№ 3 (2014)

Статьи

Разработка универсальной пневматической сеялки для зерновых, мелкосемянных и трудновысеваемых культур

Петров А.М., Крючин Н.П.

Аннотация

Цель исследований - повышение эффективности универсальной сеялки за счет совершенствования ее конструктивно-технологической схемы. В современном растениеводстве исключительно важная роль принадлежит энергосберегающим технологиям. Это одно из важнейших перспективных и приоритетных направлений требует применения сельскохозяйственных машин нового поколения, обеспечивающих высокое качество работ на всех технологических операциях, в том числе и при посеве. Конструкция машин должна разрабатывается с учетом требований многофункциональности, энергоемкости и ресурсосбережения, а компоновочные схемы этих машин должны соответствовать блочно-модульному функционированию. Для посева зерновых, мелкосемянных и трудновысеваемых культур разработана навесная универсальная пневматическая сеялка группового дозирования с шириной захвата 4,5 м имеющая блочно-модульный принцип функционирования. Коэффициент вариации интервалов между семенами на посевах экспериментальной сеялкой составил: ν = 87% (козлятник восточный, семена замоченные); ν = 68% (козлятник восточный, семена сухие), ν = 75% (гречиха), ν = 73% (пшеница), а на посевах серийной сеялкой данный показатель в среднем по вышеперечисленным культурам составил 112%. При норме высева до 15 кг/га, катушечные аппараты сеялки СЗТ-3,6 не обеспечивают и высев замоченных семян. Количество семян, заделанных в почву экспериментальной сеялкой с комбинированными сошниками в заданном горизонте глубины, составляет 83%. Дисковыми сошниками сеялки С3T-3,6 уложено в заданном горизонте 65% семян. Установлено, что экспериментальная машина обеспечивает выполнение технологического процесса рядового посева сельскохозяйственных культур с различными физико-механическими свойствами семян с необходимыми эксплуатационными и агротехническими показателями.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):3-7
pages 3-7 views

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТИТАНА И НИКЕЛЯ С УГЛЕРОДОМ ПРИ ОБРАБОТКЕ ИСКРОВЫМИ РАЗРЯДАМИ В СРЕДАХ, СОДЕРЖАЩИХ УГЛЕРОД

Миронов Д.В., Мазанко В.Ф., Герцрикен Д.С., Перетятку П.В.

Аннотация

Целью исследования является исследование взаимодействия металлов и металлов с исходным покрытием с газообразными и жидкими средами под действием искровых разрядов. Методами послойного радиометрического анализа, микро-, макро- и электронномикроскопической авторадиографии, рентгеноструктурного, микрорентгеноспектрального и микродюрометрического анализов изучены фазовый состав образующегося при электроискровом легировании покрытия и диффузионной зоны между покрытием и подложкой, протяженность диффузионной зоны и локализация легирующих атомов при обработке титана и никеля в средах, содержащих углерод. Показана роль плотности и агрегатного состояния среды в проникновении и растворении атомов углерода. Определены механические свойства обработанных материалов. Работа проводилась с использованием трех сред в разном агрегатном состоянии, содержащих различное количество углерода. Диффузию легирующего элемента (углерод) и атомов основных металлов (никель, титан), а также фазовый состав образующихся покрытий рассматривали на металлах, подвергнутых ЭИЛ в газообразных средах: метане СН 4 и углекислом газе СО 2 при давлении в камере 0,1 МПа, и углеродосодержащей жидкой среде глицерине. Для гальванических покрытий были подобраны электролиты и режимы нанесения, позволяющие получать слои с зеркальным блеском, с хорошей адгезией, постоянными толщиной и составом по всей обрабатываемой поверхности. Обработка образцов искровыми разрядами и нанесение покрытий проводилась на промышленной установке Элитрон-22. В экспериментах применяли бесконтактный метод легирования, при котором варьировалась величина межэлектродного промежутка МЭП l МЭП от 0,5 до 2 мм. Эксперименты проводили в специальной камере, куда помещали соответствующие среды. Установлено, что применение исходных многокомпонентных покрытий и использование жидких и газообразных сред с высоким содержанием углерода в сочетании с угольным анодом в процессе электроискрового легирования металлов позволяет придавать приповерхностным слоям титана и никеля новые свойства, обеспечивающие необходимые эксплуатационные характеристики.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):7-14
pages 7-14 views

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ СЕПАРИРУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПРУТКОВЫХ ЭЛЕВАТОРОВ КАРТОФЕЛЕУБОРОЧНЫХ МАШИН за счет предварительного разрушения клубненосного пласта

Воронков В.В.

Аннотация

Цель исследования - повышение сепарирующей способности прутковых элеваторов картофелеуборочных машин за счет предварительного разрушения клубненосного пласта. Для этого необходимо интенсифицировать процесс сепарации почвы прутковыми элеваторами уборочных машин. Поставленную задачу можно решить путем разрушения почвенных комков, находящихся в клубненосном пласте, до сепарируемых размеров. Прутковый элеватор вследствие недостаточной площади активной зоны полностью решить эту проблему не способен. В связи с этим в статье рассматривается использование дополнительных устройств, служащих для деформации клубненосного пласта на стадии его схода с рабочих органов подкапывающих секций картофелеуборочных машин. Наиболее оптимальным способом разрушения почвенных комков является динамическое воздействие на них со стороны рабочих органов таких устройств. Предложена конструкция активного битера с гибкими прутками, на которые посажены шарообразные ударники, имеющие эластичную поверхность. Это позволяет обеспечить процесс разрушения почвенных комков с наименьшими усилиями и деформациями, что минимизирует повреждаемость клубней картофеля. Для обеспечения максимальной площади рабочей поверхности пруткового элеватора обосновывается графо-аналитическим методом место установки прорезиненного фартука, служащего для гашения кинетической энергии элементов клубненосного пласта, отбрасываемых активным битером.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):14-18
pages 14-18 views

ОСОБЕННОСТИ ФАЗООБРАЗОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Nb, Mo И Ti СО СТАЛЯМИ ПРИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Миронова Т.Ф., Миронова Т.В.

Аннотация

Цель исследования - улучшить качество сварных соединений на основе тугоплавких металлов. Эксперименты проводились на образцах в виде цилиндров диаметром 10 мм и высотой 10 мм, изготовленных из чистого металла. Насыщение образцов, используемых в качестве источника углерода, проводилось в твердом карбюризаторе BaCO 3, содержащем дополнительно радиоактивный углерод 14С, при температуре 1253 К в течение 2 ч. Процесс деформирования осуществлялся ударом падающего груза по двум предварительно нагретым образцам. Проникновение атомов металлов в сталь и тугоплавкие металлы фиксировалось с помощью радиоактивных изотопов 44Ti, 55Fe, 95Nb, 63Ni. Представлены результаты экспериментальных исследований фазообразования и взаимодействия металлов со сталями в условиях пластической деформации со скоростью 250 с -1. Показано, что в процессе импульсной пластической деформации при сварке тугоплавких металлов со сталями за миллисекунды происходит частичный распад цементита стали и перераспределение углерода в твердом растворе. Установлено, что карбиды, образуемые ниобием, молибденом и титаном при импульсном воздействии, отличаются морфологией. Твердый раствор углерода в металлах распределен равномерно в плоскости, параллельной поверхности, в то время как фазы внедрения располагаются вблизи межзеренных и межфазных границ.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):19-21
pages 19-21 views

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАБОТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИСКОВО-ЩЕТОЧНОГО ВЫСЕВАЮЩЕГО АППАРАТА

Вдовкин С.В., Крючин П.В., Исаев Ю.М., Семашкин Н.М.

Аннотация

Цель исследования - теоретически обосновать технологический процесс работы универсального дисково-щеточного высевающего аппарата. На основании анализа универсальных высевающих аппаратов на кафедре «Механика и инженерная графика» Самарской ГСХА был разработан дисково-щеточный высевающий аппарат для высева семян с различными физико-механическими свойствами. В статье представлено описание конструктивно-технологической схемы и процесс работы универсального дисково-щеточного высевающего аппарата (патент РФ на изобретение №2452166). Для обеспечения устойчивого транспортирования семенного материала из бункера к семясбрасывающему валику исследован процесс транспортирования семенного материала высевающим диском и получено выражение, позволяющее установить зависимость угловой скорости вращения высевающего диска от конструктивно-технологических параметров, при которых будет обеспечиваться устойчивое транспортирование семенного материала из бункера к семясбрасывающему валику. Так же был исследован процесс перемещения семян упругими элементами семясбрасывающего валика по поверхности высевающего диска, в результате которого было получено дифференциальное уравнение, описывающее перемещение частицы семенного материала винтовой поверхностью семясбрасывающего валика по высевающему диску в воронку семяпровода. В результате теоретических исследований было получено аналитическое выражение, устанавливающее функциональную зависимость угловой скорости вращения высевающего диска от конструктивно-технологических параметров, при которых будет обеспечиваться устойчивое транспортирование семенного материала из бункера к семясбрасывающему валику и дифференциальные уравнения перемещения частицы семенного материала винтовой поверхностью семясбрасывающего валика по высевающему диску в воронку семяпровода.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):22-28
pages 22-28 views

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УДАЛЕНИЯ БОТВЫ ЛУКА РАБОЧИМ ОРГАНОМ БОТВОУДАЛЯЮЩЕЙ МАШИНЫ

Фролов Д.И., Курочкин А.А., Шабурова Г.В.

Аннотация

Цель исследования - обосновать оптимальные параметры процесса удаления ботвы лука рабочим органом ботвоудаляющей машины в лабораторных условиях. Для решения проблемы удаления сорной растительности перед уборкой была разработана конструкция и изготовлен макетный образец ботвоудаляющего устройства для удаления листостебельной массы перед уборкой лука, лабораторные исследования которого проводились на почвенном канале. Для получения математической модели процесса удаления ботвы лука, учитывающей совокупное влияние изучаемых факторов на эффективную работу обрезчика, и определения оптимального сочетания параметров, было использовано планирование многофакторного эксперимента. При исследовании процесса удаления ботвы лука были выявлены факторы, влияющие на процесс работы. Первоначально их было выбрано более 12, которые характеризовали конструктивные и режимные параметры рабочего органа обрезчика, технологические условия протекания процесса, а также физико-механические свойства посевов лука. Обработку экспериментальных данных начинали с их графического представления на исходной диаграмме рассеивания. Степень влияния факторов оценивали по разности медиан значений опытных данных верхних и нижних уровней факторов и по числу выделяющихся точек. По этим признакам были выделены 4 фактора. При обработке результатов отсеивающего эксперимента получили линейное уравнение, описывающее поверхность отклика по показателю полноты удаления ботвы лука и сорных растений. Построенная математическая модель процесса удаления ботвы лука рабочим органом ботвоудаляющей машины в лабораторных условиях позволила выделить следующие значимые факторы, влияющие на полноту удаления ботвы лука и сорных растений: частоту вращения рабочего органа, высоту установки рабочего органа относительно поверхности поля, угол установки ножей.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):29-33
pages 29-33 views

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СЕМЯН ТРАВ

Савельев Ю.А., Крючин А.Н.

Аннотация

Цель исследований - оптимизация конструктивно-технологических параметров дисково-штифтового высевающего аппарата определением физико-механических свойств семян трав. Для посева трав в селекционном производстве разработана самоходная пневматическая мини-сеялка, оборудованная специальным высевающим аппаратом для дозирования трудносыпучих и связных посевных материалов, таких как семена мятлика лугового. Мятлик луговой благодаря устойчивости к климатическим и механическим воздействиям применяется в составе большинства кормовых травосмесей для образования высокопродуктивных многолетних пастбищных травостоев. Однако посев мятлика является затруднительным из-за особенностей его семян. Качество работы дозирующей и пневмотранспортирующей систем сеялок существенно зависит от размеров и формы семян. Для оптимизации конструктивно-технологических параметров разработанного высевающего аппарата были исследованы физико-механические свойства семян мятлика лугового. В статье приведены результаты измерений длинны, ширины и толщины зерновок. Определена объемная масса сыпучего материала, а так же среднее значение массы 1000 семян. Проведены исследования фрикционных свойств семян мятлика лугового и кормовой травосмеси, в состав которой входят семена овсяницы луговой и красной, мятлика лугового и райграса. Определены динамический угол естественного откоса, коэффициент сыпучести и угол обрушения (статический угол естественного откоса). Построены диаграммы напряжений в сыпучих телах, по которым установлены средние значения углов и коэффициентов трения семян мятлика лугового и семян кормовой травосмеси. Полученные в ходе лабораторных исследований данные о размерно-массовых характеристиках и фрикционных свойствах семян мятлика лугового будут учтены при математическом описании процесса дозирования и оптимизации конструктивно-технологических параметров высевающего аппарата в ходе лабораторных исследований процесса его работы.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):33-36
pages 33-36 views

ПОЧВОЗАЩИТНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИКА ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР

Милюткин В.А., Долгоруков Н.В.

Аннотация

Цель исследований - обосновать аналитический показатель эффективности почвозащитных технологий по укрытию почвы стерней и разработать технические средства для технологии «Strip-Till» . В работе рассматриваются почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур с использованием стерни и растительных остатков для отражения солнечной радиации и перегрева почвы, уменьшения непродуктивной потери влаги. для оценки эффективности почвозащитных технологий вводится коэффициент укрытия Ку поверхности почвы стерней и растительными остатками: при полном укрытии хотя бы в один слой Ку=1, при наличии отдельных открытых участков Ку<1, при укрытии поверхности растительными остатками в несколько слоев Ку>1. Повторяющиеся аномальные по климатическим проявлениям годы (засуха, недостаток почвенной влаги, и т.п.) требуют постоянного совершенствования технологий возделывания сельскохозяйственных культур, снижающих негативные неблагоприятные погодные обстоятельства. Для эффективного использования технологии «Strip-Till», являющейся развитием технологии «No-Till», разработан и испытан адаптер ко всем конструкциям зерновых жаток - простой конструкции, не меняющей принципиального устройства жатки, и адаптер к сеялке для измельчения соломы и разбрасывания ее на образованные полосы, для защиты почвы и посевов от перегрева и непродуктивных потерь влаги.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):37-44
pages 37-44 views

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ УЛУЧШЕНИЯ И ОЦЕНКИ КРИТЕРИЕВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ГИДРОНАВЕСНЫХ СИСТЕМ ТРАКТОРОВ

Володько О.С., Бажутов Д.Н., Молофеев М.В., Назарова Н.В.

Аннотация

Целью работы является методологическое обоснование способов улучшения и оценки критериев работоспособности тракторных гидравлических систем. Исходя из поставленной цели исследования были определены следующие задачи - обосновать методологические этапы исследования критериев оценки работоспособности основных элементов гидронавесной системы; оценить эффективность модернизации тракторной гидросистемы с использованием центробежного очистителя и альтернативной рабочей жидкости на растительной основе. Обоснована структура гидросистемы в форме основных элементов: гидравлическая жидкость с бифункциональной ролью смазочного материала и рабочей жидкости, насосные, распределительно-регулирующие, силовые и соединительные элементы. Предложены аддитивный показатель работоспособности гидравлической системы и метод его определения. Представлен анализ элементов гидросистемы и методология оценки их работоспособности. Рассмотрены методические вопросы использования растительно-минеральной смеси в качестве рабочей жидкости, повышения уровня её фильтрования, а также улучшения герметичности гидравлической системы. Определены рациональный состав альтернативной рабочей жидкости, технологические размеры и режимы работы центробежного очистителя жидкости. Анализ процесса центробежной очистки гидравлической рабочей жидкости с целью определения основных конструкционных и технологических параметров на основе метода конечных элементов позволил рассчитать рациональные размеры ротора центрифуги (диаметр D = 148 мм, высота Н = 137 мм). При этом учитывались характерные размеры абразивных частиц, поступающих в рабочую жидкость, а также структура ультрадисперсных добавок с целью повышения трибологических свойств растительно-минеральной смеси. Годовой экономический эффект модернизации гидросистемы может составить до 7,0 тыс. руб. на один трактор типа МТЗ-82.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):45-49
pages 45-49 views

ВЛИЯНИЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ НА ИЗНАШИВАНИЕ РЕСУРСООПРЕДЕЛЯЮЩИХ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСМИССИЙ ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

Ленивцев А.Г., Бухвалов А.С.

Аннотация

В статье рассмотрены методы улучшения герметичности внутренних полостей трансмиссий машин путем использования рациональных уплотнений и компенсатора герметичности, обеспечивающих снижение уровня абразивного изнашивания ресурсоопределяющих деталей. Цель исследования - снижение скорости абразивного изнашивания деталей и увеличения срока службы трансмиссионного масла обоснованием метода и режима воздухообмена трансмиссии с окружающей средой. Обоснованы взаимосвязи основных параметров трибосистемы и предложены мероприятия, направленные на снижение скорости абразивного изнашивания. Рассмотрены способы улучшения герметичности трансмиссий. Определены параметры компенсатора герметичности для трансмиссий основных сельскохозяйственных тракторов. Рациональные объемы компенсаторов герметичности для тракторов составляют: для МТЗ-80 - 22,4∙10 -3 м 3, для Т-4А - 20,9∙10 -3 м 3, для ДТ-75М - 18,6∙10 -3 м 3, для К-701 - 17,1∙10 -3 м 3, для Т-150 - 15,2∙10 -3 м 3. Стендовые и эксплуатационные сравнительные испытания трансмиссий трактора Т-4А показали, что установка компенсатора герметичности позволяет повысить срок службы масла в 1,4-1,7 раза и снизить износ деталей на 7-9% по сравнению с базовым вариантом трансмиссии. Применение централизованной смазочной системы с центробежной очисткой обеспечивает снижения скорости изнашивания деталей в 1,5-1,8 раза и увеличение срока службы масла в 2-3 раза в сравнении с картерной смазкой разбрызгиванием. Эффективными мерами улучшения режима смазывания трансмиссий является повышение герметичности узла установкой рациональных конструкций сальников, манжет, уплотнений, прокладок и применением компенсатора герметичности. Рациональным является сочетание и качественная реализация данных мероприятий с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации машин.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):49-53
pages 49-53 views

РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИФРИКЦИОННЫХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ ДИСКОТИЧЕСКИХ МЕЗОГЕННЫХ ПРИСАДОК ДЛЯ ПЛАСТИЧНЫХ СМАЗОК МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Терентьев В.В., Акопова О.Б., Баусов А.М., Герасимов А.И., Телегин И.М.

Аннотация

Цель исследования - улучшение трибологических показателей серийных пластичных литиевых смазок, используемых в узлах трения сельскохозяйственных машин. В статье представлены результаты экспериментальных исследований антифрикционных и противоизносных свойств пластичных смазочных материалов с присадками жидкокристаллической природы - карбоксилатами меди, формирующими в мезофазе колончатые надмолекулярные структуры. Выбор присадок для исследований обусловлен размерами их молекул. Синтез присадок осуществлялся различными методами (метод сплавления и механоактивации в измельчителе ударно-отражательного типа). Трибологические исследования проводились на машине трения. Исследования показали, что введение в качестве присадок к литиевым смазкам исследуемых карбоксилатов меди позволяет снизить коэффициент трения в 1,5-3,45 раза, что в целом позволяет уменьшать потери на трение в трибосопряжениях. Износ элементов пар трения снижается в 1,4-4,8 раза, что позволяет в дальнейшем увеличить ресурс деталей пар трения сельскохозяйственных машин и оборудования. Улучшение трибологических характеристик связано с тем, что при переходе в мезоморфное состояние данные соединения, собранные в гексагональные домены, ориентируются относительно поверхности трения, имея при этом пониженную прочность при сдвиговой деформации. Обнаружено, что для исследованных карбоксилатов меди при добавке их в литиевую смазку явно наблюдается зависимость от концентрации присадки в диапазоне от 1 до 20 масс. %: чем выше ее концентрация, тем больше снижение коэффициента трения и износа. Полученные результаты показывают перспективность использования карбоксилатов меди в качестве антифрикционных и противоизносных присадок к пластичным смазкам на литиевой основе.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):53-56
pages 53-56 views

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ РЕЖИМА ТРЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ НА РЕСУРС ГИДРОПОДЖИМНЫХ МУФТ

Приказчиков М.С.

Аннотация

Цель исследования - повышение ресурса гидроподжимных муфт коробок передач с гидравлическим управлением улучшением режима трения фрикционных дисков сочетанием модификации поверхностей трения дисков и трибологических свойств минерально-растительной смазочной композиции. Влияние режима трения фрикционных дисков на ресурс гидроподжимных муфт оценивалось: посредством аддитивного критерия, характеризующего комплексное влияние качества поверхностей трения и смазочной среды и показателями, оценивающими влияние положительного градиента твердости поверхности трения при использовании минерально-растительной смазочной композиции. Для улучшения режима трения фрикционных дисков гидроподжимных муфт предложена модификация поверхностей трения дисков посредством фрикционно-механического латунирования в сочетании с применением минерально-растительной смазочной композиции (50% М-10Г 2 + 50% рапсовое масло). Представленные результаты исследований и их анализ свидетельствуют о том, что реализация рассматриваемых конструктивных мероприятий по модификации поверхностей трения в сочетании с рациональным составом минерально-растительной смазочной композиции, улучшающих режим трения фрикционных дисков без каких-либо дополнительных изменений механической коробки передач с гидравлическим управлением, позволит повысить ресурс гидроподжимных муфт в 1,7 раза.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):57-62
pages 57-62 views

ОБОСНОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА СМАЗЫВАНИЯ ОПОРНЫХ КАТКОВ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА

Бухвалов А.С., Володько О.С., Ленивцев А.Г.

Аннотация

В статье представлены результаты исследований модернизированной смазочной системы опорных катков гусеничного трактора. Целью исследований является повышение ресурса подшипников опорных катков гусеничных тракторов совершенствованием смазочной системы за счет применения рапсово-минеральной смазочной композиции и улучшения режима смазывания. Обоснован рациональный состав пластичной смазочной композиции, включающей рапсовое масло, присадки А-22 и Т-43, смазку «Литол-24» и стеарат лития. На основе теоретических исследований определены параметры шнекового-винтового устройства для опорных катков трактора ДТ-75М (наружный диаметр шнека - 93 мм, шаг винтовой поверхности - 13 мм), обеспечивающего циркуляционную подачу смазочного материала в зоны трения подшипников. В результате модернизации смазочной системы опорных катков удалось снизить содержание железа в смазочном материале на 14,3%, износ наружных колец подшипников - на 23,3%, величину осевого зазора - на 16%, массовый износ торцевых уплотнений - на 36% по сравнению с базовым вариантом смазочной системы. Применение разработанной пластичной смазочной композиции и устройства для ее циркуляционной подачи в зоны трения позволяет повысить ресурс подшипников опорных катков на 45% по сравнению с базовым вариантом смазочной системы. Динамика изменения осевого зазора в подшипниках и оценка их ресурса позволяют проводить замену смазочного материала и регулировку подшипников при наработке трактора 3000 мото-ч. Годовой экономический эффект при использовании предлагаемого метода совершенствования смазочной системы и разработанной пластичной рапсово-минеральной смазочной композиции составляет 1656 руб. на один трактор.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):62-67
pages 62-67 views

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЗДУХОПОДАЧИ ТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ

Иншаков А.П., Курбаков И.И., Кувшинов А.Н.

Аннотация

В статье рассматривается способ диагностирования системы воздухоподачи тракторного двигателя с газотурбинным наддувом, в основу которого положен принцип взаимосвязи параметров работы системы воздухоподачи и показателей двигателя. Цель исследования - совершенствование методов и средств диагностирования систем воздухоподачи тракторных двигателей с газотурбинным наддувом. Исходя из поставленной цели исследования были определены следующие задачи - изучить различные условия работы систем воздухоснабжения автотракторных дизельных двигателей; определить диагностические параметры при оценке технического состояния системы газотурбинного наддува в эксплуатационных условиях; разработать диагностические средства для безразборной оценки технического состояния системы воздухоподачи двигателей мобильных энергетических средств для стационарных и эксплуатационных условий. Одним из направлений в решении проблемы эффективного использования мобильной сельскохозяйственной техники является поддержание её в работоспособном состоянии за счёт своевременного проведения диагностических мероприятий. Наиболее трудоемким и наукоемким остается процесс диагностирования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) мобильных энергетических средств. Неисправности двигателя ведут к снижению производительности, ухудшению экономичности и экологичности машинно-тракторного агрегата (МТА). В ходе изучения условий работы системы наддува двигателей мобильной сельскохозяйственной техники установлены причины появления в эксплуатации отказов турбокомпрессоров (ТКР) и двигателя. Проведенный анализ существующих методов и средств диагностирования воздухоподающих систем автотракторных дизелей позволил определить пути их совершенствования за счет оптимизации компоновочных решений и разработки программного обеспечения. Разработан информационно измерительный комплекс (ИИК) с программным обеспечением, позволяющий диагностировать систему наддува по входным и выходным параметрам, определять КПД системы наддува двигателя, отображать результаты в виде аналитической и графической информации.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):67-71
pages 67-71 views

ИССЛЕДОВАНИE ТРИБОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МИНЕРАЛЬНО-РАСТИТЕЛЬНОЙ СМАЗОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Приказчиков М.С.

Аннотация

Цель исследования - улучшение трибологических свойств смазочной среды применением минерально-растительной смеси, содержащей рапсовое масло в качестве смазочной композиции, являющейся альтернативой применению минерального масла в механических коробках передач с гидроуправлением тракторов марки «Кировец». Трибологические свойства минерально-растительной смазочной композиции оценивались рядом показателей, которые в совокупности характеризуют эффективность ее применения в коробках передач трансмиссии энергонасыщенного трактора марки «Кировец» производства ЗАО «Петербургский тракторный завод». Эффективность применения минерально-растительной смазочной композиции оценивалась следующими параметрами: износ поверхности трения за время исследований; оценка кинематической вязкости; температура трения. Установлено, что кинематическая вязкость при 100°C исследованных минерально-растительных смазочных композиций с концентрацией рапсового масла от 0 до 100% по объему соответствует предъявляемым к минеральным маслам требованиям, и находится в пределах 8,0-10,5 сСт, а их применение позволяет снизить износ поверхностей трения и приходящиеся на них термодинамические нагрузки. В результате, при анализе полученных данных, рациональной признана минерально-растительная смазочная композиция, имеющая следующий состав: 50% минерального масла М-10Г 2 + 50% рапсового масла. Применение данной смазочной композиции, обладающей лучшими трибологическими свойствами, в качестве альтернативы минеральному маслу М-10Г 2, позволит уменьшить термодинамические нагрузки и износ поверхностей трения конструктивных элементов (фрикционных дисков), определяющих ресурс коробок передач с гидроуправлением тракторов марки «Кировец».
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):72-75
pages 72-75 views

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ ТЕРМИЧЕСКИХ ДЕФОРМАЦИЙ В ГОЛОВКЕ ЦИЛИНДРОВ ДИЗЕЛЯ

Черкашин Н.А., Шигаева В.В., Макарова М.П., Дмитриев Г.Н.

Аннотация

Цель исследований - снижение термических деформаций в головке цилиндров дизеля путем определения степени влияния различных факторов, влияющих на их возникновение и развитие. Рассмотрено общее напряженное состояние головок блока цилиндров (ГБЦ). Определены и проанализированы его основные части. Основной фактор, вызывающий повреждение огневого днища ГБЦ - это термические напряжения, достигающие своего максимума в межклапанных перемычках. Появление этих напряжений вызвано действием высоких температур горения топлива и их большой неравномерностью распределения по поверхности и толщине огневого днища головки блока цилиндров. Разница температур в зоне межклапанных перемычек и периферии днища может достигать значительных величин. Причинами этого перепада температур являются конструктивные особенности, теплопроводность материала и способ охлаждения нагретых поверхностей. Наличие в этой детали температурных перепадов приведет к неодинаковым удлинениям различных частей огневого днища ГБЦ. Эти удлинения (деформации) вызывают соответствующие им термические напряжения сжатия. При малоцикловом термическом нагружении постепенно происходит релаксация термических напряжений при наличии уже образовавшейся остаточной деформации. Это приводит к появлению напряжения растяжения. Напряжения растяжения особенно опасны для серого чугуна из которого изготовлена головка блока цилиндров. Придел прочности этого материала на растяжение в несколько раз меньше, чем на сжатие. С каждым термоциклом напряжения растяжения будут возрастать, так как серый чугун обладают малой пластичность. Остаточные деформации будут возрастать и в конечном итоге приведут к возникновению термоусталостных трещин. В результате проведенных теоретических исследований получена зависимость остаточных деформаций от различных факторов, определяющих долговечность ГБЦ. На основании этой зависимости, возможно определить направления дальнейших исследований по снижению термических напряжений и остаточных деформаций.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):75-77
pages 75-77 views

