Исследование консервационных материалов на основе растительных масел

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследований – повышение эффективности защиты рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий от атмосферной коррозии консервационными материалами на основе растительных масел. Использование растительных масел и отходов их производства в качестве основы для антикоррозионных материалов является хорошей альтернативой нефтяным маслам. Одним из способов защиты от атмосферной коррозии является использование средств временной антикоррозионной защиты на основе растительных масел, они не токсичны, экологически безопасны и возобновляемы, их изготовление возможно непосредственно на самом сельскохозяйственном предприятии. Задачей исследований было оценить защиту углеродистой стали от коррозии консервационными материалами на основе растительных масел при периодической конденсации влаги. Изучены следующие растительные масла: пальмовое, рапсовое, подсолнечное, а также композиции из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла и из 50% подсолнечного масла и 50% пальмового масла. Исследования проводились на образцах, изготовленных из стали конструкционной углеродистой обыкновенного качества Ст3сп. Результаты коррозионных исследований с периодической конденсацией влаги в течение 35 дней показали, что подсолнечное масло замедляет скорость коррозии на 11% (скорость коррозии 0,142 г/м2·год), рапсовое масло – на 32% (скорость коррозии 0,108 г/м2·год), пальмовое – на 51% (скорость коррозии 0,078 г/м2·год) при скорости коррозии стали Ст3сп 0,16 г/м2·год. Наилучшую степень защиты стали Ст3сп по результатам исследований обеспечивает растительная композиция из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла, она снижает скорость коррозии до 0,045 г/м2·год, при этом степень защиты составила 72%.

Полный текст

Коррозионные разрушения снижают усталостную прочность, увеличивают процесс изнашивания, что приводит к увеличению затрат на ремонт и к простоям техники. Характер и степень поражения коррозией машин и орудий определяются особенностями их конструкций, стойкостью к коррозии материалов и лакокрасочных покрытий, применяемых при изготовлении, а также защитной эффективностью применяемых средств временной противокоррозионной защиты [1, 2].

Предприятиями производятся различные консервационные материалы, отличающиеся областью применения и защитной эффективностью. Как правило, эти материалы производятся на масляной основе из нефтяных смазочных материалов. Широкое распространение получили различные консервационные материалы, такие как пленкообразующие ингибиторные нефтяные составы (ПИНСы), защитные битумные составы, жидкие консервационные и пластичные смазки [3].

Очень часто для внешней защиты сельскохозяйственной техники используют отработанные моторные масла, они обладают низкой защитной эффективностью, токсичностью, небезвредны для окружающей среды.

Консервационные материалы из нефтяных смазочных материалов обладают низкой экологической чистотой [3, 4]. При несоблюдении технологических процессов консервации и расконсервации машин происходит загрязнение почвы, воды и окружающей среды, что сказывается на экологической чистоте производимой продукции. Это недопустимо при возделывании сельскохозяйственных культур по современным технологиям, так как в последние годы растет интерес к экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Использование растительных масел (подсолнечного, рапсового, соевого, пальмового и других) и отходов их производства в качестве основы для антикоррозионных материалов является хорошей альтернативой нефтяным маслам. Консервационные материалы на базе растительных масел обладают экологической чистотой, возобновляемы, при необходимости возможно их изготовление в условиях самого предприятия. Так же для производства растительных консервационных материалов возможно использование отходов, которые образуются при производстве растительных масел и не могут в дальнейшем использоваться в пищевой промышленности [4, 5, 6].

Цель исследований – повышение эффективности защиты рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий от атмосферной коррозии консервационными материалами на основе растительных масел.

Задача исследований – оценить защиту углеродистой стали от коррозии консервационными материалами на основе растительных масел при периодической конденсации влаги.

Материал и методы исследований. Лабораторные исследования проводились в Самарской испытательной лаборатории ФГБУ «ВНИИЗЖ» и на кафедре «Технический сервис» Самарского ГАУ. Для исследований в качестве консервационных материалов были выбраны следующие растительные масла и композиции масел:

1) Пальмовое масло;

2) Рапсовое масло;

3) Подсолнечное масло;

4) Композиция из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла;

5) Композиция из 50% подсолнечного масло и 50% пальмового масла.

Ранее были определены физико-химические показатели (вязкость, перекисное и кислотное числа, жирнокислотный состав) исследуемых растительных масел и композиций [7, 8].

Материалы наносились на пластинки размером 50 мм х 50 мм х 4 мм, изготовленные из стали конструкционной углеродистой обыкновенного качества Ст3сп. Состав стали, %: Fe – 98,926; Mn – 0,441; Si – 0,219; C – 0,196; Ni – 0,055; Cr – 0,042; Cu – 0,04; Al – 0,031; As – 0,015; S – 0,008; P – 0,007; Co – 0,006. Анализ состава стали проводили на оптико-эмиссионном спектрометре ДФС-500. Перед нанесением исследуемых масел и композиций на пластинки их поверхность была обработана бензином и спиртом. Масса каждой пластинки определялась на электронных аналитических весах ViBRA AF-224RCE с точностью 0,0001 г. Перед нанесением образцы исследуемых растительных масел и композиций (за исключением растительного и рапсового масел) нагревали в сушильном шкафу Binder 53 до температуры 50ºC. Нанесение на пластинки осуществлялось путем погружения пластинок в масло или композицию. Пластинки с нанесённым материалом выдерживали при комнатной температуре в течение суток, после чего производилось взвешивание (взвешивали пластинку с нанесённым материалом и с подвесом).

Определяли толщину слоя нанесенного материала по формуле

 h=(mСП-mП)(ρ·F·0,1) (1), мм

где mСП – масса пластинки с покрытием и подвесом, г; mП – масса пластинки с подвесом, г; ρ – плотность покрытия, г/см3; F – площадь поверхности пластинки, см2.

Площадь поверхности пластинки определяли по формуле, при этом размеры определялись электронным штангенциркулем

 F=(a×b)×2+(c×a)×2+(c×b)×2100), см2 (2)

где a – средняя ширина пластинок, мм; b – средняя длина пластинок, мм; c – средняя толщина пластинок, мм.

Наибольшая толщина нанесенного слоя была у исследуемых материалов с содержанием пальмового масла (табл. 1).

После нанесения исследуемых материалов на пластинки и определения массы, их подвешивали в лабораторном эксикаторе, в чашу которого наливали дистиллированную воду до уровня выступа в нижней части чаши. Затем на выступ устанавливали фарфоровую вставку с отверстиями.

Эксикатор помещали в климатостат КС-200 СПУ. Испытания проводились циклами. Для этого климатостат программировался следующим образом. Нагрев и поддержание температуры 40 °С в течение 7 часов, после чего остывание до 5 °С и поддержание этой температуры в течении 17 часов. Таким образом, осуществлялась конденсация влаги на образцах пластин. Испытание всех обработанных образцов проводились непрерывно в течение 35 дней.

 

Таблица 1. Масса и толщина нанесённого слоя материала

Состав материала

Масса нанесённого слоя, г

Толщина нанесённого слоя, мм

Пальмовое масло

3,443

0,654

Рапсовое масло

0,0705

0,013

Подсолнечное масло

0,0906

0,017

Композиция из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла

0,2412

0,046

Композиция из 50% подсолнечного масло и 50% пальмового масла

0,2921

0,056

 

После указанного времени образцы доставались и с них удаляли покрытия и продукты коррозии. Сначала удаляли растворителем с поверхности пластин нанесенный растительный материал, после чего продукты коррозии убирали химическим способом. Пластины помещались в раствор соляной кислоты (HCI) 500 см3 и утротропина 3,5 г, доведенный до 1000 см3 деонизированной водой. Образцы, погруженные в раствор, выдерживали в течение 10 минут. Затем пластины промывали деонизированной водой и высушивали спиртом, после чего проводили взвешивание на электронных лабораторных весах ViBRA AF-224RCE.

По потере массы металла определялась скорость коррозии:

 K=(m0-m2)/(Fτ),г/м2год, (3)

где m2 – масса пластинки после удаления продуктов коррозии, г; m0 – масса чистой пластинки, г; F – площадь поверхности пластинки, м2.

Степень защиты исследуемых растительных составов рассчитывали по формуле:

Z=(K0-K)/K0×100,%, (4)

где К0 – скорость коррозии пластины без покрытия, г/м2∙год.

Результаты исследований. Потеря массы является наиболее часто используемым методам оценки защитной эффективности консервационных материалов. Массометрический показатель коррозии представляет собой изменение массы металла в результате коррозии (табл. 2).

 

Таблица 2. Результаты изменения массы при ускоренных исследованиях с периодической конденсацией влаги

Состав материала

Масса пластины, г

Масса пластины после удаления продуктов коррозии, г

Потери массы, г

Пальмовое масло

68,4818

68,4663

0,0155

Рапсовое масло

68,5064

68,4848

0,0216

Подсолнечное масло

68,5698

68,5414

0,0284

Композиция из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла

68,3372

68,3282

0,009

Композиция из 50% подсолнечного масла и 50% пальмового масла

68,3404

68,3264

0,014

Без обработки

68,7555

68,7236

0,0319

 

По формуле (3) и на основании данных таблицы 2 была рассчитана скорость коррозии исследуемых образцов пластин. На графике (рис. 1) представлена скорость коррозии стали Ст3сп при нанесении консервационных материалов на основе растительных масел, а также без обработки.

 

Рис. 1. Скорость коррозии при нанесении консервационных материалов

 

Исследования показали, что наименьшая скорость коррозии (0,05…0,07 г/м2·сутки) получена для образцов, обработанных композициами с содержанием 50% пальмового масла. Данные материалы замедляют скорость коррозии почти в 3 раза. Это объясняется большей кинематической вязкостью, а так же преобладаем в жирнокислотном составе олеиновой, линолевой и пальмитиновой кислот.

Образец, покрытый чистым пальмовым маслом, не смотря на то что толщина слоя покрытия (0,654 мм) более чем в 14 раз превышала толщину слоя композиции из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла (0,046 мм), не обеспечил более низкой скорости коррозии. Согласно полученным данным подсолнечное масло незначительно снижает скорость коррозии стали Ст3сп – с 0,16 до 0,142 /м2·год.

Эффективность защиты консервационных материалов на основе растительных масел оценивалась степенью защиты покрытия, результаты расчета которой представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Степень защиты консервационных материалов на основе растительных масел

 

Композиция из 50% рапсового масла и 50% пальмового масла обеспечивает наилучшую степень защиты (около 72%) стали конструкционной углеродистой обыкновенного качества Ст3сп. Это обясняется тем, что в рапсовом масле преобладает ненасыщенная олеиновая кислота, которая при взаимодействии с кислородом окисляется и образует пленку. Высокую температуру плавления композиции обеспечивает пальмовое масло, основу жирнокислотного состава которого составляет пальмитиновая кислота.

Пальмовое масло обеспечивает степень защиты 51%, рапсовое масло 32%, а подсолнечное 11%, которая ниже степени защиты композиций растительных масел с пальмовым маслом.

Заключение.   Проведенные исследования показали, что наилучшие защитные свойства у композиции из 50% рапсового масла и 50% пальмового, данная композиция масел замедляет скорость коррозии до 0,045 г/м2·год, при скорости коррозии стали Ст3сп 0,16 г/м2·год. Композиции с содержанием пальмового и рапсового масел не уступают по защитной эффективности нефтяным маслам и могут применяться для временной защиты рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий от атмосферной коррозии, при этом они являются экологическими безопасными средствами временной противокоррозионной защиты.

×

Об авторах

Дмитрий Сергеевич Сазонов

Самарский государственный аграрный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Sazonov_DS@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5119-8614

кандидат технических наук, доцент

Россия, Усть-Кинельский

Максим Павлович Ерзамаев

Самарский государственный аграрный университет

Email: Erzamaev_MP@mail.ru
Scopus Author ID: 0000-0003-2843-3513

кандидат технических наук, доцент

Россия, Усть-Кинельский

Сергей Николаевич Жильцов

Самарский государственный аграрный университет

Email: Zhiltsov_SN@ssaa.ru
ORCID iD: 0000-0001-9680-3198

кандидат технических наук, доцент

Россия, Усть-Кинельский

Евгений Иванович Артамонов

Самарский государственный аграрный университет

Email: artamonov.evgenij.ivanovich@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0093-8213

кандидат технических наук

Россия, Усть-Кинельский

Список литературы

  1. Голубев М. И. Новые материалы для защиты лесных машин от коррозии // Лесной вест-ник/Forestry bulletin. 2013. №.1 (93). С. 40–41.
  2. Латышенок М. Б., Шемякин А. В., Морозова Н. М., Соловьева С. П. Оценка качества хранения зерноуборочных комбайнов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной акаде-мии. 2012. № 4(20). С. 135–138.
  3. Сазонов Д. С., Ерзамаев М. П., Жильцов С. Н., Быченин А. П. Влияние ингибиторов коррозии на эффективность защиты элементов кузова автомобиля // Известия Самарской государственной академии. 2020. №1. С. 29-36. doi: 10.12737/36527.
  4. Урядников А. А., Камышова М. А., Цыганкова Л. Е. Защита стали от атмосферной коррозии по-крытиями на основе растительных масел и отходов их производства // Вестник российских уни-верситетов. Математика. 2012. Т. 17, №. 4. С. 1147–1151.
  5. Урядников А. А., Беленова С. В., Есина М. Н. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии консервационными материалами на основе растительного сырья // Наука в центральной России. 2014. №. 5. С. 55–65.
  6. Царюк Т. Я., Фалюшина И. П. Продукты переработки рапсового масла как компоненты консерва-ционных материалов // Природопользование. 2014. №. 26. С. 203–208.
  7. Уханова Ю. В., Воскресенский А. А., Уханов А. П. Сравнительная оценка свойств растительных масел, используемых в качестве биодобавки к нефтяному дизельному топливу // Нива Поволжья. 2017. № 2(43). С. 98–105.
  8. Быченин А. П., Володько О. С., Ерзамаев М. П., Сазонов Д. С. Влияние олеиновой кислоты на трибологические свойства топлив для автотракторных дизелей // Известия Самарской государ-ственной академии. 2017. №4. С. 44–50. doi: 10.12737/18608.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Скорость коррозии при нанесении консервационных материалов

Скачать (156KB)
3. Рис. 2. Степень защиты консервационных материалов на основе растительных масел

Скачать (150KB)

© Сазонов Д.С., Ерзамаев М.П., Жильцов С.Н., Артамонов Е.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах