№ 2 (2014)

Статьи

ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Ларина Т.Н.

Аннотация

Обеспечение достойного качества жизни сельского населения России является одним из приоритетов современной социально-экономической политики государства. Обоснование проводимых государственных мероприятий должно опираться на всестороннее изучение сложившейся ситуации и происходящих изменений. Важная роль при этом принадлежит статистической методологии, которая определяет качество информационного сопровождения реализуемых проектов и программ. В отечественной экономической литературе статистическому изучению качества жизни сельского населения уделяется сравнительно мало внимания. В связи с этим разработка системы статистических показателей, как одного из элементов методологии исследования, является актуальным направлением экономической науки и практики государственного и муниципального управления. В статье на основе анализа современных методологических подходов к статистическому изучению качества жизни населения сформирована авторская система статистических показателей, позволяющая исследовать закономерности изменения качества жизни населения сельских территорий. Предлагаемая система включает 84 показателя, объединенных в блоки. Блоки с 1 по 10 отражают условия жизнедеятельности людей (социальная сфера, экономика, природно-климатические условия и т.п.). Перечисленные условия определяют возможности для достижения тех или иных результатов человеческой деятельности. Блок 11 содержит показатели, количественно измеряющие достижения жителей данной территории (состояние здоровья, степень социального неравенства и др.). Показатели данного блока представляют собой агрегаты, интегральные показатели (показатели конвергенции, главные компоненты развития социальной инфраструктуры, индекс человеческого развития и др.). В заключении статьи определены направления улучшения информационно-статистического обеспечения управления качеством жизни сельского населения.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):3-9
pages 3-9 views

Совершенствование региональной инвестиционной политики в АПК (на материалах Тюменской области)

Горохов А.А.

Аннотация

Цель исследования - повышение эффективности аграрной политики на региональном уровне, обеспечивающей рост производительности сельского хозяйства. Исследовано движение основных производственных фондов сельскохозяйственных организаций Тюменской области за период 2007-2012 гг. Совокупная стоимость основных средств за данный период увеличилась на 220,6%, однако высоким остается уровень износа (в среднем - 30,0%). Сократился парк сельскохозяйственной техники: тракторов - на 39,7%, зерноуборочных комбайнов - на 48,0%, сеялок - на 48,9%, доильных установок - на 23,7%. В результате выросла интенсивность использования техники - площадь пашни, приходящейся на один трактор увеличилась на 81%, площадь посевов, приходящихся на один комбайн, - на 84,6%. Анализ источников инвестиций показал, что в их структуре преобладают привлеченные средст- ва - 66,0%. Снизилась доля бюджетных источников (в 2007 г. - 30,8%, в 2012 г. - 17,0%) и банковских кредитов (в 2007 г. - 28,7%, в 2012 г. - 20,4%), за счет увеличения доли небанковских форм финансирования (лизинг) и иных источников. Среди собственных источников наибольший вклад вносит прибыль - 18%. Структура инвестиций характеризуется консервативным характером, поскольку большая часть инвестиционных затрат приходится на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (49,4%), и строительство зданий и сооружений (39,4%). Доля инновационных затрат, направляемых на научно-исследовательские разработки, обучение и повышение квалификации кадров, не превышает 5-7%. Для успешного развития регионального АПК необходимо существенно пересмотреть государственную политику инвестиций. Надлежит увеличить долю государственных инвестиций в инновационную сферу, доведя её до 30%.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):9-14
pages 9-14 views

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Шерстобитова Г.И.

Аннотация

Цель исследования - обоснование актуальности развития сельского туризма на примере Самарской области, путем проведения социологического исследования. Основную массу опрошенных (85%) составили респонденты в возрасте от 18 до 50 лет. Общий объём выборки: 500 респондентов. Под сельским туризмом следует понимать направление туристической деятельности, которое включает в себя комплекс услуг: сдачу жилья в наем, обеспечение туристов развлекательными услугами, демонстрацию национальных традиций и искусств. Слабое развитие сельского туризма в Самарской области связано с отсутствием информации о туристических маршрутах на единых порталах, сезонным характером работы туристических компаний, отсутствием развитой инфраструктуры (дорожная сеть, места проживания, сфера услуг и т.д.). Развитие сельского туризма направлено на решение ряда проблем сельской местности - снижение безработицы, сокращение разрыва в социальном, экономическом отставании сельских территорий от городов и развитых районов Самарской области. Конечным результатом стратегического развития сельской территории является достижение социального эффекта от выполняемых мероприятий, который заключается в повышении благосостояния населения, живущего в сельской местности. Полученные результаты проведенного анализа перспектив развития сельского туризма с учетом готовности населения к приему туристов на уровне отдельных поселений рекомендовано использовать всем предпринимателям, кого заинтересовал этот вид бизнеса, а также главам администраций районов. Установлена актуальность популяризации сельского туризма среди населения Самарской области.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):15-19
pages 15-19 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ОТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО 41 «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО»

Газизьянова Ю.Ю.

Аннотация

Цель исследования - совершенствование методологии бухгалтерского учета доходов и расходов от основной деятельности сельскохозяйственных организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) 41 «Сельское хозяйство». В работе рассмотрены проблемы применения положений МСФО 41, в части учета доходов и расходов от сельскохозяйственной деятельности отечественными сельскохозяйственными предприятиями. В ходе исследования были выделены особенности российского агробизнеса, которые необходимо принять во внимание при построении системы бухгалтерского учета предприятий осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. По результатам проделанной работы было выражено мнение о целесообразности и возможности применения норм МСФО 41 для учета финансовых результатов от операционной деятельности аграрных формирований, предложены и обоснованы общие подходы к учету результатов биотрансформации биоресурсов. Предложено признавать доходы при получении биологических активов и сельскохозяйственной продукции только на сумму разности между стоимостью биологических активов и сельскохозяйственной продукции и расходами, связанными с биологическими преобразованиями. Расходы, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности необходимо учитывать в зависимости от того на получение каких биологических активов они были понесены: сельскохозяйственных животных и растений, используемых в качестве средств труда или предметов труда. Расходы, понесенные на получение первой группы активов, целесообразно капитализировать в их стоимость и относить на операционные расходы на протяжении всего срока использования биоактивов. В работе рассмотрены доходы и расходы от основной деятельности сельскохозяйственных организаций как объекты бухгалтерского наблюдения и определены общие подходы к их учету и отражению в финансовой отчетности.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):20-25
pages 20-25 views

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБАРЕНДЫ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Чернова Ю.В.

Аннотация

Цель исследования - совершенствование бухгалтерского учета субаренды объектов основных средств. Задача исследования - разработать методику формирования массива данных, необходимых для отражения в учете операций по предоставлению внеоборотных активов в субаренду. Для достижения цели предложены субсчета к счету 001 «Арендованные основные средства» (001-1 «Арендованные основные средства в эксплуатации в организации» и 001-2 «Арендованные основные средства, переданные в субаренду») и разработана система бухгалтерских записей по учету хозяйственных операций по передаче имущества в субаренду, бухгалтерскому учету затрат по оказанию субарендных услуг, бухгалтерскому учету расчетов с субарендаторами по арендной плате, бухгалтерскому учету доходов и расходов, связанных с оказанием услуг по передаче имущества в субаренду, и финансовых результатов от данного вида деятельности. Даны рекомендации по организации аналитического учета объектов основных средств, переданных в субаренду. Предложенная учетно-информационная система позволит корректно отражать в бухгалтерском учете субарендодателя хозяйственные операции, связанные с оказанием услуг по передаче объектов основных средств в субаренду и расчетов с субарендаторами.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):25-29
pages 25-29 views

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ОЦЕНКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Бондина Н.Н., Зубкова Т.В., Лаврина О.В.