Обоснование параметров канатно-скребкового конвейера

Петрова С.С., Лянденбурский В.В., Коновалов В.В.

Аннотация

Цель исследования - снижение энергоемкости транспортирования сыпучих кормов в животноводстве с обоснованием рациональных параметров канатно-скребкового конвейера. Для перемещения и раздачи концентрированных кормов в животноводстве широко используются канатно-скребковые конвейеры с тросошайбовым или цепочно-шайбовым рабочим органом. Учитывая большую тяговую способность троса по сравнению с цепью, первый рабочий орган имеет существенные преимущества. К недостаткам указанных рабочих органов относится истирание шайб и образование пробки материала перед движущейся шайбой. Если первый недостаток можно устранить лишь использованием соответствующих материалов, снижением шероховатости контактирующих поверхностей и т.п. (совершенствованием технологии изготовления), то второй недостаток можно устранить, оптимизируя конструкцию шайбы. Для оптимизации конструкции рабочего органа канатно-скребкового конвейера непрерывного действия внутренним диаметром 50 мм использовалась экспериментальная установка. Дается методика определения производительности конвейера и энергоемкости транспортирования корма. Представлены результаты сравнительных экспериментальных исследований конвейера с тросо-шайбовым и канатно-чашечным рабочим органом. Приведены выражения, описывающие производительность конвейера и энергоемкость транспортирования в зависимости от конструкции рабочего органа, шага установки скребковых элементов и длины зоны загрузки. Предоставлены графики, описывающие двумерные поверхности отклика производительности устройства и энергоемкости транспортирования. На основе анализа полученных результатов обоснованы параметры конвейера: объем чаши 0,1-0,15 см 3, шаг установки скребковых элементов (чаш) 0,1-0,15 м, длина зоны загрузки 0,2 м и скорость рабочего органа 0,6-0,8 м/с.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):78-82
pages 78-82 views

Оптимизация технологических параметров Смесителя С кОМБИНИРОВАННЫМ РАБОЧИМ ОРГАНОМ

Коновалов В.В., Терюшков В.П., Чупшев А.В., Коновалов В.В.

Аннотация

Цель исследования - обоснование технологических параметров смесителя непрерывного действия с комбинированным рабочим органом при наименьшей энергоемкости приготовления смеси концентрированных кормов (комбикормов-концентратов) и соблюдении зоотехнических требований на качество приготавливаемой смеси. Задачи исследований - установить функциональную зависимость между технологическими параметрами приготовления смеси и показателями технологического процесса; выявить оптимальные или рациональные значения технологических параметров смесителя, при которых соблюдается требуемое качество смеси и меньшая энергоемкость смесеобразования. Повышение экономической эффективности использования комбикормов заключается в снижения их стоимости и улучшении их качества. Сельскохозяйственные предприятия стремятся использовать произведенный фураж, перемешивая его с покупными БВД. Однако не все смесители способны приготавливать смеси надлежащего качества. Существенным ограничением на применение того или иного смесителя является его зона работоспособности на соблюдение зоотехнических требований к качеству перемешивания смеси в зависимости от доли контрольного компонента в составе смеси согласно рецепта. Для смешивания сухих компонентов наиболее эффективны смесители с лопастными рабочими органами. Авторами разработан смеситель комбикормов непрерывного действия с комбинированным рабочим органом. Дается описание и фотография смесителя непрерывного действия с комбинированным рабочим органом. Комбинированный рабочий орган состоит из петлеобразных лопастей и спирального конвейера. Конструктивные параметры смесителя были обоснованы ранее. Описаны методика и результаты экспериментальных исследований непрерывного смесителя по обоснованию его зоны технологической работоспособности. Представлены выражения, описывающие неравномерность смеси и энергоемкость перемешивания в зависимости от производительности устройства и доли контрольного компонента. Построены двумерные сечения поверхностей отклика. На основе анализа графиков обоснованы параметры смесителя: оптимальная производительность около 8 т/ч, рациональна доля контрольного компонента смеси - не менее 10%.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):83-87
pages 83-87 views

Оптимизация конструктивно-технологических параметров спирального смесителя-конвейера

Коновалов В.В., Фомин А.С., Терюшков В.П., Чупшев А.В.

