контрольная работа, тестирование, выполнение (РР, РГР, курсовой работы или проекта, реферата); выступление на семинаре; эссе; защита лабораторных работ; НИРС; зачет; экзамен; отчет и защита практики; государственный экзамен; защита выпускной квалификационной работы. При заполнении пятой колонки «Ступени уровней освоения компетенции необходимо, учитывать поэтапность обучения, постепенное увеличение сложности задач, которые готовы и способны самостоятельно выполнять студенты [2]. При этом пороговые уровни сформированности компетенции должны соответствовать характеристикам степени бакалавра. Пороговый уровень – знать (удовлетворительно, 50-69 баллов). Повышенный уровень – уметь (хорошо, 70-84 баллов). Продвинутый уровень – владеть (отлично, от 85-100 баллов). Каждый из уровней – это ступень в формировании компетентности, способствующая достижению определенных целей и задач, которые решаются в процессе изучения дисциплины. При этом уровень сформированности компетентности, полученный на предыдущем этапе, должен быть исходным (базовым) и достаточным для последующего. В качестве проверочного ориентира для подготовки бакалавров авторами [1] были взяты рекомендуемые Дублинские дескрипторы (европейские отличительные признаки). Дескриптор (от англ. descriptor) – дословно «описатель, описательный элемент». В данном случае под дескрипторами следует понимать описание того, что должен знать, понимать и чем должен владеть студент по завершении изучения дисциплины. Содержание Дублинских дескрипторов следующее: – демонстрировать знание основ и истории изучаемой дисциплины; – ясно и логично излагать полученные базовые знания; – оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний; – демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами; – демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий; – точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии; – демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине; – демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий [1]. Заключение. Карта компетентности – это один из инструментов методического обеспечения учебного процесса, дающий оперативную информацию студентам в концентрированном виде, а именно, во-первых, дает представление того, как будет организован учебный процесс, во-вторых, как будет осуществляться учебный процесс (технологии обучения) и какие знания и умения должен продемонстрировать студент после изучения отдельной дисциплины.
×

About the authors

V P Kosyrev

FSBEI HVE Moscow SAU named V.P. Goryachkin

M P Makarova

FSBEI HVE Samara SAA

References

  1. Азарова, Р. Н. Опыт вузов по разработке паспортов компетенций / Р. Н. Азарова, Н. М. Золотарева : сборник примеров. – Первая редакция. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов ; Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 60 с.
  2. Жукова, Н. М. Предметные компетенции: проблемы проектирования / под ред. П. Ф. Кубрушко // Вестник Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина. – М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2008. – Вып. 6/1(31) : Теория и методика профессионального образования. – С. 19-23.
  3. Косырев, В. П. Непрерывная методическая подготовка педагогов профессионального обучения. – М. : Изд-во АНО СПО, 2006. – 348 с.
  4. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы : монография. – М. : Высшая школа, 1991. – 224 с.
  5. Макарова, М. П. Формирование технологической компетентности бакалавров агроинженерного профиля : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М. : МГАУ им. В.П. Горячкина, 2013. – 25 с.
  6. Методическое сопровождение перехода на компетентностную основу подготовки бакалавров агроинженерного направления / М. П. Макарова, В. П. Косырев, Ю. А. Судник / под ред. П. Ф. Кубрушко // Вестник Московского государственного агроинженерного университета имени В. П. Горячкина. – М. : ФГБОУ ВПО МГАУ, 2011. – Вып. 4(49) : Теория и методика профессионального образования. – С. 105-109.
  7. Методическое обеспечение компетентностного подхода в организации учебного процесса / В. Г. Кучеров, О. А. Мартынова, А. М. Аракельянц // Педагогическое образование и наука. – 2009. – №12. – С. 12-16.
  8. Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 150400 «Металлургия» / Ю. Н. Симонов, С. А. Коковякина ; ГОУ ВПО Пермский государственный технический университет. – Пермь, 2009.
  9. Соловьев, В. П. Разработка требований к результатам освоения основных образовательных программ двухуровневой подготовки / В. П. Соловьев, Н. М. Золотарева, Р. Н. Азарова // Вестник образования России. – 2008. – №23. – С. 66-78.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 118000 Агроинженерия (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] : [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9.11.2009 г., №552]. – URL : http: // www.edu.ru (дата обращения : 12.02.2013).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2013 Kosyrev V.P., Makarova M.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies