ИНКЛЮЗИВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗООПАРКА
- Авторы: Завгороднева Н.С.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВПО Поволжская ГСГА
- Выпуск: № 2 (2015)
- Страницы: 119-122
- Раздел: Статьи
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/1997-3225/article/view/22964
- ID: 22964
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - формирование экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка. Особую роль в процессе социокультурной адаптации данных детей к среде, становлении экологической культуры личности, коммуникативности, включающих в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность играют зоопарки. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями требует создание специальной образовательной среды в зоопарке и применения активных форм обучения в биологии. В основе работы - организация специальных коррекционно-развивающих занятий, на которых знакомили детей с виртуальным зоопарком, что способствовало формированию их представлений о природе и развитию экологического мышления. Для изучения ценностно-смыслового компонента экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья использовались диагностические методики (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина). Исследование проходило на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Преодоление» г. Самары, в 5-9 классах. В ходе исследования было установлено, что интенсивность субъективного отношения к природе у учащихся имеет средний уровень, и что знания о природе не подкреплены достаточной любовью к ней, поэтому формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья экологического отношения к природе, развитие экологической культуры предполагает активное использование разнообразных средств, в том числе и среды зоопарка. Результаты показали, что интенсивность субъективного отношения к природе и его структуре составляет - 47, 71, уровень доминирования природы по сферам проявления: в эмоциональной - 5, 26, в когнитивной - 6, 23, в практической - 6, 13, по типу доминирующей установки на природу: красота - 40, 90; охрана - 25, 18; польза - 18, 93; изучение - 16, 95.
Ключевые слова
Полный текст
Актуальной проблемой сегодня в условиях региона является инклюзивное экологическое образование, поиски средств и методов становления экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследований - формирование экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка. Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило: определить методологические основы формирования экологического отношения к природе, экологической культуры личности в инклюзивном экологическом образовании; выявить и экспериментально проверить психолого-педагогические, эколого-биологические условия, способствующие эффективному развитию экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами зоопарка; разработать методику процесса формирования и развития экологического отношения к природе в инклюзивном экологическом образовании учащихся средствами зоопарка. Согласно определению И. Н. Пономаревой, экологическое образование - это непрерывный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование системы экологических знаний, умений, ценностных ориентаций, на бережное и рациональное природоиспользование [6]. Основная цель экологического образования - это воспитание экологической культуры и формирование природосообразной деятельности. Особое значение этот процесс имеет в инклюзивном образовании. Необходимой составляющей процесса экологического образования обучающихся является создание безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей полноценную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям современного общества, способствующей развитию у них ощущений, восприятий, представлений, понятий образа окружающей действительности, как отмечает Т. М. Носова [5]. Согласно Федеральному закону Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г., инклюзивное образование представляет собой процесс обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» мероприятия Государственной программы направлены «…на повышение информированности общества о проблемах инвалидов и инвалидности, расширение сети реабилитационных учреждений социального обслуживания Самарской области, а также создание условий для развития системы инклюзивного образования в образовательных учреждениях области». В настоящее время отмечается рост количества детей с нарушениями развития. Согласно Постановлению Правительства Самарской области №671 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Доступная среда в Самарской области» на 2014-2015 гг. от 27.11.2013 «…..в Самарской области в настоящее время проживает более 246 тыс. инвалидов, что составляет 8% населения региона. В структуре общей численности инвалидов преобладают лица с I и II группами инвалидности. Удельный вес инвалидов I группы составляет - 9,1%, инвалидов II группы - 58,6%, инвалидов III группы - 28,7%, детей-инвалидов - 3,6%. При этом в структуре причин первичной инвалидности преобладают болезни системы кровообращения (44,1%), патология эндокринной системы (19,9%), болезни костно-мышечной системы (10,21%), травмы (4,51%), психические расстройства (3,4%)» [6]. Инклюзивное (франц. - inclusif - включающий в себя) образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические и интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей (ЮНЕСКО). По утверждению Л. А. Колывановой, основными образовательными задачами инклюзивного образования выступают: интеллектуальное, культурное, духовно-нравственное развитие, развитие у обучающихся социально-адаптивных, здоровьесберегающих и трудоохранных знаний и умений, а также создание для детей с ограниченными возможностями здоровья безбарьерной среды жизнедеятельности и условий успешной социализации [3]. Исследование проходило на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната «Преодоление» г. Самары, в 5-9 классах. На сегодняшний день в школе-интернате обучается 295 человек: с задержкой психического развития - 258 учащихся, с тяжелым нарушением речи - 17 учащихся, с умственной отсталостью - 23 учащихся. Из них: 47 детей-инвалидов, 27 опекаемых, 16 - со сложной структурой дефекта. Образовательный процесс учащихся школы-интерната «Преодоление» осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года), II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет). Обучение в школе ведется в режиме 5 дневной рабочей недели (начальное звено - 1-4 классы) и в режиме 6 дневной рабочей недели (среднее - 5-10 классы). Срок обучения в школе - 9-10 лет. По окончании обучения выпускники школы получают аттестат государственного образца о среднем (общем) образовании. В школе-интернате реализуются образовательные программы (V, VII, VIII видов) специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития. В ходе развития ребенка формируются специфические черты характера, личности, поэтому над проблемой социализации обучающихся в школе работают специалисты различных направлений: дефектологи, медицинский работник, педагог-психолог, логопеды, учителя и воспитатели [7]. Особую роль в процессе социокультурной адаптации данных детей к среде становлению экологической культуры личности, коммуникативности, включающими в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность играют зоопарки. Одними из самых больших и старейших зоопарков России являются Московский и Ленинградский. Московский зоопарк был организован 31 января 1864 г. Императорским русским обществом акклиматизации животных и растений, а Санкт-Петербургский зоосад основан в 1865 г. [4]. Среди региональных зоопарков большой вклад в развитие экологической культуры посетителей вносит и Самарский зоопарк, который был организован 16 января1992 г. Основателем и первым директором Самарского зоопарка был Дегтярёв Алексей Иванович (1949-2005 гг). Первоначальная коллекция зоопарка, указывает в своей работе Т. Н. Дегтярева, состояла из животных, принадлежащих кооперативу «Теремок» и включала 80 особей 46 видов. На тот момент зоопарк представлял собой передвижную коллекцию животных, которая летом находилась в парке им. Ю. Гагарина, а зимой - в теплицах Жигулёвских садов. Позже, в 2006 г., Самарский зоопарк перешёл в ведомство Министерства культуры Самарской области. На сегодняшний день, коллекция Самарского зоопарка включает 1691 особей животных, относящихся к 247 биологическим видам, из которых 130 занесены в Красные книги (Международную, Российской Федерации, Самарской области) [1]. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования посетителей зоопарков, которая включает изучение биоэкологических особенностей обитателей зоопарков, редких, исчезающих видов, видов занесенных в Красную Книгу. Она вызывает необходимость разработки активных форм и методов работы с его посетителями (в особенности с детьми с ограниченными возможностями здоровья). В связи с чем на базе школы-интерната «Преодоление» было проведено исследование по влиянию развития образовательной среды зоопарка на формирование экологического мышления, экологического сознания и экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания специальной образовательной среды в зоопарке и применения активных форм обучения в биологии. В основе работы лежала организация специальных коррекционно-развивающих занятий, на которых знакомили детей с виртуальным зоопарком, что способствовало формированию их представлений о природе и развитию экологического мышления. В процессе обучения применялись традиционные методы - словесные (дискуссии, фронтальные и тест-опросы), наглядные (видеоматериалы), практические. Дети с ограниченными возможностями воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники, поэтому очень важно вовлекать их в творческую деятельность. Занятия с виртуальным зоопарком включали три этапа. Первый этап - подготовительный. На нем знакомили учащихся с историй Самарского зоопарка (через показ презентации), с его структурой, обитающими животными, отдельно рассматривались некоторые представители отделов: Млекопитающих - тигр, бурый медведь, хорь степной, рысь, лев, енот-полоскун, лисица обыкновенная, енотовидная собака, волк, коза домашняя, кролик домашний, заяц-русак; Птиц - цапля, филин, фазан золотой, сыч домовой, сова, журавль-красавка, гуси, голубь сизый, ворона серая, ворон черный; Рептилий - ящерица прыткая, среднеазиатская степная черепаха, нильский крокодил, королевский питон, уж обыкновенный, темный тигровый питон; Рыб - золотой барбус, снежный принц, светлая арована, скалярия; Беспозвоночных - паук-птицеед, мадагаскарский таракан, анамский палочник и Амфибий - шпорцевая лягушка, иглистый тритон. Кратко давалась характеристика самых больших и старейших зоопарков России (Ленинградский и Московский). Также в данный этап входило знакомство с дополнительной литературой, подбирались задания и упражнения по соответствующей теме. Второй этап - содержательно-деятельный, целью которого было включение каждого ученика в процесс творчества и организации выполнения творческой работы занятия. Учащимся давались конкретные задания. Одним из важнейших средств была игра «Увлекательное путешествие по зоопарку». В игре они психологически готовились к реальным ситуациям, овладевали приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы. Третьим этапом был творческий этап, который включал в себя подведение итогов, оформление своих работ. Все это развивало познавательный интерес учащихся и тем самым виртуально подготавливали детей к экскурсии непосредственно в Самарский зоопарк, так как на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья положительно оказывают наблюдение за животными и взаимодействие с ними. Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт переживания разных эмоций и состояний: радости, грусти, жалости, сострадания. Общение с животными расширяет опыт невербального поведения. Для изучения ценностно-смыслового компонента экологической культуры детей с ограниченными возможностями здоровья использовались диагностические методики (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина) [2]. С целью проверки сформированности экологической культуры учащихся в школе-интернате была проведена диагностика экологических установок личности «ЭЗОП», «Доминанта». Были отслежены и диагностированы следующие параметры: тип доминирующей установки на природу, уровень доминантности по трем сферам проявления (эмоциональной, когнитивной, практической); интенсивность субъективного отношения к природе и ее структура. Результаты данного исследования показали, что интенсивность субъективного отношения к природе и его структуре составляет - 47, 71, уровень доминирования природы по сферам проявления: в эмоциональной - 5, 26, в когнитивной - 6, 23, в практической - 6, 13, по типу доминирующей установки на природу: красота - 40, 90; охрана - 25, 18; польза - 18, 93; изучение - 16, 95. Анализ данных показал, что интенсивность субъективного отношения к природе у учащихся имеет средний уровень и что знания о природе не подкреплены достаточной любовью к ней, поэтому формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья экологического отношения к природе, развитие экологической культуры предполагает активное использование разнообразнгых средств, в том числе и среды зоопарка.×
Об авторах
Наталья Сергеевна Завгороднева
ФГБОУ ВПО Поволжская ГСГА
Email: zavgorodneva91@mail.ru
аспирант кафедры «Зоология и анатомия, физиология, безопасность жизнедеятельности человека» 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67
Список литературы
- Дегтярёва, Т. Н. История и перспективы Самарского зоопарка // Научно-просветительная работа в зоопарках : межвед. сб. науч. и науч.- метод. тр. - М. : Московский зоопарк, 2008. - Вып. 15. - 285 с.
- Дерябо, С. Д. Методики диагностики субъективного отношения к природе / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - М., 2010. - 144 с.
- Колыванова, Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа // Казанская наука : сб. науч. ст. - Казань : Казанский Издательский Дом, 2011. - №4. - С. 173-177.
- Научные исследования в зоологических парках // Межвед. сб. науч. и науч.-метод. тр. - М. : Самарский зоопарк, 2008. - Вып. 23. - 155 с.
- Носова, Т. М. Адаптация в социальной среде как результат профессиональной подготовки специалистов с нарушением зрения / Т. М. Носова, Л. А. Колыванова // Образование и саморазвитие. - Казань, 2012. - №3(31).
- Пономарева, И. Н. Экологические понятия, их система и развитие. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 87 с.
- Публичный отчет ГБС(К)ОУ школы интерната «Преодоление» [Электронный ресурс]. - URL: http://preodol.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=1&Itemid=101(дата обращения: 10.02.15)
Дополнительные файлы