Аннотация

Цель исследования - снижение энергоемкости приготовления смеси концентрированных кормов (комбикормов-концентратов) при соблюдении зоотехнических требований на качество смеси за счет применения смесителей-конвейеров. Задачи исследований - установить функциональную зависимость между конструктивными и технологическими параметрами смесителя, и показателями технологического процесса; выявить оптимальные либо рациональные значения параметров смесителя, обеспечивающих требуемое качество смеси и минимальную энергоемкость смесеобразования. Дается описание, конструктивная схема и фотография смесителя-конвейера непрерывного действия со спиральным рабочим органом. Описаны методика и результаты экспериментальных исследований непрерывного смесителя-конвейера. Представлены выражения, описывающие неравномерность смеси и энергоемкость перемешивания в зависимости от длины зоны смешения, производительности устройства и доли контрольного компонента. Построены двумерные сечения поверхностей отклика второго порядка. На основе анализа графиков неравномерности смеси и энергоемкости обоснованы параметры смесителя: оптимальна производительность устройства около 3,6 т/ч; смеситель-конвейер работоспособен для приготовления сухой смеси при доле меньшего компонента смеси - не менее 13% и длине зоны смешивания - не менее 1 м.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):87-91
pages 87-91 views

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Шкрабак Р.В., Брагинец Ю.Н.

Аннотация

Приведены результаты исследований по теоретическим положениям профилактики травматизма в животноводстве, базирующиеся на анализе системы «человек-животное-машина-технология-среда». Цель исследований - обоснование и разработка профилактических мероприятий многопланового характера. Задачи исследований - разработать номенклатуру поражающих факторов составляющих названной выше системы и противодействия возможностям реализации потенциальных опасностей указанных факторов в травмы и заболевания работников. Новизна постановки проблемы и пути её решения многогранны и вполне реальны, о чём свидетельствуют результаты обширных научных исследований трудоохранной научной школы Санкт-Петербургского ГАУ. Каждому из составляющих системы уделено внимание как поражающему фактору с учётом его функций в системе. Обращено внимание на необходимость предотвращения реализации присущей факторам потенциальной опасности в кинетическую энергию, способствующую при определённых условиях травмированию работающих. Методы исследований базировались на изучении системы «человек-животное-машина-технология-среда» в условиях реального животноводческого комплекса дойного стада численностью 1125 голов.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):92-95
pages 92-95 views

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ДИНАМИКИ ЕЁ РАЗВИТИЯ И ПУТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ АВТОТРАНСПОРТОМ

Григоров П.П.

Аннотация

В статье приведены сведения о состоянии безопасности и динамике её развития при перевозке грузов автотранспортом, рассмотрены вопросы количественного и качественного характера, приводится картина в динамике по годам применительно к стране, Приволжскому федеральному округу и Самарской области. Приведена сравнительная динамика перевозки пассажиров автобусами общего пользования. Проанализирована динамика протяженности автомобильных дорог. Представлены сведения и их анализ по динамике происшествий при использовании автомобильного транспорта, по динамике числа погибших и раненых в результате происшествий при использовании автомобильного транспорта, по динамике зарегистрированных нарушений правил дорожного движения, их последствий и наказаний виновных. Исследована сравнительная динамика числа дорожно транспортных происшествий и погибших в них в стране, Приволжском федеральном округе и Самарской области по годам. Обращено внимание на необходимость выработки эффективных мер профилактики, адекватных ситуациям. Обоснованы причины, обстоятельства, источники и последствия аварийности на транспорте, отличающиеся большой разнообразностью. Обоснованы номенклатура профилактических мероприятий и выбор наиболее эффективных при реализации данной потребности.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):95-99
pages 95-99 views

ДИНАМИКА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ И ЧИСЛО ПОГИБШИХ И РАНЕНЫХ В НИХ

Шкрабак Р.В., Григоров П.П., Шатилов А.В.

Аннотация

Агропромышленный комплекс характеризуется большим объемом транспортных перевозок. Последние осуществляются автомобилями, тракторами, автотракторными поездами. Значительная часть грузов перевозится железнодорожным и водным транспортом. Имеет место перевозка грузов и воздушным транспортом. К сожалению перевозка всеми видами транспорта сопровождается различными происшествиями, в результате которых могут быть пострадавшие. Цель исследований - снижение числа погибших и раненых в транспортных происшествиях. Приводится сравнительный анализ динамики транспортных происшествий с подвижным составом по перевозке грузов различным транспортом за 1994-2012 гг. и числа погибших и раненых в них, а также сравнительная динамика дорожно-транспортных происшествий за 2000-2012 гг. по стране и Приволжскому федеральному округу в целом и его субъектам.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(3):99-102
pages 99-102 views