Аннотация

Разработана структура финансового механизма в сельском хозяйстве, где отражена специфика формирования рыночного механизма в АПК, который включает две параллельные системы: саморегулирования на основе принципов рынка и государственного регулирования. С учетом целей финансового механизма в сельском хозяйстве выделены основные критерии его эффективности: инвестиционная активность, ликвидность, платежеспособность, деловая активность, рентабельность, финансовая устойчивость. Предлагается проводить оценку влияния финансового механизма на эффективность сельскохозяйственного производства в два этапа: экспресс-анализ с помощью модели бальных оценок; детализированный анализ в разрезе критериев оценки. Первый этап предполагает проведение экспресс-анализа на основе модели балльных оценок, позволяющих отнести организацию к той или иной группе, в зависимости от количества набранных баллов. Предложенная методика экспресс-анализа позволяет дать обобщенную оценку эффективности финансового механизма сельскохозяйственной организации. На втором этапе для более детального анализа показателей по каждому критерию оценки эффективности финансового механизма предложено использовать разработанную систему показателей комплексной оценки. С использованием предложенной методики проведена оценка влияния финансового механизма на эффективность сельскохозяйственного производства Пензенской области, которая показала, что действие финансового механизма неоднозначно. Положительными моментами является повышение инвестиционной активности сельскохозяйственных организаций, повышение доступности кредитных ресурсов, а также государственная поддержка в сфере кредитования, которые привели к привлечению значительного объема банковских средств, что в свою очередь позволило в определенной степени улучшить показатели производственной деятельности, обновить основные средства и ввести в оборот дополнительные производственные мощности. Негативные моменты заключаются в повышении финансовой зависимости сельскохозяйственных организаций вследствие их закредитованности, что может привести к снижению финансовой устойчивости и финансовой нестабильности.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):29-35
pages 29-35 views

Предпосылки формирования оптово-распределительного центра ПО СБЫТУ КАРТОФЕЛЯ И ОВОЩЕЙ в регионе

Дмитриева О.Ю.

Аннотация

Цель исследования - обосновать предпосылки создания оптово-распределительного центра (ОРЦ) по сбыту картофеля и овощей в регионе. Чувашская Республика является одним из передовых регионов России по эффективности сельскохозяйственного производства. Валовый объем производства картофеля в 2012 г. составил 900,7 тыс. т, овощей - 167,8 тыс. т. Сельхозпредприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства производят более 30% от всего картофеля, выращиваемого в республике, тогда как по России немногим более 20%. В Чувашии насчитывается 90 картофелеводческих хозяйств с площадью возделывания более 50 га. Средняя урожайность картофеля в них составляет более 200 ц/га. По итогам 2012 г. республика заняла пятое место по производству картофеля в России. Одной из актуальных проблем развития сельского хозяйства является вопрос сбыта и снижения издержек. Сдерживающим фактором дальнейшего развития отрасли растениеводства является недостаточный уровень инфраструктуры и логистики продовольственного рынка в регионе. Определяющим для агропромышленного комплекса в ближайшей перспективе должно стать создание оптово-распределительных центров по сбыту картофеля и овощей в рамках реализации республиканской целевой программы «Модернизация и развитие инфраструктуры картофелеводства и овощеводства, в том числе создание оптово-распредели-тельного центра на 2014-2016 годы». ООО «Агрофирма «Слава картофелю» в селе Комсомольское Чувашской Республики запланировано строительство ОРЦ с объемом переработки картофеля - до 20 тыс. т, овощей - 5 тыс. т в год. Организация ОРЦ в регионе позволит решить две задачи: с одной стороны - обеспечить население качественной и доступной продукцией местного производства по приемлемым ценам, с другой - создать условия производителям для организации сбыта произведенной ими продукции напрямую населению без посредников.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):35-39
pages 35-39 views

Методика расчета оптимального комбайнового парка предприятия

Машков С.В., Прокопенко В.А.

Аннотация

Цель исследования - оценка практической значимости и границы применимости методики расчета комбайнового парка при комплектации парка предприятия современной техникой и ее последующей эксплуатацией. Задачи исследований: анализ существующих методик на степень их пригодности для оценки эксплуатационно-технической и экономической эффективности комбайновой техники при ее приобретении и последующей эксплуатации в составе парка предприятия; определение условий и границ применимости экономических критериев для оценки эффективности работы комбайнов. По методики расчета оптимального состава парка зерноуборочных комбайнов и результатам оценки показателей их экономической эффективности для современных комбайнов численные значения граничной урожайности, рассчитанные при нормированных значениях исходных параметров, лежат в диапазоне от 19,0 (СК-5М-1 Нива-Эффект) до 61,2 Lexion 780) ц/га. При ежедневной продолжительности работы в 12 ч предельный уровень оптимального периода уборки равен 84 ч. Величина коэффициента использования сменного времени комбайнов лежит в диапазоне 0,6-0,66. Комбайн высокого класса, обладающий, как правило, и более высокой стоимостью, показывает те же результаты по намолоту, что и более дешевый комбайн меньшего класса. Это очень важный для потребителей момент, так как он однозначно указывает, что для хозяйств с заведомо низкой урожайностью нецелесообразно по критерию экономической эффективности приобретать зерноуборочные комбайны высокого класса. На основании сделанного исследования потребная численность комбайнового парка Самарской области для уборки яровых на площади 688,3 тыс. га (2013 г.), вычисленная по алгоритму, равна 2878-3162 ед. По отчетности областной парк имеет в своем составе 3027 комбайнов.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):39-44
pages 39-44 views

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АГРОИНЖЕНЕРОВ К ТРЁХМЕРНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мальцева О.Г.

Аннотация

На фоне быстрого развития технологий, применяемых в области проектирования, исследования и создания новых образцов сельскохозяйственной техники, современное российское агроинженерное образование явно «не дотягивает» до мировых стандартов, что отражается на уровне подготовки профильных специалистов. В связи с этим целью исследования является развитие умений и навыков трёхмерного моделирования, составляющих деятельностный компонент готовности будущих агроинженеров к трёхмерному моделированию в профессиональной деятельности. При рассмотрении деятельностного компонента готовности были определены умения и навыки, составляющие его структуру, а также критерии его сформированности. Проводимый педагогический эксперимент по формированию навыков и умений трёхмерного моделирования однозначно показал эффективность применяемой методики и средств обучения, так как рост уровня сформированности деятельностного компонента наблюдался, прежде всего, в экспериментальной группе: в процессе формирующего эксперимента высокого уровня смогли достичь 10,53% (2009 г.), 22,23% (2010 г.) и 28,56% (2011 г.), тогда как в контрольных группах ни один студент на данный уровень не поднялся. Намного больше студентов в экспериментальной группе добились достаточного уровня сформированности данного компонента, что позволило им без особых проблем осуществлять трёхмерное моделирование объектов. Прослеживая динамику среднего балла по экспериментальным группам, отмечаем, что год от года средний балл на формирующем этапе эксперимента повышался. Это связано с введением дополнительных средств формирования готовности: в 2010 г. - интерактивной доски, в 2011 г. - интерактивной доски и электронного учебного пособия. Таким образом, проведённый эксперимент полностью подтвердил теоретические предпосылки и эффективность применяемых средств формирования готовности будущих агроинженеров к трёхмерному моделированию в профессиональной деятельности, что характеризуется положительной динамикой в уровнях деятельностного компонента за все три года эксперимента.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):45-49
pages 45-49 views

Самостоятельная работа студентов в системе профессионального образования

Стрекалова Н.Б.

Аннотация

Цель исследования - обоснование актуальности самостоятельной работы студентов (СРС) для профессионального образования и выявление перспективных форм ее организации в вузе. Актуальность самостоятельной работы студентов обоснована изучением современных тенденций развития образования и установлением возможности их реализации через увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе. На основе анализа научно-исследовательских материалов выявлены перспективные формы организации самостоятельной работы: освоение студентами методологии проведения самостоятельной работы и развитие навыков ее осуществления. Дальнейшая информатизация образования, необходимость внедрения в учебный процесс элементов электронного обучения, а также личный, педагогический опыт исследователя позволили сделать вывод о непосредственной связи самостоятельной работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и Интернет и, как результат, о необходимости сужения сферы поиска эффективных форм и методов организации и управления самостоятельной работы и углубление в область ИКТ. Достоверность сделанных выводов подтверждена результатами пилотажных исследований: преподаватели чаще всего используют ИКТ для организации самостоятельной работы студентов (24%);студенты считают, что самостоятельная работа в первую очередь развивает у них ИКТ-компетенции (24%); среди факторов, мешающих качественному выполнению самостоятельной работы, студенты называют - отсутствие необходимых ИКТ-компетенций у студентов и преподавателей, а также слабую технологизацию учебного процесса; большинство студентов считают необходимым организацию специального учебного курса по методике проведения самостоятельной работы (71%).
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):50-53
pages 50-53 views

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ

Зудилина И.Ю.

Аннотация

Цель исследования - выявление особенностей взаимодействия у студентов различных социально-психологических типов личности (СПТ). В качестве диагностических средств использовались: тест «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» (модифицированный вариант Н. П. Фетискина); методика В. М. Миниярова для определения СПТ. Автор выделил семь основных типов личности: гармоничный, конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный. В ходе сравнительного анализа обнаружена тенденция, которая наблюдается у студентов всех СПТ: самые высокие баллы выявлены по шкале «социальная автономность», то есть для студентов высокую значимость имеет их личностная позиция при организации и участии в совместной деятельности. Показатели, отражающие благополучность взаимоотношений, удовлетворённость своим положением в группе, гибкость поведения, контактность внутри коллектива и с внешним окружением, имеют баллы значительно ниже. Сравнение шкальных результатов показывает, что девушки превосходят юношей по способности адекватно оценивать личностные особенности партнёров по взаимодействию, в умении понять точку зрения другого, эффективно взаимодействовать. По защите собственного мнения в процессе взаимодействия юноши и девушки различаются меньше всего. Статистический анализ квотирования по полу не подтвердил различия в уровне перцептивно-интерактивной компетентности юношей и девушек (критерий сдвига (положения) Вилкоксона W=23 при p≥0,05). Полученные результаты исследования могут способствовать более эффективному использованию интерактивных методов обучения при учёте индивидуально-психологических особенностей студентов.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):53-56
pages 53-56 views

ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СФЕРЫ АПК

Романов Д.В., Романова С.В.

Аннотация

Технология развития критического мышления представляет собой систему стратегий и методических приемов, предназначенных для реализации в самых различных предметных сферах, видах и формах работы. Она позволяет достигать таких образовательных результатов как: умение обучаемых работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний (что важно для современного специалиста АПК); умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления разного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Целью исследования являлся поиск возможностей адаптации и интегрирования образовательной технологии развития критического мышления в учебный процесс Самарской ГСХА. Процессуально реализация технологии развития критического мышления состоит из трех этапов (фаз): 1) вызов (evocation) (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации); 2) осмысление содержания (realization of mening) (получение новой информации); 3) рефлексия (reflection) (осмысление, рождение нового знания). Технология развития критического мышления является перспективной образовательной технологией применительно к целям и задачам современного высшего профессионального образования.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):56-61
pages 56-61 views

СРЕДСТВА ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ АГРОИНЖЕНЕРОМ

Беришвили О.Н.

Аннотация

Интересы аграрного производства требуют разработки и принятия оптимальных решений (производственно-технологических, организационно-управленческих и т.д.), обеспечивающих необходимый резерв ресурсов для развития предприятия в условиях непрерывно усиливающейся конкуренции. Оптимизация становится неотъемлемой функцией инженерной деятельности, связанной с проектированием, производством и реализацией продукции. В связи с чем определены: цель исследования - обосновать средства принятия оптимальных решений агроинженером. В результате междисциплинарного анализа конкретизировано понятие принятия решения как выбор из множества возможных альтернатив оптимального способа выхода из проблемной ситуации в профессиональной деятельности агроинженера с учетом специфики, особенностей и условий реализации выбранного решения. Рассмотрена специфика сельскохозяйственного производства и особенности ее отражения в математических моделях принятия решений. В ходе исследования выявилось противоречие между необходимостью использования методов принятия оптимальных решений в профессиональной деятельности агроинженеров и отсутствием их в учебных планах подготовки, что является, на наш взгляд, одной из основных причин, по которым не происходит внедрение птимизационных расчетов в практику аграрного производства. При этом необходимо внести изменение в содержание математической подготовки агроинженеров, выделив содержательную линию, направленную на формирование навыков математического моделирования. Методы принятия решений можно рассматривать как основу для формирования общеметодологических представлений агроинженера и междисциплинарной интеграции естественно-научных и специальных дисциплин.
Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2014;(2):61-65
pages 61-65 views